Тема 1. Введение в курс «Основы маркетинга»

Д.А. Гатиятуллина

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Методическое пособие

Казань

КНИТУ

УДК 316.334.2

ББК 60

Гатиятуллина Д.А.

Основы маркетинга: методическое пособие / Д.А. Гатиятуллина – Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – 97 с.

Представлено содержание дисциплины «Основы маркетинга», предложены планы практических (семинарских) занятий, темы эссе и статьи для аннотаций, практические задания для самостоятельной работы, кейсы и порядок работы с ними, контрольные задания для студентов заочной формы обучения, рекомендуемая литература.

Предназначено для бакалавров направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения, а также для тех, кто интересуется вопросами, связанными с маркетингом.

Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии ФГБОУ ВПО «КНИТУ».

Печатается по решению методической комиссии факультета промышленной политики и бизнес-администрирования.

Рецензенты:

д.п.н., проф. кафедры ГМУиС КГТУ К.С. Идиатуллина

к.э.н., доцент кафедры ГиМУ КФУ С.А. Владимирова

Ответственный за выпуск д.с.н., проф. А.Р. Тузиков

© Гатиятуллина Д.А., 2012

© Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Основы маркетинга» относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла раздела «Вариативная часть» и изучается на 2 курсе (3 семестр).

Объект изучения дисциплины – управление и деятельность организаций.

Предмет изучения дисциплины – маркетинговые аспекты управления и деятельности организаций.

Цель учебной дисциплины - подготовка специалистов, адаптированных к потребностям современного государственного и муниципального управления, способных самостоятельно использовать полученные знания для изучения и оценки динамики рыночных процессов, развития экономических механизмов, потребительского поведения, конкурентной среды и других важных элементов экономической деятельности предприятий и организаций.

В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи:

а) изучение концептуальных основ теории маркетинга;

б) изучение систем маркетинговой информации и маркетинговых исследований;

в) изучение комплекса классических маркетинговых средств;

г) ознакомление с особенностями микро- и макросреды маркетинга;

д) ознакомление с моделями покупательского поведения, характеристиками покупателя;

е) изучение процесса принятия решения о покупке;

ж) ознакомление с основными характеристиками рынка предприятий и поведением организованных потребителей;

з) изучение уровней конкурентных отношений и сущности конкурентного анализа;

и) анализ видов конкурентных преимуществ;

к) ознакомление с сущностью, критериями и технологиями сегментирования рынка;

л) ознакомление с особенностями позиционирования товара на рынке;

м) изучение сущности понятий «товар» и «услуга»;

н) ознакомление с жизненным циклом товара;

о) изучение сущности цены и анализ основных подходов к ценообразованию;

п) ознакомление с внутренней структурой и принципами функционирования каналов распределения, товародвижением и логистикой;

р) изучение комплекса маркетинговых коммуникаций;

с) ознакомление с особенностями маркетингового планирования и контроля.

В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга» обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, составляющие следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- стремление работать на благо общества (ОК-1);

- владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

- способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);

- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- умение устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ (ПК-28);

- способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44).

В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга», обучающийся должен знать:

а) концептуальные основы теории маркетинга;

б) систему маркетинговой информации и маркетинговых исследований;

в) комплекса классических маркетинговых средств;

г) особенности микро- и макросреды маркетинга;

д) модели покупательского поведения, характеристики покупателя;

е) процесс принятия решения о покупке;

ж) основные характеристики рынка предприятий и поведение организованных потребителей;

з) специфику конкуренции и сущность конкурентных преимуществ;

и) сущность, критерии и технологии сегментирования рынка;

к) особенности позиционирования товара на рынке;

л) сущность понятий «товар» и «услуга», жизненный цикл товара;

м) сущность цены и основные подходы к ценообразованию;

н) внутреннюю структуру и принципы функционирования каналов распределения, особенности товародвижения и логистики;

о) особенности комплекса маркетинговых коммуникаций;

п) особенности маркетингового планирования и контроля.

