Цели отраслевой политики государства

К целямотраслевой политики относятся три главные концепции воздействия государства на деятельность фирмы:

1) Способствовать экономической эффективности. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции, благодаря которой достигается эффективнаяаллокация ресурсов и осуществление динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.

2) Способствовать оптимизации поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды – это процесс, а не результат, поэтому не следует опираться на застывшие рыночные структуры для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Т.к. рынки находятся в процессе постоянной эволюции, отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции (свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами).

3) Способствовать лучшему функционированию общества в целом.Отраслевая политика государства преследует более общие общественные интересы:

- защита национальной промышленности,

- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях,

- развитие регионов,

- защита занятости,

- стимулирование фирм лидеров,

- защита от иностранного капитала,

- развитие мелкого и среднего бизнеса,

- защита прав потребителей,

- установление правил добросовестной конкуренции.

59) Антимонопольная политика государства

Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:

• обеспечение эффективности производства и распределения ре­сурсов в экономике;

• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов, то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие обществен­ное благосостояние;

• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по срав­нению с другими сферами деятельности).

60) Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования.

60. Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования.

61. Формы проявления квазивертикальной интеграции в российской экономике.

62. Особенности монополистической конкуренции. Модель Чемберлина.

63. Подходы к определению границ отраслевого рынка.

64. Парадигма Мейсона. Место блока результативности в парадигме Мейсона.

65. Административные барьеры: состав, подходы к количественным оценкам.

66. Эффект масштаба и минимально эффективный объем выпуска.

67. Результативность государственной отраслевой политики.

68. Оценка результативности функционирования отраслевых рынков.

69. Концентрация производства. Показатели концентрации фирм на отраслевых рынках.

70. Экономическая природа брендов.

71. Бренд как проявление и инструмент дифференциации продукта на отраслевом рынке.

60.Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования.

Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики.

Необходимо отметить, что до Первой мировой войны антимонопольные

законы в различных странах вводились редко. Однако с конца 1930-х годов

активное использование антитрестовского законодательства стало обычной

нормой в странах с развитой рыночной экономикой. Антитрестовское

законодательство того времени было основным рычагом, позволяющим

воздействовать на бизнес и процессы организации промышленности.

Рассмотрим эволюцию антимонопольного законодательства и практики

регулирования деятельности монополий в США.

Основу знаменитой системы американского антитрестовского

законодательства представляют три нормативных правовых акта США: закон

Шермана, закон Клейтона и закон "0 Федеральной торговой комиссии". Закон

Шермана (" Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от

незаконных ограничений и монополий") был принят Конгрессом США 2 июля 1890

г. Ко времени его принятия в 14 штатах уже существовали и действовали

местные законы, направленные против негативного воздействия на рынок

промышленных монополий.

Основные принципы закона Шермана изложены в его первых статьях:

. статья 1 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста

или иной форме, а также сговор с целью ограничения развития

промышленности либо торговли с различными штатами или иностранными

государствами. Лицо, признанное виновным в соответствующем нарушении,

подвергаются штрафу или тюремному заключению;

. статья 2 признает виновным в правонарушении антимонопольного

законодательства любое лицо, монополизирующее или пытающееся

монополизировать, либо вступающее в сговор с любым другим лицом, или

лицами, с целью монополизировать любую часть промышленности или

торговли между различными штатами, либо с иностранными государствами.

Мера пресечения в этом случае - штраф, тюремное заключение;

. статья 3 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста

или в другой форме, либо сговор с целью ограничения промышленности или

торговли на территории США.

В 1914 г. в Конгресс США членом палаты представителей Г.Клейтоном были

представлены проекты четырех "биллей", где:

. давалось определение незаконных сделок;

. предусматривались меры, препятствующие слиянию совета директоров

трестов;

. вводилось понятие нечестных методов конкуренции;

. запрещалась дискриминация в ценах и предполагалось образование

межпалатной торговой комиссии в качестве органа, который отвечает за

исполнение и применение антитрестовских законов.

