Концепция чистого маркетинга – получение прибыли, изучение потребителей.
5. Концепция социально-этического маркетинга – социальная ответственность (например – реконструкции старых общественных зданий); ответственность перед потребителями.
Маркетинг партнёрских отношений – установление долговременных, взаимовыгодных отношений с ключевыми клиентами.
Сущность маркетинга отношений:
Основана на том, что управление маркетингом должно быть нацелено на процесс создания и расширения прочных взаимовыгодных отношений с потребителями или другими заинтересованными лицами (поставщиками, контактными аудиториями, посредниками и т.д.), что увеличивает вероятность будущих сделок с одними и теми же потребителями. Противоположная ей концепция — маркетинг сделок (трансакционного маркетинга) — нацеливает управление маркетингом на увеличение числа разовых сделок с новыми потребителями.
Экономические основы маркетинга: нужды, потребности, спрос. Классификация потребностей.
Нужда - это ощущаемый человеком недостаток в чем-либо необходимом. Нужды делятся на: 1) физические (пища, одежда, тепло) 2) социальные (в общении и привязанности) 3) Индивидуальные (в знаниях, в самовыражении)
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Спрос – потребности человека, подкрепленные его покупательской способностью.
Классификация потребностей:
- физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)
- материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)
- социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)
- духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)
- этические,
- эстетические.
По субъекту потребностей:
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные,
- общественные.
По происхождению:
- врожденные,
- простые приобретенные и
- сложные приобретенные.
Спрос как исходное понятие маркетинга, виды спроса. Факторы, влияющие на формирование спроса.
Спрос – потребности человека, подкрепленные его покупательской способностью, вынесенная на рынок.
Для компании, спрос – это количество товаров или вид товаров, проданные за определённый период времени (измеряется в стоимостных и натурально-вещественных показателях).
Виды:
Удовлетворённый (реализованный)
Скрытый (неудовлетворённый) – это сумма денег, которое население намеревалось израсходовать на покупку одних товаров, но из-за отсутствия товаров или неудовлетворённости качеством, эти деньги потрачены на другие товары.
Факторы, влияющие на формирование спроса:
- Цена на товар.
- Потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д.
- Численность субъектов спроса (покупателей)
- Доходы покупателей.
- Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары.
- Потребительские ожидания.
Виды измерения спроса, цели измерения спроса. Оценка текущего рыночного спроса с точки зрения совокупного рыночного спроса, регионального рыночного спроса, фактического сбыта и доли рынка.
Спрос измеряется на трех уровнях:
- первичный- спрос на все марки данного товара, которые реализуются без использования комплекса маркетинга.
- текущий – это объем продаж за определенный период времени, с использованием инструментов комплекса маркетинга.
- рыночный потенциал – это предел, к которому стремится рыночный спрос.
Измерение текущего рыночного спроса
Обычно маркетологи рассматривают оценку текущего рыночного спроса в трех различных аспектах - с точки зрения совокупного рыночного спроса; регионального рыночного спроса; фактического сбыта и доли рынка.
Оценка совокупного рыночного спроса
Совокупный рыночный спрос. Общее количество товаров или услуг данного вида, которое может быть приобретено определенной группой потребителей в определенном географическом регионе за определенный период времени в определенной маркетинговой среде при определенном уровне и комплексе маркетинговых усилий индустрии.
Различают два типа рынка - расширяемый и нерасширяемый.
Компании, торгующие на не расширяемых рынках, часто принимают первичный спрос - суммарный спрос на все торговые марки данного товара или услуги - как заданный. Они концентрируют свои маркетинговые ресурсы на создании избирательного спроса - спроса на их собственную торговую марку товара или услуги.