Выбор способа связи с аудиторией. Достоинства и недостатки различных способов связи с аудиторией
Почтовый опрос
Телефонный опрос
Личное интервью
Интернет опрос
Почтовый опрос. Достоинства (низкая стоимость, низкая трудоемкость, широта охвата территории, возможность контроля), недостатки ( отсутствие гарантии анонимности, временные затраты, отсутствие возможности наблюдение за реакцией респондента)
Телефонный опрос. Достоинства ( скорость получения информации, низкая стоимость, возможность контроля), недостатки ( отсутствие визуального контакта, сложности выборки, непродолжительность опроса, отсутствие гарантий анонимности, вопросы на слух)
Интервью при личном контакте
Качество получаемой информации зависит от характеристик основных элементов процесса общения: интервьюера, респондента, вопросника и ситуации, в которой происходит личное интервью.
Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые( до 10 человек). Достоинства ( возможность задать много вопросов, возможность контроля реакции, возможность контроля соблюдения процедуры), недостатки ( высокая стоимость и трудоемкость, сложность работы)
Исследования посредством Интернета
Хотя исследования, проводимые в Интернете, — это модифицированный почтовый опрос.
В настоящее время Интернет используется для сбора как вторичной, так и первичной информации. Интернет предоставляет доступ к разнообразным информационным источникам по любой тематике с любого конца света; ни одна традиционная библиотека не сравнится с этим эффективным и дешевым средством сбора информации. Посредством Интернета можно получать и передавать тексты, изображения и голосовые сообщения физическим лицам, коммерческим организациям или государственным учреждениям.
Ценность Интернета для исследований связана с предоставляемыми сервисными услугами:
электронная почта;
дискуссионные форумы;
списки рассылки;
гипертекстовая система.
К сожалению, и этому способу связи присущ серьезный недостаток, ограничивающий его применение в маркетинговых исследованиях. Хорошие выборки можно организовать только там, где высок уровень пользования сетью. Такие исследования можно проводить среди пользователей Интернета и в некоторых секторах бизнеса, например в сфере информационных технологий. Эта проблема, скорее всего, будет решена со временем. В настоящее время Интернет не может полностью удовлетворить требования исследователей, хотя и предлагает ряд уникальных преимуществ.
Достоинства (низкие затраты, высокая скорость, возможность использовать демонстрационные видеоматериалы, интерактивный характер коммуникации, коммуникация, удобная для респондента, глобальный охват), недостатки (не репрезентативность, проблемы доступа к интернету)
Типы вопросов анкеты. Разборка вопросов. Разборка и тестирование анкет.
Анкета (опросный лист) – это система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта или предмета исследование.
Введение, реквизитная часть, заключение
Введение – убедить респондента принять участие в опросе. Зачем ему нужно заполнить эту анкету, что это даст респонденту. Нужно заинтересовать опрашиваемого
Реквизитная часть – сам опрос
Заключение – благодарность за ответы.
Важно: вопросы должны быть понятными, следует начинать с простых вопросов, нельзя использовать двойные отрицания (не считаете ли вы что не), интервалы вариантов не должны создавать сомнения, не следует использовать выражения мало, редко и тп., кол-во вопросов от 10 до 15.
Вопросы могут быть как открытые, так и закрытые
1. Открытые | Предполагается любой развернутый ответ |
2. Закрытые | Предлагается выбор из нескольких ответов |
3. Полузакрытые | Комплексные вопросы в форме сочетания закрытого вопроса с открытым. Если респондент не находит нужного ответа среди предложенных, то ему предлагается дать свой развернутый открытый ответ |
4. Ассоциации и завершение предложения | Пример вопроса по завершению предложения |
5. С выбором градации | Основаны на использовании порядковой шкалы |
6. С выстав-лением оценки | Предполагается выставить оценку |
7. С ранжированием | Предлагается провести в порядке возрастания или убывания, например важности |