В итоге, 15 октября 1914 г. был принят Закон Клейтона, дополняющий

существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и

развития на нем монополий. Вот основное содержание некоторых из статей

закона Клейтона:

. статья 2 объявляет незаконными действия любого лица, занимающегося

коммерцией, если в процессе таковой деятельности прямо или косвенно

данное лицо осуществляет дискриминацию в ценах между различными

покупателями товаров одного и того же сорта и качества, когда

результатами такой дискриминации может быть существенное ослабление

конкуренции или же тенденция к образованию монополий в любой сфере

коммерческой деятельности;

. статья 3 объявляет незаконным для любого лица, занимающегося

торговлей, осуществлять продажу, сдавать в аренду, устанавливать цену

на товар или же скидку на основе условий, соглашений или

договоренностей о том, что покупатель или продавец не должны будут

использовать или совершать сделки в отношении товаров конкурентов,

если результатом этого явится существенное ограничение конкуренции или

появится тенденция к образованию монополии в какой-либо сфере торговой

деятельности;

. статья 7 запрещает лицам, занятым в торговле или иной другой области,

влияющей на торговлю, приобретать в прямой или косвенной форме все или

часть акций или активов имущества других корпораций, если такое

приобретение может привести к существенному ограничению конкуренции

или созданию монополии;

26 сентября 1914 г. был принят закон США об образовании Федеральной

торговой комиссии. Этим законом была утверждена Федеральная торговая

комиссия США, а также были определены ее полномочия и обязанности. ФТК США

была создана для контроля и пресечения действий, нарушающих антитрестовское

законодательство. Комиссию представляют пять человек, которые назначаются

президентом США по рекомендации и с одобрения сената сроком на семь лет. Не

менее трех членов ФТК США должны принадлежать той же политической партии,

что и президент. Председатель комиссии назначается президентом США.

В США с предварительного согласия ФТК СШЛ осуществляется приобретение 15

и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США с

одновременным соблюдением следующих ограничительных условий:

• фирмы должны вести хозяйственную деятельность на рынках США (здесь

критерий межштатной торговли обязателен), либо быть расположенными в разных

штатах;

• стоимостной размер предприятий должен соответствовать условиям: один из

участников сделки должен иметь активы или объемы продаж на S100 млн. или

более, а второй участник - не менее чем $10 млн.;

• размер сделки должен предусматривать, что предметом сделки будет пакет

акции с правом голоса в размере не менее 15%, либо цена сделки будет не

менее 15 млн. долларов. Федеральная торговая комиссия США должна быть

уведомлена о совершении сделок по пакетам акций с правом голоса от 5% до

15%.

После Второй мировой войны ориентация на использование

антимонопольного законодательства получила развитие и в странах общего

рынка, в том числе, во всех развитых странах и в большинстве развивающихся.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было сформировано в 1957 г. с

целью создания союза европейских государств на базе принципов общего рынка,

в том числе и с учетом необходимости его скоординированного

антимонопольного регулирования.

В Римском договоре о создании ЕЭС были сформулированы базовые нормы

общеевропейской антимонопольной доктрины и механизм реализации конкурентной

политики на европейском уровне. Так, в статье 3 Римского договора

определены характеристики общего рынка и, в том числе, ликвидация торговых

барьеров между странами-членами и создание конкурентной политики для

гарантии отсутствия тех или иных препятствий развитию торговли. Очевиден

тот факт, что конкурентная политика рассматривается как составная часть

основополагающих норм и принципов, которые позволяют, в свою очередь,

регулировать создание и функционирование общего рынка.

Инструменты проведения в жизнь конкурентной политики ЕЭС установлены

статьями 85-94 Римского Договора и Закона Совета ЕЭС "По контролю над

концентрацией предпринимательской деятельности" (так называемый закон "0

слияниях"). Они регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность

государств-членов ЕЭС, которая может вызвать изменения в условиях

конкуренции.

ВЯпонии ни при каких обстоятельствах не

допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой

результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии,

ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного

рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место

в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг). В практике антимонопольного

регулирования в зарубежных странах в последние годы отмечается концентрация

финансового и промышленного капитала. Так, Комиссия Европейских Сообществ

зарегистрировала в 1998 г. 235 заявлений о даче предварительного согласия

на слияния и присоединения, что превышает данный показатель 1997 г. на 40%.

