Этапы расчета показателя конкурентоспособности.
На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов, или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или некоторый абстрактный эталон. Если разбить товары на три группы, а именно:
имеющие аналоги и уже выведенные на рынок;
имеющие аналоги и находящиеся на стадии разработки;
не имеющие аналогов,
то получаем, что первый вариант базы сравнения лучше использовать для первой группы, второй — для группы 2, третий — для группы 3.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. Они делятся на две группы: потребительские и экономические. Первые включают в себя качественные характеристики товара (производительность, габариты, экологическая безопасность, надежность и т.д.), вторые — цену товара, затраты на транспортировку, монтаж и эксплуатацию, что в целом составляет цену потребления. Значение критерия у базисной модели обозначим РБ, а у сравниваемого образца — Р.
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi). Если увеличение значения критерия влечет за собой повышение качества, то
qi = Pi/PБi, (1)
а если снижение, то
qi = PБi/Pi, (2)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: апi — для потребительских и аэi — для экономических показателей. Причем
, (3)
где n и m — количество потребительских и экономических параметров соответственно.
Необходимость соблюдения этого равенства обоснуем ниже.
На пятом этапе проводится расчет группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности:
, (4)
, (5)
где Qп и Qэ — сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно.
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкуренто-способности (К):
К = Qп/Qэ. (8)
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К < 1 — неконкурентоспособным на данном рынке.
27.Расчет частных и сводных индексов в алгоритме определения конкурентоспособности
1.Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
gi =Пi / Пin,
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Сводные индексы определяются по ряду параметров:
Ип= ∑ ai *Ипi,
где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем);
Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра.
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
где q - единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра исследуемого изделия; p100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
Групповой, показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем: