В. Фрелинхом и К. Зитценшток
Время исследований: 80-е г.г. ХХ века
Страна: Германия
Учеными проводились исследования по повышению персонал-имиджа организации.
Размещение объявлений о найме на страницах массовых информационных средств;
Расположение объявлений о найме в привычных разделах, пригодных для подобного рода сообщений СМИ, с таким текстом и такой формой его подачи, чтобы даже при случайном взгляде оно идентифицировалось с рекламой кадрового имиджа.
Тема 3. Функции маркетинга персонала
Традиционный и организационно-рыночный подходы к выделению функций маркетинга персонала. Подход Ф. Котлера: аналитическая, производственная, сбытовая, функция управления и контроля. Подход А.Я. Кибанова: аналитическая и коммуникационная функции. Подход Б.Ю. Сербиновского: исследовательская, стратегическая и предпринимательская функции. Авторский подход: аналитическая, информационная, коммуникационная, профориентационная, социальная, персональная и организационная функции.
Рыночный подход в маркетинге персонала становится актуальным, так как меняются профессиональные ценности работника. Возникает демографическая проблема, связанная с
естественной убылью трудоспособного населения. Появляется в промышленном производстве технические сложные устройства специалистов и менеджеров их различными направлениями. Устраняется конкурентная среда и система взаимоотношения в коллективах, что приводит к повышенным интеллектуальным и психическим нагрузкам. Расширяются права работников по защите занятости и трудовым гарантиям.
Современный рынок труда требует от работадателя организации взаимодействия с
ним:
1. Потенциальные работники, осуществляющие поиск рабочего места;
2. Подходы, взаимодействующие с персоналом организации и оценивающие его
труд;
3. Организация, осуществляющая профессиональную подготовку персонала;
4. Государство и его представители;
5. Организация посредников, представляющий персонал;
6. Организация, занимающаяся информационной поддержкой рынка труда;
7. Маркетинговые фирмы, проводящие исследования рынка труда;
8. Организация конкурентов.
Тема 4. Технология маркетинга персонала
Определение качественной и количественной потребности в персонале. Анализ внутреннего рынка рабочей силы организации. Анализ внешнего (отраслевого и регионального) рынка труда. Анализ поведения соискателей рабочих мест на внешнем и внутреннем рынках труда. Сегментация рынка труда и формирование сегментов потенциальных работников. Изучение требований, предъявляемых к вакантным должностям и рабочим местам в организации. Анализ основных конкурентов.
Основными направлениями маркетинга персоналаявляются:разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.
Потребности в персонале
Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов ( см. схему. ). Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории «производственного» маркетинга.
Рис. Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала
Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана маркетинга персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов ( табл. 1 ). Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. Учет внешней среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности. Под внутренними подразумевают факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Полный и точный учет всех внешних и внутренних факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.
Основными направлениями маркетинга персоналаявляются:разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.
Таблица 1. Факторы, определяющие направления маркетинга персонала
Факторы | Характеристика | ||
Внешние |
Определяется общеэкономическими и демографическими процессами, | |||
уровнем безработицы в заданном временном промежутке, то есть | |||
Ситуация | на | конъюнктурой рынка, изучение которой предполагает анализ спроса на | |
рынке труда | персонал, его количественной структуры, предложения в области | ||
персонала (ситуации в сфере учебных заведений, центров подготовки | |||
кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т. д.) | |||
Развитие технологий
Особенности социальных потребностей
Приводит к изменению характера и содержания труда, его предметной направленности, что, в свою очередь, формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала
Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, которая будет зависеть от характера складывающихся в заданный момент времени общественных и производственных отношений
При решении вопросов маркетинга персонала следует учитывать
Развитие требования трудового законодательства, его возможные изменения в законодательства обозримом периоде времени, особенности законодательства в области
охраны труда, занятости и т. п.
Кадровая | Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с | |
политика | целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на | |
организаций- | изменение кадровой политики | |
конкурентов | ||
Внутренние
Цели
организации
Финансовые ресурсы
Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации, цели и задачи которой формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала
Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом позволяет выбрать альтернативные или компромиссные варианты в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки, переподготовки
Кадровый
потенциал
организации
Источники покрытия кадровой потребности
Связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы правильно распределять обязанности между сотрудниками, что во многом определяет успех реализации плана маркетинга персонала
Фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целей организации, финансовых ресурсов, тенденций развития технологии и т. д.
Разработка требований к персоналу заключается в формировании представлений о качественных характеристиках персонала (способностях, мотивациях, квалификации) и осуществляется на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.
Потребности в персонале—одном из важнейших направлений маркетинга персонала,позволяющем установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественную и количественную потребность в персонале рассчитывают в единстве и взаимосвязи.
Качественная потребность,т.е.потребность по категориям,профессиям,специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на
основе: профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных и рабочих инструкциях, описаниях рабочих мест; штатного расписания организации и ее подразделений, где
фиксируется состав должностей и рабочих мест; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов: система целей как основа организационной структуры управления;
общая организационная структура, а также организационные структуры подразделений; штатное расписание; должностные инструкции и описания рабочих мест.
Для определения общей потребности в персонале суммируется количественная потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Задача определения количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.
Следует отметить, что принципиальных различий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается. Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.