Процесс разработки и выведение нового продукта на рынок
Процесс разработки нового продукта начинается с выбора приемлемой стратегии. Последняя подчинена общим целям и стратегии компании. Так, если компания ставит цель – усилить свои позиции на рынке как новатора, то соответствующая стратегия в отношении продукта – создать принципиально новый продукт, а не модификацию существующих. В последние годы многие компании в качестве основного направления своего развития провозгласили разработку новой продукции. Это привело к значительной интенсификации процесса ее разработки.
Собственно процесс разработки нового продукта, который состоит из следующих шести этапов (Рис. 2.17). Разработка нового продукта начинается с выработки новых идей проектов его создания. Затем идеи создания нового продукта подвергаются оценке, в результате чего отсеиваются неперспективные. Оставшиеся и заслуживающие дальнейшего рассмотрения идеи подвергаются бизнес-анализу. Он проводится по следующему плану:
1) определяются параметры продукта;
2) оцениваются рыночный спрос и выгодность;
3) устанавливается программа изготовления продукта;
4) определяется последовательность разработки стадий внедрения продукта.
На следующем этапе продукт, который фигурировал до этого только на бумаге, принимает конкретную форму. Опытный маркетинг проводится на ограниченном, географически замкнутом рынке и включает в себя проведение всевозможных коммерческих операций с целью выработки решения о возможности или невозможности осуществления полной маркетинговой программы. На этом этапе внешний вид нового продукта и параметры его производства могут быть пересмотрены в результате проведения тестирования. Именно на этой стадии принимается окончательное решение, выводить ли продукт на рынок на коммерческой основе. Последняя стадия характеризуется полномасштабным производством, составлением программы маркетинга и выводом продукта на рынок.
Рис. 2.17. Основные этапы разработки нового продукта
Альтернативной по отношению к стратегии создания нового товара является некоторая модификация уже выпускаемых фирмой изделий. Зачастую такая стратегия приносит больше прибыли, кроме того, степень риска для этой стратегии значительно ниже, чем при разработке принципиально нового товара.
В зависимости от особенностей товаров (услуг), а также структуры службы маркетинга организация решает вопросы, возникающие в процессе выработки решений в области управления продуктом, одним из перечисленных ниже способов.
1) Функции по управлению продуктом может выполнять управляющий маркетингом фирмы. Такая организационная форма свойственна небольшим компаниям, не имеющим возможности содержать разветвленные маркетинговые структуры, а также фирмам, выпускающим одну ассортиментную группу продукции (например, компания Пепсико).
2) При организации маркетинга по функциональному принципу в
структуре службы маркетинга выделяется управляющий (или управляющие) продуктом. Типичным примером такой организации являются фирмы, выпускающие несколько ассортиментных групп продукции, как например Проктер энд Гэмбл, Кодак и т.д.
3) Фирмы, придающие особую важность обновлению своего товарного ассортимента, вводят в систему управления маркетингом должность управляющего новой продукцией, на которого возлагается ответственность за принятие решений по всем вопросам планирования продукта вплоть до стадии его коммерческой реализации, после чего функции управления продуктом передаются другому менеджеру.
4) В случае особой важности данного продукта для успеха организации на рынке может создаваться комитет по планированию продукта, который укомплектовывается руководителями функциональных подразделений фирмы, контролирует разработку продукта и выведение его на рынок, после чего распускается.
5) Интересной организационной формой планирования новой продукции является гак называемая венчурная группа, которая представляет собой небольшой коллектив исследователей, решающих ту или иную, проблему, связанную с разработкой и внедрением нововведений
Такой исследовательской группе обычно придается небольшое: опытное производство, имеющее возможности выпуска пробных партий разработанной продукции. Венчурная группа может даже регистрироваться в качестве юридического лица и патентовать нововведения и товарные марки. К практике создания венчурных групп прибегают в основном крупные компании, не желающие подвергать риску свой имидж.
В случае неудачи новых марок на рынке деятельность венчурной группы может быть свернута при относительно небольших издержках, и неудача не будет ассоциироваться у потребителей с образом компании-организатора венчурной группы. В случае успеха новой продукции ее производство легко может быть развернуто на основных производственных мощностях фирмы.