Причем 1997 г. был признан пиковым годом по количеству слияний и

присоединений за предыдущие двадцать лет. Несмотря на перспективу

существенного ограничения конкуренции и устойчиво растущую тенденцию

количественного роста подобных реорганизаций Комиссия Европейских Сообществ

в подавляющем большинстве случаев дает свое согласие на осуществление

реорганизаций.

Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования

представляет интерес для современной экономики России, идущей по пути

развития рыночных отношений. Особенно важно учитывать этот опыт в

международной деятельности Министерства Российской Федерации по

антимонопольной политики и поддержке предпринимательства (МАП РФ).

Антимонопольное регулирование в РФ.

Особенностью рыночной системы России является высокий уровень

монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.

Спецификой монополизма в России является также то, что

монополистические структуры формировались "сверху". Государственные органы

не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению

степени монополизации хозяйства.

Формирование монопольных структур началось в 1930-е гг. и развивалось

все годы советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная

централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В

результате складывалась высокомонополизированная экономика.

Высокая степень монополизации современной российской экономики

ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами

развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является

проведение целенаправленного антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с

1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынка". Закон определяет

основные положения государственной антимонопольной политики, направленной

на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом

доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы

недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом

нормативно-правовом акте был законодательнооформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет

Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур (с 1997 г. — Государственный антимонопольный комитет

Российской Федерации - ГАК России, в настоящее время – Министерство

Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке

предпринимательства (МАП РФ)).

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

• подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного

законодательства и практики его применения, других нормативных актов и

проектов законов, связанных с функционированием рынка;

• разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению

мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

• осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

• контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести

к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

• контроль соблюдения антимонопольных требований при создании,

реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Закон РСФСР "О конкуренции" создавался на базе обширного

законодательства и практического опыта антимонопольного регулирования стран

с развитой рыночной экономикой. Основным содержанием новой редакции закона

является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим

субъектом (группой хозяйствующих субъектов) доминирующим положением на

рынке.

В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России

на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно определился круг естественных

монополий и был разработан проект - федерального закона "О естественных

монополиях" [2]. Первоначально в этот законопроект были включены нормы,

связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных

видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало очевидно, что

государственные монополии - предмет особого законодательства.

Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в

него монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.

Поэтому принятый федеральный закон распространяется только на субъекты

естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне: транспортировка

нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа

по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой

энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов

и аэропортов; услуги электрической и почтовой связи. Из этого перечня

видно, что круг естественных монополий составляют исключительно отдельные

сферы инфраструктурных отраслей.

По вопросам антимонопольной деятельности в России издавались также

другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны деятельности

антимонопольных органов, в том числе по вопросам антимонопольного контроля

деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), субъектов рынка ценных

бумаг, товарных бирж и пр.

С введением с 1 января 1997 г. в действие нового Уголовного кодекса

Российской Федерации установлена уголовная ответственность (ст. 178) за

монополистические действия, совершенные путем установления монопольно

высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем

раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других

субъектов экономической деятельности и установления или поддержания единых

цен.

Развитие конкурентного права осуществлялось не только за счет

совершенствования базового закона, применяемого для товарных рынков.

Одновременно развивались другие его направления, достаточно

самостоятельные.

К ним относится ценовое регулирование деятельности предприятий,

занимающих доминирующее положение на рынке.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации "0

государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги

предприятий-монополистов в 1992-1993 гг." применялось государственное

регулирование и контроль цен, которые осуществлялись следующими способами

(5-6% от объема продукции, выпускаемой в России): установление абсолютного

верхнего предела (т.н. лимитная цена); определение предельного

размера рентабельности (процентный лимит); введение предельных

коэффициентов изменения.

В современный период в рамках совершенствования нормативной правовой

базы МАП России разработал и внес в Правительство Российской Федерации

проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках», который направлен на поддержание единого экономического

пространства на территории Российской Федерации, приведения Закона РСФСР «О

конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках» в соответствие с положениями и нормами

Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации и другими

федеральными законами, совершенствование механизма государственного

контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного

законодательства, а также усиление ответственности участников товарного

рынка за нарушение антимонопольного законодательства.

