Раздел I. Теоретические основы управления запасами в работе логистических систем и цепей поставок
Тема 2. Запас как объект управления в звеньях цепей поставок
План
1. Сущность, условия и причины образования запаса.
2. Модель формирования запаса в звене цепей поставок.
3. Классификация производственного и товарного запасов.
Краткое содержание темы
Запас как явление в работе логистических систем и цепей поставок представляет собой товарно-материальные ценности, ожидающие потребление.
Запас в общем смысле – это то, что приготовлено, собрано для чего-либо. Составляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие самые разнообразные ценности.
В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.
Запасы имеют производственные предприятия, оптовые компании, розничные торговые предприятия и предприятия сферы услуг, логистические посредники и операторы, банки, биржи, страховые компании, порты и т.д. Во всех этих организациях запасы обеспечивают товарно-материальными ценностями основную и вспомогательную деятельность.
Товарно-материальные ценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов:
1) сырье и материалы,
2) незавершенное производство,
3) готовую продукцию,
4) товары,
5) отходы.
Группа сырья и материалов включает в себя товарно-материальные ценности на входе звена цепи поставки. В эту группу входят:
° сырье,
° материалы,
° полуфабрикаты,
° детали,
° комплектующие,
° сборочные единицы,
° тара,
° упаковка.
Особенностью товарно-материальных ценностей этой группы является то, что они используются в производственном процессе и являются исходными составляющими, из которых производится готовая продукция.
Вторая группа товарно-материальных ценностей - незавершенное производство: совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Незавершенное производство имеется во всех производственных предприятиях, так как в любой момент времени определенная часть товарно-материальных ценностей находится либо в процессе, либо между выполнением операций технологической обработки. Группа незавершенного производства формирует материальные потоки в производстве, как функциональной области логистики.
Третья группа товарно-материальных ценностей – это готовая продукция. Готовая продукция представляет собой товарно-материальные ценности полностью готовые к реализации. От незавершенного производства готовую продукцию отличают следующие особенности:
а) технологическая обработка товарно-материальных ценностей полностью завершена,
б) пройден контроль качества товарно-материальных ценностей,
в) товарно-материальные ценности имеют полную комплектацию,
г) товарно-материальные ценности приняты на склад готовой продукции.
Невыполнение одного из перечисленных пунктов свидетельствует о том, что товарно-материальные ценности по-прежнему относятся к группе незавершенного производства.
Готовая продукция в каналах сферы обращения, за границами производственных предприятий, представляет собой товары. С товарами работают оптовые компании, розничные торговые предприятия, логистические посредники и операторы.
Отходы образуются при производстве продукции, при добыче или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, при проведении очистки и пр. действий. Отходы представляют собой товарно-материальные ценности, утратившие полностью или частично свои потребительские качества. Они накапливаются для транспортировки на другие производства, утилизации, переработки или захоронения.
Товарно-материальные ценности в запасе ожидают потребления. Из этого утверждения следует, что товарно-материальные ценности в рамках звена логистической системы или цепи поставки на той или иной территории (склада, кладовой, площади хранения и т.п.) находятся в состоянии относительного покоя.
С одной стороны, запас формируется в результате пополнения товарно-материальных ценностей входящим материальным потоком (поставками). С другой стороны – за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), которые формируют выходящий материальный поток звена, содержащего запас.
Главная цель создания запаса – обслуживание заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя). Поэтому, если характеристики входящего материального потока полностью совпадают с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется. Входящие товарно-материальные ценности сразу же передаются потребителю (потребителю, клиенту, покупателю). Реализуется принцип поставки точно в срок.
Запас появляется в цепях поставок только в том случае, когда требования потребителя не могут быть напрямую удовлетворены поставщиком товарно-материальных ценностей. Другими словами, когда характеристики выходящего материального потока не могут быть поддержаны входящим материальным потоком. В такой ситуации необходимо предварительное накопление товарно-материальных ценностей, создание запаса с тем, чтобы было возможно в требуемой мере обслуживать заказы потребителя.
Таким образом, запас формируется при наличии несогласованных действий смежных звеньев цепей поставок. Запас является инструментом согласования совместного функционирования этих звеньев. Он позволяет обеспечить требования потребителя и выгодные условия работы поставщика.
Для упорядочивания решения задачи управления запасами в рамках заданной логистической системы или цепи поставки целесообразно разделять или классифицировать запас на составляющие части, которые принято называть видами запаса.
Прежде всего, запасы можно разделить по видам товарно-материальных ценностей. Запасы могут включать:
- сырье и материалы,
- незавершенное производство (в производстве – задел, межоперационный запас),
- готовую продукцию.
По месту нахождения запасы делятся на:
- производственный запас,
- товарный запас.
Производственный запас предназначен для использования в процессе производства. Он должен обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Производственный запас учитывается в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К нему относятся не использованные и не подвергнутые переработке предметы труда.
Товарный запас находится у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Товарный запас необходим для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на:
- запас в пути,
- запас на предприятиях торговли.
Запас в пути (или транспортный запас) находится на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям или на предприятии оптовой торговли. Запас в пути в общем виде рассчитывается как произведение среднесуточного объема отгрузки (единиц/день) на время нахождения запаса в пути (дней).
Текущий запас (оборотный запас) обеспечивает непрерывность процесса потребления между двумя поставками. Его величина постоянно меняется. Текущий запас представляет собой разницу между общим уровнем запаса на складе и уровнем так называемого страхового или гарантийного запаса, который предназначен для обслуживания потребления при возможных, но нежелательных отклонениях от ранее предусмотренных условий поставки или потребления. При отсутствии таких отклонений потребление обслуживает только текущий запас. Его состав постоянно обновляется за счет новых поставок, поэтому текущий запас так же называют оборотным.
