Методы сбора информации о потребителе
Методы исследования. Условно выделяют три основных метода: 1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) опрос.
Наблюдение – это когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Исследователи торгового предприятия могут в торговых залах делать замеры, выяснять, что думают люди о разных товарах, и подмечать, как продавцы справляются с оформлением и выдачей покупок. Они могут совершать покупки в магазинах фирмы и конкурентов.
Эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля переменных составляющих и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования – обнаружить причинно-следственные связи. Например, исследователи компании «Аэрофлот» могут воспользоваться экспериментом, чтобы получить ответ на вопрос: как сказалось бы обеспечение пассажиров первоклассным питанием в полете на их численности? Для этого можно выбрать три схожие друг с другом трассы «Аэрофлота». На первом маршруте «Аэрофлот» будет кормить пассажиров стандартными горячими обедами, на втором маршруте ограничится бутербродами, а на третьем – предложит питание по высшему стандарту европейских авиакомпаний. Если на маршруте со стандартным горячим питанием в пользу компании «Аэрофлот» выскажутся 20% пассажиров, на маршруте с бутербродами – 10% и на маршруте с питанием люкс – 30%, то можно будет сделать вывод, что высококачественное и горячее питание повышает заинтересованность пассажиров в услугах авиакомпании.
Опросы проводят, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, для оценки фирмы и ее товаров в глазах аудитории.
По способу получения маркетинговой информации их можно разделить на:
Методы первичных данных – исследователь получает данные, которые собирались непосредственно для решения конкретной проблемы.
Методы вторичных данных – используется информация собранная ранее для других целей.
Обычно, говоря о проведении маркетингового исследования, подразумевают сбор первичной информации. Существующие методы сбора таких данных о потребителях также имею свою классификацию.
Классификация методов маркетинговых исследований
Количественные методы (дают ответ на вопросы «кто» и «сколько»). Предоставляют маркетологу точные числовые данные. Информация, полученная таким методом, – скорее, статистические данные. Это дает возможность проанализировать целесообразность распространения товара, например, в конкретном торговом центре.
Качественные методы (дают ответ на вопросы «как» и «почему»). Предоставляют возможность определить реальные мотивы покупки, потребности и взгляды потребителей. Предполагают открытые вопросы, поэтому результат получается весьма различный. Полученные данные помогают определить, каким образом можно улучшить товар при производстве, либо указывают, какие особенности продукции стоит подчеркнуть при проведении рекламных кампаний.
Этнографический
Основные методы маркетинговых исследований включают в себя ряд мелких подвидов:
к количественным относят: личные и телефонные опросы, телефонное интервью, онлайн опрос, Измерение пешеходного и транспортного графика, холл тест, мониторинг;
к качественным относят: фокус группы, экспертные и глубинные интервью, метод тайного покупателя, мнимый клиент, мнимый поставщик,
Этнографический относятся: теневое экранирование, путешествие потребителя, изложение истории, составление поведенческих карт
В качестве примера можно привести характеристику основных методов маркетинговых исследований:
- Опросы помогают выяснить мнение опрашиваемого по определенным вопросам, включенным в анкету, посредством личного контакта, телефонного разговора или сети Интернет.
- Мониторинг включает анализ цен, ассортимента, сбыта продукции в розничных точках.
- Фокус группа – проведение группового интервью в форме дискуссии по определенному сценарию.
- Глубинное интервью – свободная личная беседа с подробными ответами на открытые вопросы.
Методы маркетингового исследования рынка представляют собой способы сбора информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Выбор методов проведения маркетингового исследования в первую очередь завит от конкретно сложившейся ситуации. Главный критерий выбора – получение наибольшего спектра информации по изучаемой проблеме. Оптимальный вариант – применять различные методы, делая основной упор на какой-то конкретный вид.