Методы ценообр.,основ. на издержках производства
Методы ценообразования, ориентированные на издержки производства. Он в себя включает: Затратный метод,Агрегатный метод,Метод структурных аналогий.
Суть затратного метода:
К рассчитанной себестоимости добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи.
Ц = С + П + Н
Достоинства:Производители лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе,По мнению специалистов этот метод более справедливый как по отношению к продавцам, так и покупателям.
Недостатки:Невозможность учесть в цене потребительские свойства товаров конъюктуры рынка.
Область применения:Обоснование цен на новую продукцию,Продукция производиться производится по разовым заказам,С индивидуальным характером производства (уникальные строительные объекты),Товары, услуги, ограничивающие спрос платежности населения (ремонтные услуги), Цена товаров предприятий-монополистов,Внутрепроизводственное ценообразование
Суть агрегатного метода:Применяется к товарам, состоящих из сочетаний отдельных изделий (мебельная гарнитура, столовые сервизы), продукция, собранная из элементов (станки). Цена, рассчитанная данным методом, представляет собой сумму цен отдельных элементов, которые ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или упаковку.
Метод структурных аналогий.Применяется в производстве и сфере с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий.По методу структурных аналогий для того, чтобы установить цену на новое изделие определяется структурная формула цены по ее аналогу. Используются фактические или статистические данные в доле основных видов затрат в цене аналогичного товара, определяющего фактическую цену.
Ц (с/с) = Зо/Дзо,Зо – абсолютные затраты,Д зо- доля основного вида затрат при производстве нового изделия в цене, выраженная в коэффициенте.
40. Методы ценообразования, ориентированные на качество продукции
Эти методы заключаются в определении количественной зависимости между ценой и основными потребительскими свойствами продукции в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд в данном случае - это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления и имеет одинаковое или сходное функциональное назначение. Различие же состоит в количественном уровне потребительских свойств.
К методам ценообразования, основанным на учете качества, относят метод удельной цены и балловый метод.
Метод удельной цены применяется для определения и анализа цен
товаров, которые могут быть достаточно точно охарактеризованы одним
из основных качественных параметров. Таким параметром может быть:производительность; мощность;содержание полезного компонента в веществе;емкость и т.д.
Эти показатели выражают полезность (потребительскую стоимость) продукции, определяют общий уровень цены изделия. Данный метод часто используется для определения цен в машиностроении, на ранних стадиях проектирования и конструирования новой продукции.
Механизм этого метода заключается в том, что вначале определяется цена единицы основного параметра качества по формуле:
Цу = Цб / Хб,
где Цу - удельная цена на единицу основного параметра качества; Цб - абсолютная величина цены базового изделия;
Хб - значение основного параметра качества базового изделия
в соответствующих единицах измерения.
41. Методы ценообраз. с ориентацией на спрос и уровень конкуренции.К таким методам, в частности, относится метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. В его основе заложена субъективная оценка покупателем ценности товара или услуги, зависящая от:получаемой потребителем от применения товара полезности;возможности получения дополнительных психологических;преимуществ (удобство, цвет и т.п.);уровня послегарантийного обслуживания (иногда он играетглавную роль).Критерий ценности товара (услуги) для потребителя позволяет продавцу устанавливать цену, доступную для покупателя. Однако применение этого метода будет эффективно лишь при наличии на рынке товара (услуг) большого числа взаимозаменяемых товаров, что давало бы возможность покупателю сравнивать аналогичные товары между собой. Поэтому данный метод предполагает дифференциацию товаров как по потребительским свойствам, так и по характеристике покупателей на рынке.Широко известен также такой метод, как метод следования за лидером, или метод установления цены на основе текущих цен. Продавец в данном случае исходит из уровня цен конкурентов и меньше внимания уделяет спросу и издержкам. Часто этот метод применяют те производители, которые на данный момент не могут определить свои будущие издержки на единицу продукции и потому ориентируются на средние цены, сформировавшиеся в отрасли. Фирма может устанавливать цены выше или ниже цен конкурентов, но изменять их будет при изменении цен конкурентами, не привязываясь к собственному уровню затрат или к спросу на продукцию.