В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга», обучающийся должен уметь:

а) использовать основную терминологию маркетинга;

б) формулировать и корректировать цели, задачи и видение управления в соответствии с маркетинговыми целями организации;

в) выявлять и анализировать классические составляющие комплекса маркетинга для организации;

г) оценивать тенденции развития факторов микро- и макросреды маркетинга организации;

д) выявлять ключевые характеристики покупателя и характеризовать модель покупательского поведения;

е) выявлять и анализировать основные тенденции рынка предприятий и поведение организованных потребителей;

ж) выявлять конкурентные преимущества организации;

з) выбирать критерии сегментирования рынка в зависимости от характера управленческих задач организации;

и) выявлять и анализировать уровни товара, стадии жизненного цикла товара;

к) выявлять и оценивать внутренние и внешние факторы ценообразования;

л) определять количество уровней канала распределения товара, его внутреннюю структуру;

м) определять необходимые средства для продвижения товара;

н) разрабатывать маркетинговый план и применять необходимые механизмы для его реализации.

В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга», обучающийся должен владеть:

а)методами анализа микро- и макросреды маркетинга (SWOT-анализ и PEST-анализ);

б) методами выявления потребностей и запросов потребителей;

в)методами выявления и анализа мотивов и критериев выбора товаров и услуг;

г) методами выявления конкурентных преимуществ;

д) механизмами сегментации рынка и позиционирования товара;

е)механизмами ценообразования и корректировки цен;

ж) основными вариантами построения каналов распределения товаров;

з) методами продвижения товара;

и) методикой разработки и реализации маркетингового плана.

РАЗДЕЛ I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»

Общая трудоемкость дисциплины «Основы маркетинга» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Тема Лекции Практические занятия СРС
очно заочно очно заочно очно заочно
1. Введение в курс «Основы маркетинга» -
2. Комплекс маркетинга и маркетинговая среда -
3. Рынки и поведение потребителей -
4. Конкурентный анализ, сегментация и позиционирование
5. Товар - -
6. Цена - -
7. Распределение - -
8. Продвижение - -
9. Стратегия, планирование и контроль маркетинговой деятельности -
Итого:

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 5. Товар

Товар: сущность и виды классификации. Структура (уровни) товара. Решения об отдельных товарах, о товарном ассортименте, о товарной номенклатуре. Маркетинг услуг.

Процесс разработки новых товаров. Жизненный цикл товара.

Тема 6. Цена

Цена: сущность и основные подходы к ценообразованию. Установление цен на новые товары. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Корректировка цен. Изменение цен. Государственная политика ценообразования.

Тема 7. Распределение

Понятие каналов распределения. Внутренняя структура и принципы функционирования каналов распределения. Решения о структуре канала и об управлении каналом. Товародвижение и логистика.

Оптовая и розничная торговля.

Тема 8. Продвижение

Комплекс маркетинговых коммуникаций. Реклама. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью. Личная продажа и управление сбытом. Интерактивный и прямой маркетинг.

Тема 9. Стратегия, планирование и контроль маркетинговой деятельности

Стратегическое планирование. Маркетинговый план. Маркетинговый контроль.

РАЗДЕЛ IV. КЕЙСЫ

Порядок работы с кейсами

Кейс представляет собой описание ситуации, предназначенное для обучения анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

При разработке кейсов используются, как правило, условные названия, а фактические данные могут быть несколько изменены. Студент не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельном кейсе уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат – неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Кейс обычно не идет дальше вопросов «Почему?» и «Как?».

Кейс часто содержит материалы и факты, которые можно посчитать не относящимися к делу. Но надо всегда помнить, что принятие решений в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Именно в различиях оценок и подходов студентов и заключается ценность метода кейсов.

В ходе разбора ситуации студент вправе аргументировано принять или отвергнуть обоснованность любого постулата или определения. Другими словами, во время поиска решения кейса студент имеет возможность делать различные выводы так же, как и в повседневной жизни. При подведении итогов решения кейса, как правило, не даются оценки правильности предложенных решений.

