Характеристика товаров производственно-технического назначения. Особенности товаров ПТН.
Специфика промышленного маркетинга определяется прежде всего тем, что:
-потребителями являются предприятия и организации;
-число потребителей ограничено, их концентрация обычно достаточно высока;
-система сбыта чаще всего прямая (однозвенная), контакты с потребителями непосредственные;
-процесс принятия решения о покупке у потребителя чаще бывает коллективным и формализованным;
-потребитель, покупатель и лицо, финансирующее покупку, могут не совпадать;
-широко используются персональные продажи, кредитование, сервисное обслуживание и т.п.;
-существует высокая интеграция рынков, но и более традиционное их разделение
Промышленный маркетинг можно определить как деятельность в сфере рынка товаров производственно-технического назначения, направленная на продвижение этих товаров от предприятий, которые их производят к тем организациям и фирмам, которые приобретают их для последующего использования в производстве или перепродажи без изменения.
Промышленный маркетинг - маркетинг, целью которого является продвижение на рынок продукции, которую используют промышленные предприятия в своем производстве: сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, промышленные услуги.
Сырье - первичные товары для промышленности. Они подвергаются обработке, которая облегчает их использование и перевозку или приводит их в соответствие с ГОСТами. (лес, различные руды (черные и цветные металлы) промышленное топливо, текстильные волокна, растительное и животное сырье, сельскохозяйственные продукты)
Материалы делятся на основные и вспомогательные.
К основным материалам относятся: лесоматериалы, стройматериалы (цемент, песок, глина), текстильные изделия (пряжа, нитки, ткани), продукты химической промышленности (пластмассы, стекло).
Вспомогательные материалы не входят в состав готового изделия, они используются в процессе производства полностью, облегчая или способствуя работе оборудования (производственного цикла). К ним относятся: горюче-смазочные материалы (ГСМ), краски, лаки, мыло и моющие средства, обтирочные материалы, канцтовары, различные эксплуатационные материалы.
Полуфабрикаты
Второй этап обработки сырья и материалов, следующий после первичной. К полуфабрикатам относят прокатную продукцию, листовое железо, профильные металлы, трубы, проволоку и проволочные изделия, пластмассы.
Комплектующие изделия
Оборудование
Оборудование делят на основное (тяжелое) и вспомогательное (легкое).
К основному оборудованию можно отнести: металлорежущие станки, компрессоры, вентиляторы, электродвигатели)
Вспомогательное оборудование обеспечивает осуществление основного производственного процесса. Это могут быть небольшие товарные станки, электрические аппараты, осветительная аппаратура, контрольно-измерительное оборудование, которое используется на разных стадиях производственного процесса.
Взаимодополняющие детали
К ним относят различные болты, гайки, винты, скрепки, подшипники
Промышленные услуги
К промышленным услугам относят инжиниринг, техническое обслуживание и ремонт, предпродажные и послепродажные услуги, аренду, а также мелкие услуги по нарезке, подсортировке.
53.Основные принципы современного маркетинга.
- базовые принципы современного маркетинга
это тот набор основополагающих правил, следование которым собственно и позволяет эффективно реализовать концептуальный подход к использованию маркетинга как философии бизнеса.
-функциональные принципы маркетинга(принципы методологического характера)
соблюдение их необходимо в процессе решения конкретных функциональных задач
это правила проведения соответствующих маркетинговых работ, определяемые используемой методологической базой.
-специфические принципы маркетингаопределяемые:
1. видом предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и т.п.);
2. объектом маркетинга (товар, услуга, территория, люди, организации, инновации, отношения и т.п.);
3. уровнем локализации рынка (внутренний, внешний, регион и т.п.);
4. видом потребителя (личный или производственный, государство, общественная организация, территория и т.п.);
5. спецификой продукта (спецтехника, продукция военного назначения и т.п.)
57. Принципы маркетингового планирования.
Сущность маркетингового планирования определяется формулой: планировать производство тех товаров, которые безусловно найдут сбыт, а не пытаться навязывать покупателю «не согласованную» предварительно с рынком продукцию.
Основные принципы общего планирования включают:
1) нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности; эффективную реализацию товара на рынке в плановых количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием;
2) направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы, что требует особого внимания к стратегическому планированию;
3) планирование тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей.
При внутрисменном планировании, которое должно стать основным в практической деятельности российских предприятий в условиях рыночных отношений, важны, по крайней мере, три принципа:
1) разрабатывать планы должен, прежде всего, тот, кто затем эти планы будет претворять в жизнь;
2) уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами предприятия;
3) необходимо обеспечить гибкость и адаптивность планирования в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия.
Последний принцип особенно важен для руководителей российских предприятий, для которых план всегда был законом и должен был выполняться любыми способами без каких-либо изменений его структуры и сроков, без учета того, нужен выпущенный товар или нет. В системе управления маркетингом планы предусматривают выпуск только тех товаров, которые будут обязательно востребованы потребителями. Поэтому принцип адаптивности планирования, учитывающий перспективную динамику спроса, становится едва ли не самым главным.