* * *
В данном разделе нам представляется, что удалось в лаконичной форме изложить маркетинговый инструментарий, который адекватен классическому маркетингу. При этом молчаливо предполагалось, что фирмы однородны по своей сути, что они работают на состоятельных рыках. Но рынки бывают разные. К сожалению, рынок совершенной конкуренции или состоятельные рынки давно не занимают доминирующего положения, где функционируют фирмы, остающихся в традиционном положении на отраслевом рынке в качестве пассивного субъекта воздействия внешней среды, (прежде всего, сложившейся отраслевой структуры, концентрации продавцов и покупателей, дифференциации продукта, сложившихся нестратегических барьеров) ведут себя традиционно. Уже давно основная доля совокупного продукта производится на несостоятельных рынках.
Имеют место рынки олигополий, доминирующих фирм, рынок с естественной монополией, рынок асимметрии информации, и другие. На всех этих несостоятельных рынках функционируют не только мелкие компании. Следовательно, неодинаковые по природе фирмы работают на неодинаковых рынках, поэтому неодинаковые у них и применение маркетингового инструментария. В следующем разделе попытаемся привести примеры маркетинговых усилий на уровне компании, которые обладают различной степенью уровнем рыночной власти, которые функционируют, в том числе и на несовершенных рынках.
Дополнение 2.1.
Классификации возникновения потребностей человека[76]
Каждый жизненный этап человека определяет ряд потребностей. Многие психологи и торговцы на протяжении ста лет пытаются создать классификацию потребностей человека. А. Маслоу, З. Фрейд, Ф. Герцберг каждый из вышеперечисленных психологов в разное время проводили исследования в этой области.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).
Маслоу, Абрахам Харольд Abraham Maslow (1908 -1970) | Исторический экскурс Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Источник. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. ISBN 5-80710016-6 http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm Подготовила Денисова |
Теория потребностей Маслоу нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
По версии сторонников Пирамиды Маслоу (Рис. 2.18), покупатель, удовлетворяя нижележащие потребности, стремится к потребностям все более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Рис. 2.18. Пирамида потребностей по Маслоу
Первые два уровня имеют биогенную природу и определяют физиологическое состояние организма (биогенные факторы). Последующие называют психогенными. Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).
Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.
Введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов, и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности.
|
Sigmund Freud
(1856-1939(1939-09-23))
Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.
Герцберг предложил Мотивация-гигиенических теория, известная также как Два фактора теории (1959) удовлетворенности работой.
Согласно его теории, люди под влиянием двух групп факторов:
Двухфакторная теория "двойной Теория Структура"
Факторы Motivator | Факторы гигиены | |||
· Достижение · Признание · Сама работа · Ответственность · Содействие · Рост | · Заработной платы и пособий · Политики компании и администрации · Отношения с коллегами · Надзора · Статус · Работа Безопасности · Рабочие условия · Личная жизнь | |||
Фредерик Герцберг Ирвинг Frederick Herzberg (1923-2000) | Исторический экскурс Фредерик Герцберг Ирвинг (17 апреля 1923 - 19 января 2000 года) был американский психолог который стал одним из самых влиятельных имен в сфере управления бизнесом. Он является самым известным для введения работы по обогащению и Motivator-гигиенических теории. Его публикация 1968 "еще раз, как вы мотивируете сотрудников?" было продано 1200 тысяч переиздания в 1987 году и был наиболее востребованные статьи из Harvard Business Review.[77]Герцберг участие Сити-колледже в Нью-Йорке, Но оставил часть пути через свои исследования на службу в армию. Как патрульный сержант, он был свидетелем первых рук Концентрационном лагере Дахау. Он считал, что этот опыт, а также переговоров он с другими немцев, проживающих в этом районе, что вызвало его интерес к мотивации. Герцберг окончил Сити-колледж в 1946 году и переехал в Университет Питтсбурга провести аспирантов рабочем месте в процессе обучения, как профессор психологии в Case Western университет заповедник в Кливленд а затем переехал в Университет штата Юта, где он занимал должность профессора управления в бизнес-колледжа.[78] Подготовила Денисова Н.А. | |||