Как подготовиться к анализу кейса? Этот вопрос, как и ситуационный анализ вообще, не имеет какого-либо единственно правильного ответа. У каждого может быть свой подход. Однако можно дать некоторые общие рекомендации:

1. Сначала прочитайте всю имеющуюся информацию, чтобы составить целостное представление о ситуации. Читая, не пытайтесь сразу анализировать.

2. Еще раз внимательно прочитайте информацию. Выделите те абзацы, которые вам показались важными.

3. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию. Определите, в чем ее сущность, а что второстепенно. Затем письменно зафиксируйте выводы – основную проблему и проблемы, ей подчиненные.

4. Зафиксируйте все факты, касающиеся этой проблемы (не все факты, изложенные в ситуации, могут быть прямо связаны с ней). Так будет легче проследить взаимосвязь между приведенными данными.

5. Сформулируйте критерий для проверки правильности предложенного решения.

6. Попробуйте найти альтернативные варианты решения, если такие существуют. Какие из них наиболее удовлетворяют критерию?

7. Разработайте перечень практических мероприятий по реализации вашего решения. Многие окончательные решения не имеют успеха из-за невозможности их практического осуществления.

Какие вопросы должен задать себе студент при изучении ситуации, изложенной в кейсе?

1. Внимательно ли я прочитал информацию или лишь просмотрел ее?

2. Учел ли я все относящиеся к делу факты?

3. Удалось ли сделать правильные выводы из имеющейся информации?

4. Не принимаю ли я чужое мнение за свое?

5. Не ошибаюсь ли я, думая, что все ориентируются на мое мнение?

6. Не слишком ли узко я понимаю абсолютную правильность или неправильность любого высказывания? Ведь совсем необязательно, что выводы будут верными лишь потому, что они противоположны неверным выводам?

7. Не бьюсь ли я впустую, самому себе доказывая неразумность и невозможность каких-либо фактов?

8. Может быть, я выбрал лишь ту информацию, которая не идет вразрез с моей собственной точкой зрения, и не заметил других важных сведений?

9. Принял ли я во внимание тот факт, что могу попасть под влияние своих собственных предубеждений, предрассудков или предвзятого мнения?

10. Не слишком ли я обобщаю? Не стоит ли вернуться к деталям? И правильно ли сделаны обобщения?

11.Не слишком ли много внимания я придаю какому-либо одному факту в принятии решения? Если да, то прав ли я?

12. Как я представляю себе реализацию принятых решений на практике? Каковы будут последствия? Могут ли возникнуть новые проблемы?

13. Не принял ли я решение, еще не проанализировав ситуацию? Не противоречат ли мои выводы и факты друг другу?

Как провести самоанализ после решения кейса?

1. Что нового я узнал?

2. Какие выводы вынес я из дискуссии?

3. Основные принципы, установленные в ходе дискуссии, – насколько они касаются моей практической деятельности?

4. Новый для меня образ мышления. Представляет ли он для меня какую-либо ценность?

Тематика кейсов

Каждый кейс сформирован в рамках определенной тематики курса «Основы маркетинга» (см. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ):

Кейс 1 и кейс 2 – тема 1;

Кейс 3 – тема 2;

Кейс 4 – тема 3;

Кейс 5 – тема 4;

Кейс 6 – тема 5;

Кейс 7 – тема 6;

Кейс 8 – тема 7;

Кейс 9 – тема 8;

Кейс 10 – тема 9.

Порядок выбора варианта кейса для студентов очной формы обучения

Студент должен решить 1 кейс. Для определения собственного варианта кейса необходимо руководствоваться следующим алгоритмом: из перечня предложенных кейсов следует выбрать тот, последняя цифра в номере которого совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки студента.

К примеру, если последняя цифра номера зачетной книжки студента – 0, значит ему необходимо выполнить кейс 10, если последняя цифра номера зачетной книжки студента – 2, то необходимо выполнить кейс 2 и т.д.

