Особенности нематериального стимулирования
Грамоты, благодарности, фотографии на «Досках почета», вымпелы и публикации в корпоративной прессе – кому не известны эти инструменты, которые используются руководством для морального воздействия на персонал. Последний раздел лекции будет по объему самым незначительным. Но не аому, что нематериальное стимулирование – второстепенный процесс в современных организациях. А потому, что «пакет» нематериальных стимулов исключительно индивидуален для каждой организации, да и для каждого аботника, никаким законом не регламентируется и точка в их перечне еще не поставлена. Поэтому какие-либо универсальные рецепты морального стимулирования не существуют. Видов нематериального стимулирования существует множество. И рамки этого множества определяет только желание и атазия руководителя или менеджера по персоналу. Так что, вы можете смело включаться в процесс поиска и разработки новых видов неосязаемых стимулов, руководствуясь социально-психологическими методами управления. Но, чтобы не изобретать велосипед, познакомимся с теми видами, которые уже давно вошли в практику менеджмента, как наиболее успешные.
Виды нематериального стимулирования
Вот их перечень:
· обучение (тренинги, программы повышения квалификации);
· возможность самореализации и творчества (содержание работы, позволяющее выходить за рамки нормативов и инструкций);
· стабильность и престиж (репутация и известность самой компании);
· привлекательное название должности;
· фиксация достижений (личное внимание и поощрение руководства);
· условия труда (рабочее место, организация пространства в офисе);
· участие в принятии решений (чувство причастности самого работника к выработке решений, например опросы, «голосования» и другое);
· стиль руководства (атмосфера в кабинете начальника, стиль проведения совещаний, манера общения начальника с подчиненными).
Попробуем далее не повторяться и рассмотреть эти виды нематериального стимулирования в более конкретных формах.
Обогащение труда
Моральное поощрение вытекает из самого процесса работы — это удовлетворение достигнутым результатом и ощущение смысла происходящего. Сам процесс работы и положительная реакция работника на этот процесс составляют основу для морального удовлетворения. В целях усиления этого стимулирующего фактора руководство должно стараться постоянно улучшать условия работы, обогащать содержание труда. В этих целях в передовых компаниях часто осуществляется реорганизация трудового процесса с целью повышения ответственности работника за порученное дело. делегирования ему дополнительных полномочий,
Карьерный рост и кадровые перестановки
Действенным моральным стимулом является карьера.Вы можете возразить, что карьера влечет за собой повышение вознаграждения, а значит, ее следует отнести к материальным стимулам. С этим можно согласиться, но есть в карьерном росте и важнейший момент нематериального стимулирования, который заключается в удовлетворении потребности во власти и самореализации. Интересно, что практически любая кадровая перестановка, связанная с повышением для «переставляемого» (в его собственных глазах) его профессионального или должностного статуса, дает позитивный эффект. По-видимому, это связано с формированием мотивации достижения, удовлетворением потребности в признании. А вы как думаете?
Особенно существенно это для менеджеров среднего звена, ведь чем выше уровень руководителя или менеджера, значительнее сила его личности, тем большую роль в его системе мотивации играет мотив самовыражения, желание что-то изменить в мире. Поэтому расширение диапазона прав и обязанностей, которым сопровождается повышение по службе, представляет собой огромную ценность для работников такого уровня.
Корпоративные мероприятия
А что вы скажете о корпоративных мероприятиях? Их ждут, их любят, по ним скучают… Корпоративные мероприятия – один из самых затратных видов нематериального стимулирования. Но, даже идя на увольнение персонала и сокращая фонд оплаты труда и расходы на рекламу, компании, тем не менее, устраивают праздничные вечеринки для сотрудников, организуют слеты своих представителей из филиалов, периодически вывозят весь состав фирмы в увеселительные поездки и неустанно твердят о формировании корпоративной культуры, создании и поддержании командного духа.
Уже само словосочетание «корпоративный праздник» вызывает теплые эмоции.
Корпоративные мероприятия интересны тем, что удовлетворяют целый набор человеческих потребностей. Во-первых, на подобных вечеринках всегда предостаточно общения, и даже самый «замкнутый» работник обязательно находит себе компанию.
Но, как и в любом деле, в увлечении корпоративными мероприятиями надо знать меру. Устраивать праздники по поводу и без него – серьезный риск получить обратный эффект: вместо желания сотрудников работать в полную силу на благо любимой организации, работа превратится в бесконечную «тусовку».