Специализация – «Маркетинг в сфере услуг»
Рассмотрена на заседании кафедры менеджмента
Протокол № 4 от 10.11.2014 г.
Рассмотрена Советом социально-экономического факультета
Протокол № 3 от 12.11.2014 г.
Казань − 2014
Введение
Государственная итоговая аттестация осуществляется Государственной экзаменационной комиссией.
Государственный экзамен является составной частью государственной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов. Государственный экзамен по специальности наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, перечень которых определяется ВУЗом, должен учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности.
Основные задачи государственного экзамена:
- оценка уровняосвоения учебных дисциплин, определяющих профессиональную подготовленность выпускника;
- определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям Государственного образовательного стандарта.
Квалификационная характеристика выпускника
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.
Виды профессиональной деятельности:
- информационно-аналитическая;
- товарно-производственная;
- сбытовая;
- экономико-управленческая, в том числе проектно-плановая.
Задачи профессиональной деятельности:
информационно-аналитическая деятельность:
- организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;
- изучение конъюнктуры рынка;
- проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
- проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;
- изучение поведения потребителей и способов воздействия на него;
- выявление требований потребителей к качественным характеристикам товаров и услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;
- изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
- совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности;
- разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;
- анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт.
товарно-производственная деятельность:
- подготовка предложений по формированию товарного ассортимента; поиск и разработка идей по созданию нового товара;
- разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров.
сбытовая деятельность:
- разработка стратегий сбыта;
- выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;
- проведение целенаправленной товарной политики;
- определение ценовой политики;
- создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж).
экономико-управленческая деятельность, в т. ч. проектно-плановая:
- участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках;
- участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса маркетинга;
- организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предприятия;
- обеспечение управления инвестициями и рисками;
- повышение эффективности общественно-полезной деятельности предприятия (организации);
- управление и контроль маркетинговой деятельности предприятия (организации).
Дипломированный специалист должен:
знать:
• основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;
• законы функционирования рынка и средств его регулирования;
• тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения;
• экономическое регулирование деятельности предприятия;
• методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;
• подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;
• стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж;
• специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;
уметь:
• анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг;
• использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;
• разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;
• определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;
• разрабатывать товарную политику предприятия (организации);
• правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразования для внутренних и международных рынков;
• разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);
• создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия;
• организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.
Государственный экзамен включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой. Для выпускников по специальности 080111.65 «Маркетинг» по основной образовательной программе, сокращенной основной образовательной программе (ГОС II поколения) утверждены следующие дисциплины:
• Экономическая теория;
• Основы маркетинга;
• Маркетинговые исследования;
• Логистика;
Экономика и предпринимательство в сфере услуг.
Соответствие требований ГОС и
дисциплин образовательной программы к выпускнику
Требования ГОС к профессиональной подготовке выпускника | Дисциплины образовательной программы | ||||||
ОПД Ф 01 Экономическая теория | ОПД Ф 07 Основы маркетинга | ДС 02 Маркетинговые исследования | ОПД Ф 11 Логистика | ||||
Знать основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно - научных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач | + | + | + | + | |||
Знать законы функционирования рынка и средств его регулирования, тенденции развития спроса, основы разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения | + | + | + | + | |||
Владеть методами выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей | + | + | |||||
Знать подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы, стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж | + | + | + | ||||
Уметь анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг | + | + | + | + | |||
Уметь формулировать потребительские требования к товару и находить пути совершенствования товаров и услуг, разрабатывать товарную политику предприятия | + | + | |||||
Уметь правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразования для внутренних и международных рынков | + | + | + | ||||
Уметь разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия | + | + | + | ||||
Уметь создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия | + | + | + | ||||
Организовать работу службы маркетинга и координировать её с деятельностью других служб | + | + | + | ||||
I. Дисциплины государственного экзамена по специальности 080111.65 «МАРКЕТИНГ»
специализации «Маркетинг в сфере услуг»
Экономическая теория