Требования к оформлению решения кейса

Объём решения кейса – не более 10 страниц (без обложки).

Формат страницы: А4.

Все поля (сверху, снизу, справа, слева): 20 мм.

Шрифт: размер (кегль) - 14; тип – Times New Roman.

Цвет текста - черный, подчеркивания и курсива - нет.

Межстрочный интервал - 1,0.

Абзацный отступ – 1,0.

Выравнивание текста - по ширине

Кейс 3. «Спорт на Урале»

У любителей активного отдыха есть причины сетовать на аномальную уральскую погоду – начало зимнего сезона задержалось на несколько недель. Однако в декабре горы наконец-то открываются. Это недешевое увлечение привлекает все больше желающих: по некоторым оценкам, число людей на трассах ежегодно удваивается. Соответственно растет и спрос на снаряжение. Специалисты говорят, что особенно заметно поднимаются продажи сноубордов. Горнолыжники все еще в большинстве, но бордеры, в прямом и переносном смысле, наступают им на пятки.

С началом сезона оживится и полемика между двумя группами любителей экстрима. На горе им выяснять отношения некогда, поэтому страсти в основном кипят в Интернете. На каждом спортивном форуме обязательно найдется провокатор, который начнет задирать лыжников. Более молодая (мировой дебют сноубординга состоялся на Олимпийских играх только в 1998 г.) и поэтому агрессивная культура активно демонстрирует себя и завоевывает новых поклонников. Но если вспомнить, то и горные лыжи были когда-то революционным спортом. А конкурировали они с лыжными гонками, которые культивировались у нас в прошлом – в редкой школе не проводили уроки физкультуры на лыжне. Например, мастер спорта по горным лыжам Екатерина Вогулкина, первая на Урале завоевавшая титул чемпиона СССР в этом виде спорта, начинала в свое время с беговых лыж: Эвакуированные во время войны ребята из Москвы, Ленинграда начали приобщать нас к горнолыжному спорту. А до тех пор горных лыж на Урале не было. Когда передо мной встал вопрос, куда пойти – в гонки или в слалом, я выбрала второе. Это гораздо интереснее, хотя бы потому, что скорости у горнолыжников совсем другие.

Массовое увлечение горными лыжами, по понятным причинам, началось не так давно. В первую очередь, из-за трудностей со снаряжением. По словами Валерия Уженцева, заслуженного тренера СССР, раньше гоночный инвентарь в стране выпускало около 30 фабрик. Горные лыжи делали только на Западной Украине, в г. Мукачево. А крепления к ним - в Ленинграде. Образцы продукции отечественных производителей качеством не отличались.

Екатерина Вогулкина: Тогда у нас не было автоматических креплений. Лыжи привязывали к ноге ремнями, и из-за этого были страшные травмы. Если упал, в лучшем случае - перелом. Я так чуть не потеряла ногу. А многие спортсмены вообще остались инвалидами. Мест, где могли бы собраться любители лыж, тоже было немного, и предназначались они главным образом для спортсменов.

Горнолыжные комплексы и сейчас не очень успевают за спросом. Многие трассы требуют переоборудования и серьезных вложений. Например, на Ежовой, уступающей по популярности на Урале разве что курорту "Абзаково", первую трассу вырубили еще в 1973 г., первый подъемник появился в 1975 г. По словам директора Кировградского горнолыжного комплекса Александра Пупышева, попытки поставить катание на Ежовой на коммерческую основу начались около пяти лет назад. В 1998 г. на горе установили несколько подъемников, в том числе – и кресельный. Уже два года работает система искусственного оснежения. Для удобства отдыхающих построили рестораны, кафе, открыли прокат лыж и снегоходов, санок, школу верховой езды. Но новичков на склоны приходит все больше – в выходные часто прокат не справляется, - признает Александр Пупышев.