Применяется и метод закрытых торгов. Название этого метода говорит само за себя: цена устанавливается в ходе конкурентной борьбы предприятий за заказы на торгах. Самый простой пример - тендеры на строительство, крупные военные заказы. Фирма готова любой ценой заполучить такой заказ, а потому будет, ориентируясь на цены конкурентов, устанавливать свою предлагаемую цену на уровень ниже, чем конкуренты. Однако следует помнить, что цена не может быть ниже издержек производства, иначе вместо ожидаемой прибыли фирма понесет убытки. Еще одни метод - метод мозговых атак. Суть его заключается в том, что работники руководящего звена собираются и высказывают свои соображения о предполагаемом уровне цены. Принимается предложение того из них, кто сможет убедить всех остальных. Причем в данном случае принимаются в расчет и цены конкурентов, и уровень спроса, и уровень затрат.В заключение можно сказать, что с учетом реальной ситуации на рынке производители выбирают один или несколько методов при формировании рыночной стратегии ценообразования. И следует помнить, что наиболее эффективным методом борьбы с инфляцией и ростом затрат была и будет оставаться добросовестная конкуренция.
РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Стратегии дифференцированного ценообразования — стратегии, основанные на учете неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.
Рассмотрим основные разновидности стратегий дифференцированного ценообразования:Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Стратегия периодической скидки широко применяется при временных снижениях цен на товары вне сезона, расценок на билеты на дневные представления, при ценовых скидках в период недогрузки мощностей. Основной принцип стратегии: характер снижения цен можно прогнозировать во времени, и он известен покупателям.Ценовая стратегия случайной скидки (случайного снижения цен) опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Основное условие применения ценовой стратегии случайных скидок — неоднородность поисковых затрат покупателей. Покупатели знают о существовании диапазона цен. Тем не менее, для лиц с высоким доходом поиск самой низкой цены не оправдывает затрат времени. Для остальных — наоборот.Стратегия ценовой дискриминации — это стратегия, согласно которой фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь и идет о ценовой дискриминации. Примером ценовой стратегии дискриминации является продажа стандартного программного обеспечения бюджетным и коммерческим организациям по значительно различающимся ценам; существенное варьирование уровня цен на одни и те же услуги в зависимости от уровня доходов клиентов. Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного ценового канала в другой.
43 РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.Стратегии конкурентного ценообразования — это стратегии, которые строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.Рассмотрим основные разновидности стратегий конкурентного ценообразования:Ценовая стратегия проникновения на рынок — стратегия, основанная на использовании экономии за счет роста масштабов производства. Стратегия проникновения на рынок используется для внедрения новых товаров на рынок и усиления прежних позиций. Примерами являются рост числа магазинов, торгующих по сниженным ценам, и объединение производителей для вытеснения спекулянтов с рынка путем снижения цен. Разновидность ценовой стратегии проникновения на рынок — лимитное ценообразование, при котором фирма хотя и устанавливает цены выше затрат, но на достаточно низком уровне, чтобы препятствовать проникновению на рынок новых фирм.Ценовая стратегия по кривой освоения – стратегия, базирующаяся на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по кривой освоения покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последними покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.Ценовая стратегия сигнализирования ценами — стратегия, которая строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами чаще всего применяется, когда рассчитывают на новых или неопытных покупателей, не осведомленных о конкурентных товарах, но считающих качество последней важной составляющей. Вариант стратегии сигнализирования ценами — ценообразование сравнения. Например, фирма помещает дорогую модель товара рядом с еще более дорогим вариантом, так что неинформированному покупателю кажется заманчивым рискнуть и купить первую.Ценовая географическая стратегия относится к конкурентному ценообразованию для сопряженных частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФСО (франко-станция отправления).
44.Рыночные стратегии ассортиментного рынка.
