Социальная перцепция, функции. Механизмы.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Функции: познания себя, познания партнёров по взаимодействию, установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности.

Механизмы: стереотипизация, идентификация / эмпатия / аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

- На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях их или людях, свойственные представителем той или иной социальной группы. Для человека, освоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент настройки, позволяющий человеку экономить психологические ресурсы. Они имеют свою разрешенную сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

- Идентификация – это социально-психологический процесс познания личности или группы других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положений партнёров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Её психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое ранее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожное и напряженное состояние.

- Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Её почти всегда интерпретирует не только как оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнёру.

- Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнёра по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимного личностного отношения. При прочих равных условиях людям легче принимать позицию того человека, к которому они испытывают эмоционально положительное отношение.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнёром по общению. Это не просто знания или понимание партнёра, а знание того, как партнёр понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

13. Общение как коммуникация, особенности.

Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуальногоили коллективного) к другому посредством знаков.В более широком смысле коммуникация выступает основой всех без исключениясоциальных взаимодействий, будучи и сама по себе также социальным процессом.

Общение как коммуникация реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди!

Особенности.

Основные структурные компоненты общения как коммуникации следующие:

- субъект общения: человек, который отправляет в адрес другого

человека коммун и кат (информацию);

- объект общения: партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;

- предмет общения: то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;

- потребность в общении: стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;

- мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;

- действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;

- задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия

в процессе общения;

- средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия

общения;

- продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.

Основные формы коммуникации:

1. Монологическая — преобладание высказывания одной личности - субъекта и слушание другой личности субъекта общения.

2. Диалогическая — субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании.

3. Полилогическая — многостороннее общение, которое чаще всего носит характер

своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.

Каждый акт общения предполагает, помимо наличия его участников, определен-

ную цель общения, нормы общения, ситуацию, в которой происходит общение.

В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из

партнеров, либо им обоим. Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение

его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого — не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Наши рекомендации