Еще одна острая проблема, которая, кстати, усиливает противостояние горнолыжников и сноубордистов, – отсутствие отдельного места катания для досочников. О создании сноубордпарков заговорили во многих местных горнолыжных центрах: на той же Ежовой, на Пильной под Первоуральском. Ходили слухи, что сноубордпарк построят и на Уктусе. Идею организовать площадку для бордеров вынашивает и Уральская федерация экстремальных видов спорта. В парке им. Маяковского они хотят осуществить мечту екатеринбургских досочников – построить биг эйр в центре города.

Александр Пупышев: Сноубордпарк – стандартный элемент горнолыжного комплекса. Но он предусматривает все-таки немаленькие инвестиции. А горнолыжный бизнес далеко не самый рентабельный. Может быть, поэтому он развивается не так быстро, как хотелось бы. Хорошо, если курорт круглогодичный. Но для этого нужен рядом водоем - чтобы летом были развлечения, связанные с водой. Таких мест у нас мало. Пока же основная тусовка сноубордистов собирается на горе Мотаиха (поселок Исеть). Если верить последним новостям, к январю первый специально оборудованный сноубордпарк откроется на Волчихе.

Спортивная подготовка:Дефицит благоустроенных мест для катания не останавливает неофитов – к радости продавцов спортинвентаря. Новичков, особенно сноубордистов, они считают очень перспективной аудиторией. Юрий Иванов, директор магазина "Евроспорт": Сноубординг явно набирает обороты – ежегодно продажи растут процентов на 30. А Финляндия в прошлом сезоне стала первой страной, где сноубордов было продано больше, чем горных лыж. Несмотря на то, что сноубординг считается традиционно молодежным видом спорта (средний возраст резидентов специализированного местного интернет-ресурса www.dozka.ru – около 20 лет), доску выбирают и люди более взрослые.

Юрий Иванов: Тут какой парадокс – оборудование стоит дорого, и не всем молодым оно доступно. Самый слабенький комплект обойдется не меньше чем в 10 тысяч рублей, поэтому много покупателей в возрасте от 25 до 35 лет.

Впрочем, стоимость снаряжения отнюдь не решающий критерий для сомневающегося в выборе вида экстремального увлечения.

Начинающий горнолыжник и сноубордист оставят в магазине примерно одинаковую сумму. Небольшая экскурсия по торговому залу "Норди" показала, что разброс цен на доски и лыжи в зависимости от уровня подготовки – начинающий, средний, экспертный или профессиональный – находится в пределах от 5 400 до 18 000 руб. Понятно, что продукция раскрученных марок – Rossignol, Salomon, Fischer, Atomic, Blizzard, Burton, A snowboards – может быть и гораздо выше.

Основной комплект снаряжения – лыжи, доски, ботинки, крепления. Как говорят специалисты, для начинающих оно более «мягкое» и идеально подходит, чтобы освоить технику. Попробовав на простом, понимаешь собственные возможности и определяешься со стилем катания – кого-то привлечет «целина», а кто-то будет весь день торчать на трамплинах. Первого комплекта хватает в лучшем случае на пару сезонов. Но к этому времени его захочется поменять на более «жесткий вариант». Настоящие трюки и высокие скорости будут возможны только тогда.

Разумеется, лыжами (сноубордом), креплениями и ботинками не обойтись. Как правило, на гору не выходят без специального костюма. Брезентовая курточка – плохая защита от ветра и мороза, поэтому производители одежды стараются использовать новые материалы и технологии. Например, относительно недавно в лыжных куртках, брюках и комбинезонах появилась так называемая мембрана. Юрий Иванов: Мембрана – это тканевая прослойка или специальное напыление. Ее назначение – отводить влагу от тела во время движения и испарять ее через ткань. Самые дорогие мембраны Gortex (Paclite, XCR и пр.). Стоимость комплекта одежды в зависимости от бренда может варьироваться от $150 до $1000. Иностранные производители предусмотрели еще множество мелочей для поклонников активного отдыха на горе. Чтобы быть полностью "упакованным", можно докупать очки, термобелье, шлемы, специальные горнолыжные варежки, носки... Ассортимент этих товаров почти неисчерпаем, и некоторые любители с головой уходят в процесс подбора экипировки. Елена Ленчицкая, директор агентства "Урал-Кадры": Есть такие лыжники - разоденутся, купят себе дорогущее снаряжение, поднимутся на гору и целый день там важно стоят. На сленге их называют "фазанами" или "павлинами".