В новой редакции Закона предполагается предусмотреть нормы об

изменении или ограничении использования фирменного наименования с целью

Исключения введения в заблуждение потребителей.

Существенным дополнением действующего Закона является введение

предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных

органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими

субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной

ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов.

Это позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по

недопущению антиконкурентных соглашений.

Как показывает практика государственного контроля экономической

концентрации, в ряде случаев не удается в полной мере установить реальные

размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке, их

возможность влияния на рынок товаров, работ и услуг и определить их

стратегические интересы, которые не всегда направлены только на получение

законной прибыли. Имеют попытки ликвидации российских конкурентов

зарубежными компаниями, «отмывания» денег российских и зарубежных

криминальных структур, подрыва экономических устоев и национальной

безопасности Российской Федерации. С целью установления лиц, в чих

интересах совершается та или иная сделка, пресечения вывода за рубеж

ликвидных активов российских предприятий, в действующий Закон вводится

соответствующая поправка, которая направлена на защиту интересов работников

предприятий. Она позволит избежать незаконных перепродаж и

перепрофилирования предприятий и обеспечит развитие социально-

ориентированной рыночной экономики.

Принятие представленного законопроекта укрепит нормативную правовую

базу государственного антимонопольного регулирования и развития конкуренции

на товарных рынках Российской Федерации, позволит создать необходимые

гарантии соблюдения антимонопольного законодательства во взаимоотношениях

хозяйствующих субъектов в процессе их деятельности, в том числе создания,

преобразования и ликвидации.

Рассмотрим другие нормативные акты, регулирующие антимонопольную

деятельности в России.

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

вступил в силу в декабре 1999г. В 2000 г. в развитие Закона совместно с

Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России

и ФКЦБ России разработан и принят ряд нормативных правовых актов:

постановление Правительства Российской Федерации «Об условиях

антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении

методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых

организаций»; Порядок определения доминирующего положения участников рынка

страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых

организаций на рынке лизинговых услуг, финансовой организации по управлению

ценными бумагами, а также акты, связанные с контролем концентрации на

рынках финансовых услуг.

В начале 2001 г. по согласованию с Банком России другими федеральными

органами исполнительной власти разработаны и зарегистрированы в Минюсте

России Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного

законодательства по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

В ходе реализации мероприятий по совершенствованию и развитию

нормативной базы рекламного законодательства подготовлены законопроектные

предложения по нормативному закреплению процедуры применения к

административной ответственности за ненадлежащую рекламу в Рамках проекта

Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В 2001 году шла работа по совершенствованию законодательства о защите

прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и

дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации,

регулирующие отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг

потребителям, с целью приведения их в соответствие с Законом "О защите прав

потребителей", который в 1999 г. претерпел изменения. Всего велась работа

над 25 такими актами, из них 11 подготовлены, по 15 работа продолжается в

2001г., в том числе совместно с Минобразования России - над проектами

Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального

образования, в сфере Дошкольного и общего образования, а также проектами

правил оказания гражданам услуг подвижной связи, медицинских услуг, жилищно-

коммунальных ycлyг и др.

Формируется также более совершенная нормативная база стандартизации

как важное условие обеспечения прав потребителей на качественные и

безопасные товары. Подготовлены предложения к проектам федеральных законов

"0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "0

стандартизации", "0 технических мерах в торговле".

Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно

отметить, по крайней мере, три существенных момента: федеральное

антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний день

сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных

рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг,

рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными

средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма

ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное

законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая

база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов

Российской Федерации.

61. Формы проявления квазивертикальной интеграции в российской экономике.

Квазивертикальная интеграция - интегрируемые производство и сбыт продукции осуществляются соответственно независимым предприятием и сбытовой сетью, но под контролем ведущей фирмы: контроль обеспечивается долговременным контрактом и целым набором услуг, предоставляемых ведущей фирмой. Здесь используются следующие сбытовые модели: использование контрактов об исключительной продаже продукции данного предприятия, избирательная реализация, универсальный сбыт.