Текущий запас может быть рассчитан как разница между общим уровнем запаса (единиц) и уровнем страхового запаса (единиц) либо как произведение среднесуточного объема потребления (единиц/день) на интервал времени между поставками (дней).
В свою очередь, среднесуточный объем потребления (отгрузок) запаса может быть определен делением плановой потребности за длительный период (например, год, квартал или месяц) на количество календарных или рабочих дней в определенном плановом периоде.
Интервал времени между поставками можно рассчитывать делением размера заказа на пополнения запаса (единиц) на среднесуточный объем потребления запаса (единиц/день).
Страховой запас (гарантийный запас) предназначен для непрерывного обеспечения потребления при появлении возможных обстоятельств:
- отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных,
- изменения интенсивности потребления,
- задержки поставок в пути и др.
Страховой запас иногда называются буферным.
При нормальных условиях работы страховой запас не расходуется.
В результате потребления к моменту получения поставки запас может находиться на уровне, отличном от страхового. Для обозначения такого уровня запаса используют понятие резервного запаса. Резервный запас по своей величине может совпадать или быть отличным от размера страхового запаса.
Общий запас представляет собой сумму страховой и текущей составляющей запаса.
Следующим видом запаса, выделенным по критерию назначения запаса, является наличный запас. Наличный запас представляет собой остаток запаса на определенный момент времени.
Наличный запас соответствует уровню запаса, физически находящемуся на складе. В отличие от него располагаемый запас позволяет учитывать запас, заказанный, но пока не поставленный на склад. Другими словами, объем располагаемого запаса равен объему наличного запаса плюс заказанное, по пока не поставленное на склад количество товарно-материальных ценностей.
Главная цель создания запаса - обеспечение потребления. По виду потребности выделяют:
1) сезонный запас,
2) резервный (VIP) запас,
3) малоподвижный запас,
4) неликвидный запас.
Сезонный запас образуется при сезонном характере производства продукции, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке. Сезонный запас, вызванный сезонными условиями организации пополнения запаса (например, северный завоз), иногда называют запасом досрочного завоза.
Резервный запас (VIP) подготавливается для обеспечения выполнения заказов конкретных клиентов (в том числе и VIP-класса). Такие заказы ожидаются, запас, фактически резервируется для покрытия спроса заранее определенного клиента. Резервный запас будет находиться на складе до появления заказа клиента.
Малоподвижный запас (редко используемый запас) выделяется в целях поддержания потребности, имеющей невыраженный характер. Необходимость в таком запасе проявляется, например, в розничной торговле, где для поддержания ассортиментного разнообразия необходимо содержать в торговом зале редко продаваемые товары.
Малоподвижный запас может являться следствием ошибок прогнозирования или планирования спроса, который первоначально задавался в объеме, значительно превышающем фактически заявленный.
Неликвидный запас – это запас длительно неиспользуемый (нереализуемый). Неликвидный запас может образовываться вследствие изменения качества товарно-материальных ценностей в процессе хранения, а также их морального износа. Неликвидным так же считается запас, потребность в котором отсутствует.
Третьим критерием классификации видов запаса является способ планирования. В эту группу видов запаса входят:
1) запас на начало периода;
2) запас на конец периода;
3) нормальный запас;
4) неизрасходованный запас.
В процессе планирования, а так же и анализа накопленной за прошлые периоды времени статистики остатков запаса на складах удобно пользоваться оценками запаса на начало периода и на конец периода (переходящий запас).
Запас на конец периода (переходящий запас) обеспечивает непрерывность потребления в отчетном (или следующим за отчетным) периоде на время до очередной поставки.
Уровень запаса, соответствующий планируемому уровню, называется нормальным запасом (базовым, стандартным, обычным).
Запас, который остался на складе на определенный момент времени представляет собой неизрасходованный запас. Понятие неизрасходованного запаса близко по значению наличному запасу, но подчеркивает, что остаток запаса не включает в себя товарно-материальные ценности подлежащие отгрузке по согласованным ранее договоренностям.
По цели запасы можно разделить на следующие виды:
1) стратегический запас,
2) рекламный запас,
3) спекулятивный запас,
4) подготовительный запас.
Стратегический запас создается государством, включает запасы продовольствия, топлива, товаров, а также запас сырья в неразработанных месторождениях. Цель создания стратегического запаса – обеспечение экономической безопасности в критических ситуациях.
Рекламный запас (или запас продвижения) создается и поддерживается в каналах распределения для быстрой реакции на повышения потребления в результате проведения маркетингового (рекламного) мероприятия.
Спекулятивный запас создается в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также для использования конъюнктуры рынка для получения дополнительной прибыли.
Подготовительный запас (или запас буферный) выделяется из запаса сырья и материалов при необходимости их дополнительной подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса, вылеживание сыпучих материалов после транспортировки в целях приобретения необходимой плотности и др.). Подготовительный запас готовой продукции и подготовительный запас товаров вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям [2, стр. 7-25].
Тесты
1. Совокупность структурных подразделений организации, поставщиков, потребителей и посредников, взаимосвязанных по материальным, финансовым, информационным потокам и объединенных единым управлением – это:
а) определение логистики;
б) определение логистической цепи;
в) определение логистической системы;
г) определение логистического звена.
2. Товарно-материальные ценности разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов:
а) сырье и материалы, незавершенное производство, товары, отходы, налоги по приобретенным ценностям;
б) сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары, отходы;
в) сырье и материалы, незавершенное производство, товары, отходы, основные средства;
г) сырье и материалы, незавершенное производство, товары, отходы, долгосрочные вложения, доходы будущих периодов.