Альтернативные каналы распределения
Количество и типы посредников, участвующих в каналах распределения зависит от вида товара. От этого в свою очередь зависит специфика распределения, т.е. разновидность альтернативных каналов:
- Каналы распределения потребительских товаров. Имеют сложную и разветвленную структуру.
- Канал распределения промышленных товаров. Характеризуется прямым каналом. В тоже время в отраслях, где покупатели сильно удалены друг от друга иногда необходимы посредники.
- Каналы распределения услуг. Большинство услуг поступает непосредственно от производителя к потребителю, т.к. сама природа услуги требует прямого контакта, в тоже время некоторые предприятия сферы обслуживания используют посредников, напр: страховые компании продают свои услуги с помощью страховых агентов.
Обратные каналы распределения
Обратный канал – канал распределения, предназначенный для продвижения товаров от потребителя, обратно к производителю.
Выделяют 2 обратных канала:
1. Канал распределения вторичной переработки. Важность каналов вторичной переработки растет, т.к. и производители и потребители серьезно относятся к проблеме утилизации отходов. Для организации обратных каналов создается специальные центры по приему переработанных продуктов.
2. Для возврата, замены или ремонта изделий. Сервисные центры для ремонта. Может возникнуть ситуация, когда из-за обнаруженных у товара вредных потребительских свойств предприятию приходится запросить обратное распространение для продажи предприятию.
Выбор каналов распределения
На выбор каналов распределения оказывает влияние 3 основных фактора:
- Степень охвата рынка (число мест продажи);
- Уровень издержек распределения;
- Степень контроля за товаром, в процессе его перемещения по каналу к конечному потребителю.
Помимо основных факторов при выборе канала распределения оперируют также следующими факторами:
- Факторы, характеризующие предприятие посредника (цель предприятия, широта ассортимента продукции, имеющиеся ресурсы по транспортировке, складированию и т.д.), возможно предоставление кредита, опыт (и знание посредника);
- Факторы, характеризующие товар: цена за единицу, техническая сложность продукта, степень сохранности, объем единицы товара, степень распределяемости продукта на части, потребность в дополнительных услугах и стимулировании сбыта;
- Факторы, характеризующие потребителей: численность, покупательская способность, размер средней покупки;
- Факторы, характеризующие каналы распределения: количество уровней, степень доступности к каналам распределения, традиции, территориальные ограничения
Виды посредников
Выделяют 2 большие группы посредников:
- Зависимые посредники (не претендуют на право собственности на товар, работая за комиссионное вознаграждение), т.е. работают за чужой счет (комиссионер, брокер, торговый агент);
- Независимые посредники (вначале товары приобретаются в собственность, а затем реализуются потребителям, т.е. работают за свой счет) – дилер, дистрибьютор.
Дилер – работает за свой счет и от своего имени – оптовые, реже розничные посредники. Товар приобретается в соответствии с договором поставки. Собственником товара дилер становится после полной оплаты поставки. Специализируется на продаже товаров длительного пользования, требующих значительного сервиса, который сам дилер осуществляет.
Дистрибьютор – работает за свой счет, но от чужого имени – оптовые и розничные посредники, которым производитель предоставляет право от его имени торговать его продукцией на определенной территории, в течении определенного времени.
Комиссионер – работает за чужой счет и от своего имени – оптовые и розничные посредники, которые не являются собственниками продукции. До полной передачи продукции потребителю собственником остается производитель. Деньги от конечного потребителя перечисляются производителю. Вознаграждение комиссионер получает в виде процента от суммы сделки.
Брокер – работает за чужой счет и от чужого имени – посредники, сводящие контрагентов. Вознаграждение получает в виде процентов от суммы сделки или фиксированную сумму. Действует на основании отдельных поручений. В отличие от агента не распоряжается товарами.
Агент – работает за чужой счет и от чужого имени – посредники, выступающие в качестве представителей основного лица (принципал). Агенты – юридические лица. Объем их полномочий и вознаграждений устанавливает принципал. В отличие от брокеров агенты распоряжаются товарами.
Оптовая торговля
Оптовая торговля – это деятельность по продаже товара (услуг) тем субъектам рыночной деятельности, которые приобретают его (их) с целью перепродажи или профессионального использования.
Покупателями, следовательно, становятся и предприятия розничной торговли, и промышленные предприятия, и ремесленники, и другие крупные потребители. Такая деятельность присуща как производителю, так и торговым посредникам, находящимся на последующих уровнях сбытового канала, - до розничников. Торговых посредников, для которых эта деятельность является основной, называют «оптовыми торговцами».
Формы субъектов оптовиков:
- По степени самостоятельности:
- распределительные органы производителя;
- независимые оптовики.
- По характеру перехода прав собственности на партии товара:
- предприятия оптовой торговли;
- партнеры по сбыту
- По объему предоставляемых услуг:
- с полным циклом обслуживания;
- с ограниченным циклом обслуживания.
- По специфике ассортимента:
- оптовики смешанного ассортимента;
- Узкоспециализированные оптовики.
Розничная торговля
Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров (услуг) непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Покупателями становятся отдельные лица или группы людей, причем совершенно не важно, каким образом продается товар и в каком именно месте. Такая деятельность присуща как предприятиям розничной торговли, так и отдельным лицам. Торговых посредников для которых эта деятельность является основной называют «розничными торговцами».
Формы розничной торговли:
- В зависимости от степени «привязки» к стационарному помещению:
- торговля через розничные магазины;
- внемагазинная торговля.
- В зависимости от широты и глубины предлагаемого ассортимента:
- узкоспециализированные;
- универсальные;
- В зависимости от размеров розничного магазина:
- крупные;
- средние;
- мелкие.
- В зависимости от политики цен, который придерживается розничный торговец:
- торгующий по обычным ценам;
- торгующий по сниженным ценам (дисконтным);
- торгующий по бросовым ценам.
- В зависимости от степени кооперации:
- корпоративные сети;
- потребительские кооперативы;
- организации держателей привилегий;
- розничные конгломераты.
- В зависимости от степени концентрации магазинов:
- расположенные в центральном деловом районе;
- торговые центры микрорайонов.