Квазиинтеграция – это контроль над поведением фирмы без контроля над ее собственностью.

Основным способом создания вертикально интегрированных фирм служат слияния и поглощения. Но из-за неразвитости рыночной инфраструктуры в переходной экономике контроль над поведением фирм более эффективен, чем контроль над собственностью.

В настоящее время Россия отстает в практическом использовании маркетинга, еще в 1987г. отсутствовали маркетинговые подразделения в промышленности и торговле. Переход к рыночным отношениям является важной предпосылкой развития маркетинга. Предприятия России могут не копируя, а творчески воспринимая и внедряя с учетом своей специфики маркетинг, способствовать борьбе с диктатом поставщика, стимулировать предприимчивость, а также удовлетворение имеющихся потребностей. Маркетинг в системе управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий призван всесторонне изучать спрос потребителей, приспосабливать производство к этим требованиям, воздействовать на рынок, на общественный спрос. Перспективными целями маркетинга в России являются:

Более эффективное использование производственных мощностей; Стимулирование производства и реализации наиболее необходимых товаров; Дальнейшее развитие форм и методов сбыта товаров в соответствии с требованиями рынка.

Переход промышленных предприятий на организацию своей производственно-сбытовой деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменением оргструктуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства.

В настоящее время на предприятиях промышленности происходит перестройка организационных структур управления в связи с формированием рыночной экономики. На многих предприятиях созданы группы маркетинга. Анализ организационных структур управления сбытом на ряде машиностроительных предприятий показал, что для предприятий с массовым и крупносерийным типом производства характерна централизованная система управления сбытовой деятельностью, а для предприятий с мелкосерийным и индивидуальным - децентрализованная. Для децентрализованной системы управления сбытом свойственно рассредоточение сбытовых функций по различным службам.

Например, “Тоета” использует в условиях квазивертикальной интеграции первую модель сбытовой политики, т.е. продавцы реализуют автомобили только этой фирмы. У нее 320 оптовых фирм с 2600 торговыми точками, продающими автомобили фирмы “Тоета”. Юридически все эти оптовые фирмы независимы, но фактически контролируется отделом сбыта “Тоеты”. Сбытовая сеть фирмы “Ниссан” состоит из 2500 магазинов с 25 тыс. служащих, продающих только автомобили “Ниссан”.
Фирмы (компании) - производители оказывают дилерам услуги по подготовке и переподготовке управляющих и администраторов, рядовых служащих, организации выставок образцов реализуемой продукции, внешней рекламе, предоставлению особых скидок (скидки на общую массу проданных в течение месяца товаров, за достигнутый согласованный объем продаж, за сотрудничество с производителем и т. д.), а также финансовую помощь.

62, Особенности монополистической конкуренции. Модель Чемберлина

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Вклад американского экономиста Э.Чемберлина (1899-1967) заключается, среди прочего в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие "монополистической конкуренции". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия, и которая отдельные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Но как же образуется такая структура? Исходя из концепции "экономического человека", логично предположить, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремится захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Возникает монополия по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина - прим, автора), которая предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верно, по крайне мере в плане теоретическом, в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта, и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене). При этом дифференциация продукта, по Чемберлину, трактуется достаточно широко - она включает в себя не только различные свойства продукта, но все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение. Как пишет сам Чемберлин "..Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки... или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле (если ограничиться одним только примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Поскольку эти и всякие иные - неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то "продукт" выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и,можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты в сущности отличаются друг от друга - по меньшей мере слегка отличаются - и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль". Если так трактовать монополию, то необходимо признать, что она существует во всей системе рыночных цен. Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке. Иными словами, в условиях монополии по дифференциации продукта монопольная прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию.
И саму проблему спроса Чемберлин ставит по новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все наши потребности социальны, то есть порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены - не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.
Новый подход характеризует Чемберлина в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, и регулирования объема продукта при заданной цене, то мод<

Наши рекомендации