Понятие мотивации и ее составляющие
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что заставляет человека трудиться? Или хотя бы, почему одни работают с удовольствием, не замечая времени, другие – строго от звонка до звонка, а третьи – только из-под палки и под бдительным оком руководства? Оказывается, все достаточно просто: нашими действия во многом зависят от наших потребностей. Мучает жажда – ищем воду, хочется обновить гардероб – стараемся заработать необходимую сумму денег, мечтаем о признании и уважении окружающих – пытаемся заслужить авторитет, совершенствуя профессиональное мастерство или развивая в себе лидерские качества. Что же такое потребность?
Потребность – это неосознанная или осознанная необходимость в чем-либо
Иначе говоря, это такое внутреннее состояние человека, которое отражает его недовольство, дискомфорт от дефицита чего-либо. Мы не в состоянии увидеть или измерить свои потребности, их можно лишь почувствовать, ощутить или осознать. Окружающие узнают о наших потребностях по нашему поведению.
Пример
Одна из сотрудниц в течение трех месяцев была для руководства прямо-таки «палочкой-выручалочкой», так как готова была по первому зову заменить заболевшего, выйти на работу в выходные и праздничные дни, короче, взяться за что угодно, за что можно было получить побольше денег. Такое «рвение» не могло не привлечь внимания. Оказалось, семье срочно нужны были деньги для последнего взноса по жилищной ипотеке.
Виды потребностей
Наши потребности разнообразны. Так, например, по степени важности их можно сгруппировать следующим образом:
1) физиологические или первоочередные, не удовлетворив их, человек не может жить (еда, питье, сон);
2) потребности в безопасности (жилище, здоровье, одежда по сезону, элементарные бытовые навыки, профессия);
3) социальные потребности (общение в семье, с друзьями и коллегами);
4) потребности в уважении (авторитет, признание окружающих);
5) потребности в самовыражении (реализация научной идеи, творческого замысла, открытие или изобретение, бескорыстная польза для общества).
Потребности первых двух видов принято называть низшими, а все остальные – высшими потребностями.
Но сами по себе потребности «работать» не могут. Согласитесь, можно круглосуточно мечтать о том, чтобы сделать мир лучше (потребность, причем, высшая!), лежа при этом на диване, с пультом от телевизора. Так что потребность только подает нам сигнал – «хочу». Для того, чтобы потребность «заработала», необходимы помимо потребностей и мотивов и другие элементы:
- притязания– желаемый уровень удовлетворения потребностей;
Одному сотруднику достаточно, чтобы его авторитет был признан среди профессионалов, а другому необходимо добиться внимания и признания со стороны высшего руководства.
- ожидания – оценка вероятности того, что результат деятельности будет иметь определенные последствия;
Работник может «выкладываться» в полную силу, ожидая за высокие результаты денежной премии, а получить – очередную грамоту или крепкое рукопожатие.
- установки – готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации.
Один сотрудник согласиться взять на себя выполнение обязанностей заболевшего коллеги только по распоряжению начальства, после заключения дополнительного соглашения. Другой же сделает это бескорыстно и по собственной инициативе.
- оценки – характеристики степени возможного удовлетворения потребности;
Укладчица конфет на кондитерской фабрике, допустим, мечтает жить в таком же роскошном особняке, который она увидела однажды по телевизору в одной из программ о звездах шоу-бизнеса, Но она прекрасно понимает, что заработная плата наемного работника, какой бы высокой она не была, не позволит ей превратить мечту в реальность. Догадываетесь, как она оценит свои трудовые успехи с точки зрения приближения к заветной цели?
- стимулы - инструменты, средства, побуждающие человека к желаемым действиям
Ими могут быть различные блага, деньги и другие средства, подробнее о которых мы поговорим в следующих разделах урока.
Справка
В Древнем Риме стимулом называли заостренную палку, которой погоняли животных.
Рассмотрим мотивы подробнее.
Мотивы и их типы
Мотив – психологическая причина, побуждающая человека к активным действиям, направленным на удовлетворение потребности