По специальности 080111.65 «маркетинг»

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета приказом ректора

протокол № 7 от 28.11.2014 г. № 06/131 от 03.12.2014 г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080111.65 «МАРКЕТИНГ»

Специализация – «Маркетинг в сфере услуг»

Рассмотрена на заседании кафедры менеджмента

Протокол № 4 от 10.11.2014 г.

Рассмотрена Советом социально-экономического факультета

Протокол № 3 от 12.11.2014 г.

Казань − 2014

Введение

Государственная итоговая аттестация осуществляется Государственной экзаменационной комиссией.

Государственный экзамен является составной частью государственной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов. Государственный экзамен по специальности наряду с требованиями к содержанию отдельных дис­циплин, перечень которых определяется ВУЗом, должен учитывать также общие требования к вы­пускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специаль­ности.

Основные задачи государственного экзамена:

- оценка уровняосвоения учебных дисциплин, определяющих профессиональную подготовленность выпускника;

- определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям Государственного образовательного стандарта.

Квалификационная характеристика выпускника

Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.

Виды профессиональной деятельности:

- информационно-аналитическая;

- товарно-производственная;

- сбытовая;

- экономико-управленческая, в том числе проектно-плановая.

Задачи профессиональной деятельности:

информационно-аналитическая деятельность:

- организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;

- изучение конъюнктуры рынка;

- проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее пер­спективных целевых рынков;

- проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;

- изучение поведения потребителей и способов воздействия на него;

- выявление требований потребителей к качественным характеристикам товаров и ус­луг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;

- изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологиче­ского и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, ре­альных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;

- совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности;

- разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекоменда­ций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;

- анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт.

товарно-производственная деятельность:

- подготовка предложений по формированию товарного ассортимента; поиск и разработка идей по созданию нового товара;

- разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров.

сбытовая деятельность:

- разработка стратегий сбыта;

- выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;

- проведение целенаправленной товарной политики;

- определение ценовой политики;

- создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж).

экономико-управленческая деятельность, в т. ч. проектно-плановая:

- участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегиче­ских планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках;

- участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса маркетинга;

- организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечи­вающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предпри­ятия;

- обеспечение управления инвестициями и рисками;

- повышение эффективности общественно-полезной деятельности предприятия (организации);

- управление и контроль маркетинговой деятельности предприятия (организа­ции).

Дипломированный специалист должен:

знать:

• основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естествен­нонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;

• законы функционирования рынка и средств его регулирования;

• тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и так­тики его рыночного поведения;

• экономическое регулирование деятельности предприятия;

• методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;

• подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;

• стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвиже­ния и продаж;

• специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;

уметь:

• анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность про­двигаемых товаров и услуг;

• использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;

• разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: соб­ственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;

• определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;

• разрабатывать товарную политику предприятия (организации);

• правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразования для внутренних и международных рынков;

• разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);

• создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формиро­вать имидж предприятия;

• организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.

Государственный экзамен включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой. Для выпускников по специальности 080111.65 «Маркетинг» по основной образовательной программе, сокращенной основной образовательной про­грамме (ГОС II поколения) утверждены следующие дисциплины:

• Экономическая теория;

• Основы маркетинга;

• Маркетинговые исследования;

• Логистика;

Экономика и предпринимательство в сфере услуг.

Соответствие требований ГОС и

дисциплин образовательной программы к выпускнику

  Требования ГОС к профессиональной подготовке выпускника Дисциплины образовательной программы
ОПД Ф 01 Экономическая теория ОПД Ф 07 Основы маркетинга ДС 02 Маркетинговые исследования ОПД Ф 11 Логистика
Знать основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно - научных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач     +     +     +     +
Знать законы функционирования рынка и средств его регулирования, тенденции развития спроса, основы разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения   +   +   +   +
Владеть методами выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей     +   +  
Знать подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы, стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж       +   +   +
Уметь анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг   +   +   +   +
Уметь формулировать потребительские требования к товару и находить пути совершенствования товаров и услуг, разрабатывать товарную политику предприятия       +     +  
Уметь правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразования для внутренних и международных рынков   +   +   +  
Уметь разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия     +   +   +
Уметь создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия     +   +   +
Организовать работу службы маркетинга и координировать её с деятельностью других служб     +   +   +
               

I. Дисциплины государственного экзамена по специальности 080111.65 «МАРКЕТИНГ»
специализации «Маркетинг в сфере услуг»

Экономическая теория

Основы маркетинга

Организация маркетинга.

Организация службы маркетинга на предприятии. Виды структур маркетинговых служб. Должностные обязанности сотрудников маркетинговых служб. Оценка и контроль за маркетинговой деятельностью.

Стратегии маркетинга.

Виды стратегий. Выбор и разработка стратегии фирмы. Стратегическая маркетинговая программа: миссия, дерево целей, анализ хозяйственного портфеля предприятия, стратегии роста предприятия: интенсивное, интеграционное и диверсификационное развитие.

8. Система маркетинговых планов.

Выбор стратегии и планирование. SWOT - анализ. Стратегическое и оперативное планирование. План маркетинга. Планирование комплекса маркетинга. Структуры управления маркетингом. Организация выполнения планов.

Маркетинговые исследования.

Виды исследований. Программа маркетингового исследования. Определение объекта и предмета исследования. Разработка выборочного плана исследования. Методы сбора и анализа информации. Рабочий план исследования. Подготовка отчета и презентации о результатах исследования.

Управление маркетингом.

Разработка оперативного плана работ. Организация структурных подразделений маркетинга. Мотивация персонала. Контроль деятельности служб и подразделений маркетинга. Принятие решений и установление внутрифирменных и внешних коммуникаций.

Маркетинг и общество

Критические замечания общественности в адрес маркетинга Влияние на стратегию маркетинга деятельность борцов за права потребителей (консюмеризм) и охрану окружающей среды. Принципы ответственности перед обществом. Роль моральных принципов в маркетинге.

Интернет-маркетинг.

Система маркетинговой информации. Особенности маркетинговых коммуникаций в Интернете. Реклама в Интернете. Методы продвижения сайта фирмы. Маркетинговые исследования в Интернете.

Маркетинговые исследования

Содержание отчета о проведении исследования. Презентации результатов исследования.

Отчет по исследованию, представление информации в виде статистических таблиц, графиков. Составление доклада и подготовка выступления. Аналитическая записка. Презентация результатов исследования.

Логистика

Производственная логистика

Логистическая организация производства. Суть толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы. Схема толкающих систем - МРП-1; МРП-2.

Транспортная логистика.

Роль транспорта в логистике. Задачи транспортной логистики. Пути сокращения транспортных издержек. Выбор вида транспорта, выбор перевозчика, принятие решения о создании собственного парка транспортных средств, а также решение других оптимизационных задач транспортной логистики. Определение логистических расходов на транспорте.

Предпринимательская тайна.

Понятие предпринимательского риска. Факторы возникновения предпринимательского риска. Классификация видов предпринимательского риска. Методы оценки предпринимательского риска. Методы и способы минимизации предпринимательского риска. Страхование.

Сущность предпринимательской тайны. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну. Виды предпринимательской тайны. Система мер по защите предпринимательской тайны.

Ответственность предпринимателей за разглашение предпринимательской тайны.

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета приказом ректора

протокол № 7 от 28.11.2014 г. № 06/131 от 03.12.2014 г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080111.65 «МАРКЕТИНГ»

Наши рекомендации

Число: 2091