В. Фрелинхом и К. Зитценшток

Время исследований: 80-е г.г. ХХ века

Страна: Германия

Учеными проводились исследования по повышению персонал-имиджа организации.

Размещение объявлений о найме на страницах массовых информационных средств;

Расположение объявлений о найме в привычных разделах, пригодных для подобного рода сообщений СМИ, с таким текстом и такой формой его подачи, чтобы даже при случайном взгляде оно идентифицировалось с рекламой кадрового имиджа.

Тема 3. Функции маркетинга персонала

Традиционный и организационно-рыночный подходы к выделению функций маркетинга персонала. Подход Ф. Котлера: аналитическая, производственная, сбытовая, функция управления и контроля. Подход А.Я. Кибанова: аналитическая и коммуникационная функции. Подход Б.Ю. Сербиновского: исследовательская, стратегическая и предпринимательская функции. Авторский подход: аналитическая, информационная, коммуникационная, профориентационная, социальная, персональная и организационная функции.

Рыночный подход в маркетинге персонала становится актуальным, так как меняются профессиональные ценности работника. Возникает демографическая проблема, связанная с

естественной убылью трудоспособного населения. Появляется в промышленном производстве технические сложные устройства специалистов и менеджеров их различными направлениями. Устраняется конкурентная среда и система взаимоотношения в коллективах, что приводит к повышенным интеллектуальным и психическим нагрузкам. Расширяются права работников по защите занятости и трудовым гарантиям.

Современный рынок труда требует от работадателя организации взаимодействия с

ним:

1. Потенциальные работники, осуществляющие поиск рабочего места;

2. Подходы, взаимодействующие с персоналом организации и оценивающие его

труд;

3. Организация, осуществляющая профессиональную подготовку персонала;

4. Государство и его представители;

5. Организация посредников, представляющий персонал;

6. Организация, занимающаяся информационной поддержкой рынка труда;

7. Маркетинговые фирмы, проводящие исследования рынка труда;

8. Организация конкурентов.

Тема 4. Технология маркетинга персонала

Определение качественной и количественной потребности в персонале. Анализ внутреннего рынка рабочей силы организации. Анализ внешнего (отраслевого и регионального) рынка труда. Анализ поведения соискателей рабочих мест на внешнем и внутреннем рынках труда. Сегментация рынка труда и формирование сегментов потенциальных работников. Изучение требований, предъявляемых к вакантным должностям и рабочим местам в организации. Анализ основных конкурентов.

Основными направлениями маркетинга персоналаявляются:разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.

Потребности в персонале

Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов ( см. схему. ). Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории «производственного» маркетинга.

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Рис. Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала

Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана маркетинга персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов ( табл. 1 ). Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. Учет внешней среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности. Под внутренними подразумевают факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Полный и точный учет всех внешних и внутренних факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.

Основными направлениями маркетинга персоналаявляются:разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.

Таблица 1. Факторы, определяющие направления маркетинга персонала

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru


Факторы   Характеристика  
     
       
Внешние      

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

      Определяется общеэкономическими и демографическими процессами,
      уровнем безработицы в заданном временном промежутке, то есть
Ситуация на   конъюнктурой рынка, изучение которой предполагает анализ спроса на
рынке труда     персонал, его количественной структуры, предложения в области
      персонала (ситуации в сфере учебных заведений, центров подготовки
      кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т. д.)
       

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Развитие технологий

 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Особенности социальных потребностей

 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Приводит к изменению характера и содержания труда, его предметной направленности, что, в свою очередь, формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, которая будет зависеть от характера складывающихся в заданный момент времени общественных и производственных отношений

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

   
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

При решении вопросов маркетинга персонала следует учитывать

Развитие требования трудового законодательства, его возможные изменения в законодательства обозримом периоде времени, особенности законодательства в области

охраны труда, занятости и т. п.

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Кадровая   Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с
     

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru


политика   целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на
организаций-   изменение кадровой политики
конкурентов    
     

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru Внутренние

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Цели

организации

 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Финансовые ресурсы

 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации, цели и задачи которой формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала

   
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом позволяет выбрать альтернативные или компромиссные варианты в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки, переподготовки

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Кадровый

потенциал

организации

 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Источники покрытия кадровой потребности

Связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы правильно распределять обязанности между сотрудниками, что во многом определяет успех реализации плана маркетинга персонала

   
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
 
  В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru
В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru

Фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целей организации, финансовых ресурсов, тенденций развития технологии и т. д.

В. Фрелинхом и К. Зитценшток - student2.ru



Разработка требований к персоналу заключается в формировании представлений о качественных характеристиках персонала (способностях, мотивациях, квалификации) и осуществляется на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.

Потребности в персонале—одном из важнейших направлений маркетинга персонала,позволяющем установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

Качественную и количественную потребность в персонале рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

Качественная потребность,т.е.потребность по категориям,профессиям,специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на

основе: профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных и рабочих инструкциях, описаниях рабочих мест; штатного расписания организации и ее подразделений, где

фиксируется состав должностей и рабочих мест; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов: система целей как основа организационной структуры управления;

общая организационная структура, а также организационные структуры подразделений; штатное расписание; должностные инструкции и описания рабочих мест.

Для определения общей потребности в персонале суммируется количественная потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.

Задача определения количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.

Следует отметить, что принципиальных различий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается. Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.

Наши рекомендации