Однако следует учесть обстоятельство вполне объективное: что-то из снаряжения постоянно ломается, и докупать вышедшие из строя элементы приходится то и дело. Альтернативным и более дешевым вариантом директор магазина "Норди" Александр Мерзляков считает прокат и рынок вторичного оборудования, правда, пока не очень организованный: Можно купить б/у комплект, закинув запрос на один из форумов сноубордических сайтов. Довольно много снаряжения продается через студенческие тусовки.

Соревнования культур: Для большинства людей посещающих доступные и не сложные склоны, лыжи или сноуборд – отличный способ оставаться в форме. К тому же способ модный. Под воздействием моды на лыжи встают и 50-летние. Особенно активно в последнее время "поехал" чиновничий аппарат. На гору ставят даже самых маленьких – в "Норди", например, специально завозят лыжи и доски для 3-летних. Но многих из тех, кто попадает на трассы случайно, за компанию, этот спорт захватывает всерьез. Недаром его называют "снежным наркотиком". Он способен радикально изменить отношение к жизни.

Юлия Маркелова, дизайнер одежды, бренд Julia Dima: Я встала на сноуборд в прошлом году и полюбила зиму, чего раньше не было. Мы с друзьями объездили за тот сезон практически весь Урал – были даже в Кировске, в Мурманской области. А в этот Новый год собираемся в Алма-Ату, на Чембулак.

Среди тех, кто по-настоящему увлекся горами и спортом, попадаются люди разные, но у них есть и общие, "родовые" черты. Валерий Столбов, председатель совета директоров группы компаний "ИКО": Я катаюсь на горных лыжах с 6 лет и 12 лет профессионально занимался этим видом спорта. Сейчас ездим с семьей практически каждую неделю. Все мои друзья тоже катаются на горе. И могу сказать, что это очень разноплановая и интересная аудитория. Но, во-первых, все они любят в меру острые ощущения – им интересно жить. А во-вторых, среди них я не встречал плохих, непорядочных людей. "Старожилу" горы не надо объяснять, что такой Белый кодекс - он живет по его принципам (не нанеси вреда, помоги другому). Рядом с ними и новички чувствуют себя комфортно. Елена Ленчицкая: Я на лыжах уже 15-й сезон и, хотя вполне пристойно катаюсь, называю себя квалифицированным "чайником". "Чайником" быть не обидно совсем. Наоборот, им все стараются помочь на горе – все же когда-то начинали. Правда, бывают на горе и непростые отношения. Чаще всего конфликты возникают между лыжниками и снобордистами и сводятся к проблеме поведения на трассе. Если копнуть глубже, конфронтация скорее напоминает проблему "отцов и детей". В роли конфликтующих отроков, понятно, выступают доскеры. Александр Сапогов, дизайнер рекламного агентства "Промодизайн", сам с удовольствием катающийся и на лыжах, и на сноуборде, так пояснил суть противостояния: Лыжники считают, что сноубордисты не умеют кататься и поэтому ездят на этих дурацких досках и путаются под ногами. Сноубордисты же уверены, что лыжники не понимают настоящего кайфа, мешают прыгать и портят трамплины. И еще – сноуборд считается среди молодежи чем-то прогрессивным и модным, а лыжи – классикой, отошедшей в прошлое.

