Сплошная линия стрелки – активирующее влияние; пнктирная линия стрелки – тормозящее влияния.
Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают значимость (смысл) явлений и ситуаций в форме непосредственного переживания и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Различают положительные и отрицательные эмоции.
Эмоции возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом, как результат интегрированных корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В реализации эмоций участвуют структуры мозга различных уровней, включая новую кору, лимбическую систему (гиппокамп, миндалина, гипоталамус). Субъективное ощущение (эмоция) возникает как следствие возбуждения этой системы. Любые повреждения мозга, изменяющие интеграцию возбуждения, приводят к нарушению эмоциональной реактивности и, прежде всего, способности человека и животных адекватно оценивать результаты совершённой деятельности. Эмоции, как одно из средств передачи информации о состоянии индивида, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов и т. д. Одни реакции, например, движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное давление, сердцебиение) в обычных условиях произвольно не контролируются.
В связи с мотивацией как физиологической функцией организма различают:
· индивидуальную мотивацию, направленную на поддержание гомеостаза (голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. п.);
· групповую - забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.;
· познавательную - исследовательское поведение, игровая деятельность и т. д.
Сведения о структурах мозга, отвечающих за процесс формирования той или иной мотивации, пока ограничены. Разработана нейрофизиология наиболее элементарных мотивов - голода, жажды, избегания боли, полового влечения. Нервным субстратом этих мотивов служат широко разветвлённые системы, элементы которых локализуются во многих отделах мозга. Биохимические сдвиги во внутренней среде организма, как и действие внешних стимулов, трансформируются в процесс возбуждения, который активирует те или иные структуры гипоталамуса. Отсюда мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного мозга, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению соответствующей потребности.
Принципиальное значение для нейрофизиологии мотивации имело открытие Дж. Олдсом и П. Милнером (Канада) мозговых структур, которые животное в эксперименте самостоятельно многократно раздражает электрическим током (так называемые подкрепляющие системы мозга, или "центры удовольствия"). Эти опыты с самораздражением показали, что, взаимодействуя друг с другом, мотивация и эмоции приурочены к разным мозговым образованиям и играют самостоятельную роль в организации поведения. Эксперименты с искусственным раздражением мозга привели ученых к выводу о том, что обязательной предпосылкой активации нервного аппарата эмоций в естественных условиях существования высших животных и человека служит мотивационное возбуждение (наличие потребности).[2]
Общепризнанно, что мозг эволюционировал последовательно, начиная с его первоосновы (верхней части спинного мозга), с более поздним развитием остальных его частей. Часть древнейшей лимбической системы - мозжечковая миндалина - является эмоциональным центром. Эта примитивная и инстинктивная часть мозга задействована для ощущения чувств. Два полушария головного мозга — это та его часть, которая обеспечивает осознание информации, поступающей от органов чувств, она способна координировать движения человека. Кора головного мозга — это самое недавнее эволюционное приобретение человеческого мозга, именно она дает человеку возможность мыслить. Здесь накапливается и обрабатывается информация, что позволяет человеку осознавать свои мысли, придавать им смысл.
Когда глаз воспринимает сигнал, послание поступает непосредственно на зрительный бугор (таламус), который немедленно переключает его на зрительную кору для обработки. В то же самое время более короткое и неосознанное послание поступает на мозжечковую миндалину, которое принимается ею раньше, нежели зрительный сигнал достигнет коры головного мозга. Таким образом, мозжечковая миндалина на несколько долей секунды быстрее получает послание, которое может иметь эмоциональный эффект.
Подобным образом человеческий мозг может очень быстро отреагировать на любое раздражение. Здесь под раздражителем понимается любой фактор окружающей или внутренней среды, изменяющий состояние возбуждаемых структур. В физиологии человека раздражители подразделяются:
в зависимости от физической природой воздействия - на световые, звуковые, механические, термические и т.п.;
в зависимости от количественных характеристик воздействия - на пороговые, максимальные и сверхсильные;
в зависимости от субстрата, на который они воздействуют, - на адекватные и неадекватные для данного типа рецепторов;