Механизмы психологического воздействия.

1. Заражение — это особый механизм воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, например танцев, спортивного азарта, ситуаций паники, религиозного экстаза и пр. Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта. Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состояние.

1. Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.

2. Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-сихологическим воздействием на личность.

Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность — это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

3. Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий,поступков),которые имеют некую эмоциональную окраску. Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Подражаниевыступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном миреэтот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание.Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьмадинамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всегостихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это исредство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наши рекомендации