Этот антагонизм существует во всем мире. Например, на родине сноуборда – в США, на некоторые горнолыжные курорты бордеров кататься просто не пускают. Трения возникают даже на уровне официальных организаций – Международной федерации сноуборда (ISF) и Международной лыжной федерации (FIS). Сноубордистов особенно задело то, что Международный олимпийский комитет поручил лыжникам разрабатывать критерии проведения олимпийских соревнований по сноубордингу и организовывать квалификационные заезды. В результате сноуборд попал в разряд горнолыжных дисциплин. Прародитель сноуборда и основатель компании Burton ДЖЕЙК БЕРТОН в одном из интервью язвительно высказался: Это все равно что предложить хоккейной ассоциации отвечать за фигурное катание только потому, что соревнования проходят на тех же ледовых стадионах.

Тем не менее, гора – это и то, что объединяет горнолыжников и сноубордистов. Это как дорога, на которой есть свои законы движения и свои «дорожные знаки».

Екатерина Вогулкина: Чтобы никто не получил травм, а только удовольствие, нужно вести себя правильно. А то посмотришь и удивляешься – катаются кто как хочет, пересекают трассы и останавливаются в неположенных местах. Собственно, основные правила поведения на горе схожи и автомобильным движением – виноват тот, кто сзади.

Хозяева горы: Все эти правила не освоить в одиночку, и новичку лучше обратиться к профессиональным инструкторам, которые есть практически на каждом комплексе. Между прочим, специалисты говорят, что научиться кататься легко. Сноуборд можно «почувствовать» за неделю, а за две – более-менее грамотно спускаться по несложному склону на лыжах.

Самое интересное – что в этом виде спорта можно все время совершенствоваться. Освоив простейшую технику, многие с удовольствием учатся разным трюкам. Но для этого не достаточно появляться на горе только по выходным. Чтобы стать профессионалом (в сноубординге их еще называют прорайдерами), нужны постоянные тренировки. В Екатеринбурге профессионалы тоже есть. Например, три года назад свою команду прорайдеров создал магазин «Норди».

Александр Мерзляков: Тогда я попал на небольшие соревнования в парке им. Маяковского и увидел людей, которые хотят заниматься техническим фристайлом, но делают это не в самых подходящих условиях. Четырем ребятам по итогам тех соревнований я предложил объединиться – мне хотелось помочь этому виду спорта. Основное внимание команда уделяет тренировкам в спортивном зале – именно там отрабатываются акробатические элементы: высота прыжка, точность исполнения поворотов и приземления: их учат правильно падать и группироваться в воздухе.

По словам Александра Мерзлякова, сейчас членов команды можно назвать лучшими фристайлистами Урала: Ребята достаточно легко выигрывают все соревнования здесь. Естественно, мы помогаем им со снаряжением. Наших ребят уже приглашали в свои команды московские представители всемирно известных производителей сноубордов. Надо сказать, что "свои" спортсмены, авторитет которых среди любителей непререкаем, есть у каждого мирового бренда. Интерес производителей к профессионалам объяснить просто. Это – живая реклама их продукции, ведь прорайдер выступает только на снаряжении определенной марки. Компании сражаются за профессиональных сноубордистов не менее яростно, чем футбольные клубы за игроков. А шумиха, создаваемая вокруг, способствует продвижению сноубординга в массы – и вполне успешно.

По оценкам Александра Мерзлякова, еще пять лет назад катающихся на доске был только 1%. Сейчас соотношение стремительно поменялось: один сноубордист приходится примерно на пять лыжников. По мере того как растет лагерь сноубордистов, определяются и их отношения с горнолыжниками, антагонизм постепенно спадает. Бордеры и лыжники - народ стихии, и выяснять вопросы статуса им не к чему. Их приводит на гору страсть к скорости, к свободе и движению – именно так переводится известный лозунг: Risk it! Free it! Race it!

Вопросы:

1. Какие из факторов макросреды, упомянутые в данной статье, пособствовали росту популярности горных видов спорта на Урале? Приведите примеры из статьи.

РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Выполнение семестровой контрольной работы – важная и основная форма самостоятельной работы студента заочной формы обучения.

Настоящий раздел содержит 10 вариантов семестровой контрольной работы. Студент должен выполнить лишь один из них.