Ассортиментные стратегии ценообразования. Они применяются компаниями, реализующими определенный ассортимент взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров или услуг. Наиболее распространенной и понятной является стратегия ценообразования товарных наборов. Содержание ее заключается в том, что цена набора (бритвенный прибор и лезвия, фотоаппарат и фотопленка, косметические наборы и т.д.) устанавливается ниже, чем сумма цен входящих в него компонентов. При этом по более низкой цене может продаваться основное изделие, а дополняющие его или сопутствующие товары – по более высокой.
Стратегия различной прибыльности используется в ценообразовании на взаимозаменяемые товары или услуги. Модели товаров или виды услуг, отличающиеся по цене и качественным характеристикам, предназначены для различных категорий покупателей. При этом предприятие устанавливает на аналогичные товары цены таким образом, что получает большую прибыль от дорогостоящих моделей и порой даже убыток от дешевых, а в целом имеет среднюю норму прибыли. Применение стратегии различной прибыльности позволяет предприятию работать на разные сегменты рынка и иметь за счет этого выгодное устойчивое положение.
Стратегию имидж-цен в состоянии проводить наиболее конкурентоспособные компании, пользующиеся устойчивой репутацией на рынке, выпускающие престижную продукцию. Более высокие цены могут устанавливаться, например, на высококачественные парфюмерные изделия известных фирм, марочные вина, коньяки и на другую имиджевую продукцию.
45.Ценовые скидки и компенсации.
СКИДКИ ЦЕНОВЫЕ - сумма, на которую снижается цена в зависимости от изменений рыночных условий. В хозяйственной практике в зависимости от экономической целесообразности и конъюнктуры рынка насчитывается примерно 20 различного рода ценовых скидок. Среди них: простая скидка с прейскурантной цены, или так называемой справочной цены; скидка за оптовую закупку, иначе говоря, чем больше размер приобретаемой партии того или иного товара, тем должна быть больше ценовая скидка; прогрессивная скидка, которая зависят от объема либо серийности продаж; скидка ценовая за оборот (ее еще называют бонусной скидкой), которая предоставляется постоянным клиентам (покупателям) в зависимости от достигнутого товарооборота в течение, например, года, шести месяцев, квартала; так называемая ценовая скидка «сконто», т. е. за оплату наличными либо за досрочный расчет; экспортная скидка, т.е. скидка постоянным импортерам того или иного товара и т. д.В особом ряду стоит международная торговая скидка по международным торговым сделкам. В данном случае договор либо соглашение осуществляется между двумя либо несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц или оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Под товарными единицами понимаются отдельные количества товаров одного вида, которые признаются в течение определенного периода предметом фактической или возможной торговой сделки. Партия состоит из одной либо более товарных единиц, предназначенных для совместной перевозки из оговоренного пункта отправления в установленное покупателем место поставки. Ценовая скидка применяется здесь в качестве стимулирования поставки как можно больше товарных единиц в одной партии.
46.Ценообразование на основе сокращенных затрат.•Метод сокращенных затрат или маржинал-кост (marginal cost) – учет только переменных затрат. При использовании этого метода исходят из предположения, что невозможно точно определить объем косвенных расходов, которые должны быть отнесены на тот или иной вид продукции. Кроме того, при смене номенклатуры выпускаемой продукции на существующих основных фондах постоянные издержки не меняются, следовательно, поиск оптимальной структуры выпуска необходимо проводить на основании только прямых расходов. При условии, что в краткосрочном плане цена товара постоянна, такой метод оправдан.
Метод маржинал-кост служит основой метода расчета цены по предельным издержкам. В целом метод предельных издержек можно определить как метод определения цены без учета косвенных расходов. Применяется преимущественно при реализации продукции на нескольких рынках при наличии свободных производственных мощностей. Так, например, если предприятие активно реализует продукцию на внутреннем рынке и в целом прибыльно, но существует возможность расширения производства без дополнительных капитальных затрат, то предприятие может попытаться экспортировать продукцию. Однако не все расходы могут быть строго проконтролированы при использовании данного метода, иногда все-таки требуется дополнительный расчет полной себестоимости.