Для определения собственного варианта контрольной работы студенту необходимо руководствоваться следующим алгоритмом: из предложенных вариантов следует выбрать тот, последняя цифра в номере которого совпадает с последней цифрой номера его зачетной книжки (к примеру, если последняя цифра номера зачетной книжки 0, значит необходимо выполнить контрольную работу 10, если последняя цифра номера зачетной книжки - 2, то - контрольную работу 2 и т.д.).

Обложка контрольной работы оформляется в соответствии с требованиями оформления контрольных работ студентов заочного отделения, принятых в ФГБОУ ВПО «КНИТУ».

Семестровая контрольная работа состоит из 5 заданий:

Задание 1. Проработка теоретического вопроса темы.

Необходимо дать развернутую характеристику поставленного вопроса: понятие, ключевые признаки, особенности и схожие черты со смежными понятиями и терминами, основные функции, набор инструментов (методов) реализации и т.д.

Ссылки на источники обязательны (не менее 3-х). Ссылки могут быть оформлены в виде постраничных ссылок (сносок) или могут указываться в квадратных скобках (например, [2, c.45]) с последующим размещением в конце текста полного списка использованных источников и литературы. Все ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Общий объем ответа не должен превышать 10 страниц, исходя из требований предъявляемых к подготовке и оформлению эссе (см. РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ).

Задание 2. Подготовка эссе.

Необходимо подготовить 1 эссе по любой теме указанного семинара (всего 1).

Особенности подготовки и требования к оформлению указаны выше (см. РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ).

Задание 3. Подготовка аннотации статьи.

Необходимо подготовить 1 аннотацию любой статьи указанного семинара (всего 1).

Особенности подготовки и требования к оформлению указаны выше (см. РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ).

Задание 4. Решение заданий практикума.

Необходимо выполнить по 1 заданию практикума семинаров 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

Выполнение 2-х заданий практикума по тематике одного практического (семинарского) занятия не допускается.

Задание 5. Решение кейса.

Необходимо выполнить 1 кейс (см. РАЗДЕЛ IV. КЕЙСЫ).

Контрольная работа 1

1. Стратегическое планирование. Маркетинговый план.

2. Эссе по теме, указанной в семинаре 5.

3. Аннотация статьи, указанной в семинаре 2.

4. Любое задание практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

5. Кейс 8.

Контрольная работа 2

1. Товар: сущность и виды классификации. Структура (уровни) товара. Товарный ассортимент и номенклатура.

2. Эссе по теме, указанной в семинаре 6.

3. Аннотация статьи, указанной в семинаре 7.

4. Любое задание практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

5. Кейс 10.

Контрольная работа 3

1. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью. Личная продажа и управление сбытом.

2. Эссе по теме, указанной в семинаре 5.

3. Аннотация статьи, указанной в семинаре 6.

4. Любое задание практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

5. Кейс 2.

Контрольная работа 4

1. Процесс разработки новых товаров. Жизненный цикл товара. Маркетинг товаров и услуг: общее и особенное. Принципы / правила маркетинга услуг.

2. Эссе по теме, указанной в семинаре 3.

3. Аннотация статьи, указанной в семинаре 6.

4. Любое задание практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

5. Кейс 9.

Контрольная работа 5

1. Реклама на радио и TV, в сети Интернет: где и когда размещать, достоинства и недостатки, обзор средств, создание сообщения.

2. Эссе по теме, указанной в семинаре 6.

3. Аннотация статьи, указанной в семинаре 5.

4. Любое задание практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

5. Кейс 3.

Контрольная работа 6

1. Цена: сущность и основные подходы к ценообразованию. Установление цен на новые товары.

2. Эссе по теме, указанной в семинаре 7.

3. Аннотация статьи, указанной в семинаре 2.

4. Любое задание практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6).

5. Кейс 4.

Контрольная работа 7

1. Реклама: где и когда размещат<

Наши рекомендации