Прогноз развития рынка методом экстраполяции
Можно выделить два метода разработки прогнозов, основанных на методах математической статистики: экстраполяцию и моделирование. В первом случае в качестве базы прогнозирования используется прош-лый опыт, который пролонгируется на будущее. Делается предположение, что система развивается эволюционно в достаточно стабильных условиях. Чем крупнее система, тем более вероятно сохранение ее параметров без изменения, конечно, на срок не слишком большой. Обычно рекомендуется, чтобы срок прогноза не превышал одной трети длительности исходной временной базы. Простейшими методами прогнозирования спроса на основе статистической маркетинговой информации являются экстрапо-ляционные методы, основанные на анализе временных рядов. Многие данные маркетинговых исследований представляются для различных интервалов времени, например, на ежегодной, ежемесячной и др. основе. Такие данные называютсявремен-ными рядами. Анализ временных рядов направлен на выявление трех видов закономерностей изменения данных трендов, цикличности и сезонности, выявление причин изменения спроса в прошлом с последующим переносом полученных закономерностей на будущее. К числу главных ограничений экстраполя-ционных методов следует отнести следующее. Большинство прогнозных ошибок связаны с тем, что в момент формулирования прогноза в более или менее явной форме подразумевалось, что существующие тенденции сохранятся в будущем, что редко оправдывается в реальной эконо-мической и общественной жизни. Экстраполяционные методы не позволяют действительно «предска-зать» эволюцию спроса, поскольку не способны предвидеть какие-либо «поворотные точки». В лучшем случае они способны быстро учесть уже произошедшее изменение. Поэтому их называют «адаптивной прогнозной моделью». Тем не менее для многих проблем управления такой «апостериорный» прогноз оказы-вается полезным при условиях, что имеется достаточно времени для адаптации, и факторы, определяющие уровень продаж, не подвержены резким изменениям.
1) по среднему уровню ряда динамики. Если ряд, характе-ризующий, например, продажу товара не имеет достаточно выраженной тенденции развития, т. е. его уровни колеблются около средней величины, то прогноз с упреждением на 1-2 уровня будет равен средней величине: `y = Syt/n. Возможная ошибка прог-ноза в данном случае составит m = ± t Ös2 / n , где s2 - дисперсия продажи товара; t – коэффициент, равный 2 (p=0,0954) s2 = S (y -` y 2) / n.
2) по среднему темпу роста ряда. Если динамический ряд, характери-зующийся каким-либо из элементов рынка, имеет устойчивую тенденцию к повышению или снижению и не существенно варьирует около этой тенденции, то его экстраполяцию можно сделать по среднему темпу изменений: yt+1 = yt *`K, где yt+1 = прогнозный уровень ряда, yt прогнозный уровень базисного ряда,`K – средний темп изменения уровней ряда. `K = n-1 Ö yt / y0, где y0 – начальный уровень базисного ряда, n – число уровней базисного ряда. Возможно, ошибка прогноза определяется как среднее отклонение фактических данных от теорети-ческих. s2 = S (yф - ур)2; m = ± Ö s2 / n
3) экстраполяция посредством аналитического выравнивания ряда. Если динамический ряд, характеризующийся каким-либо из элементов рынка, имеет ту или иную тенденцию, но существенно варьирует около нее, то его экстраполяция выполняется путем подбора аналитического управления этой тенденции. Например, выравнивание этой тенденции соответствует уравнению прямой: y = a+bt; параметры а и b можно рассчитать методом наименьших квадратов: b = S yt – n*`t`y / St2 – n (`t)2; a = `y - b`t. Ошибка такого прогноза рассчитывается: m = ±Ös2 / n.
56. Ценообразование, подстроенное под потребителя (кастомизированное)
Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары как более высококачественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их при поиске какого-то товара (квалифицированный покупатель хорошо знает, какая цена на определенный товар относится к категории высокой или низкой). Производители и продавцы могут активно воздействовать на формирование справочных цен. Психологи неоднократно замечали, что существует некий «пороговый» эффект «круглых» цен. Поэтому скорее назначат цену в 24,95 рублей, чем ровно в 25 рублей. Исходя из психологических установок, не следует бояться заявлять цены в рекламе, в витрине, в различных документах, связанных с продвижением товаров. Предложений с указанием цен бояться не стоит. Зрительное восприятие цены, как правило, вызывает больше доверия к продавцу, говорит об уверенности в правильности проводимой им торговой политики. В ряде случаев в упаковку с теми же размерами, что и у конкурентов, расфасовывают меньшее количество товара (стиральные порошки, продукты питания, медикаменты и др.), назначая при этом и более низкую цену на данный товар. При этом истинный вес или объем указываются на упаковке. Данный метод установления цены или, скорее, в целом продвижения товара ориентирован на невнимательного покупателя. Установление цены на основе ощущаемой
ценности товараВсе большее число фирм при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют в своих комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара. Фирме, пользующейся методом ценообразования на основе ощущаемой ценностной значимости товара, необходимо выявить, какие ценностные представления имеются в сознании потребителей о товарах конкурентов. Если продавец запросит больше признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы окажется ниже, чем мог бы быть. Многие компании завышают цены своих товаров, и те плохо идут на рынке. Другие фирмы, наоборот, назначают на свои товары слишком низкие цены. Товары эти прекрасно идут на рынке, но приносят фирме меньше поступлений, чем могли бы при цене, повышенной до уровня их ценностной значимости в представлении покупателей.Установление цен со скидками и зачетамиВ качестве вознаграждения потребителей за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, закупки большого объема или внесезонные закупки, многие фирмы готовы изменять свои исходные цены. Ниже дается описание подобных ценовых корректировок ― скидок и зачетов. СКИДКИ ЗА ПЛАТЕЖ НАЛИЧНЫМИ. Под скидкой за платеж наличнымипонимают уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета. Скидка должна предоставляться всем покупателям, выполнившим это условие. Подобные скидки типичны для многих отраслей деятельности и помогают улучшить состояние ликвидности продавца и сократить расходы в связи со взысканием кредитов и безнадежных долгов. СКИДКА ЗА КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПАЕМОГО ТОВАРА. Под скидкой за количествопонимают уменьшение цены для покупателей, приобретающих большие количества товара. Типичным примером является условие «10 долл. за штуку при покупке менее 100 штук; 9 долл. за штуку при покупке 100 штук и более». Скидки за количество должны предлагаться всем заказчикам и не превышать суммы экономии издержек продавца в связи со сбытом больших партий товара. Экономия складывается за счет сокращения издержек по продаже, поддержанию запасов и транспортировке товара. Скидки служат для потребителя стимулом делать закупки у одного продавца, а не у нескольких поставщиков. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СКИДКИ. Функциональные скидки(известные также как скидки сфере торговли) производители предлагают службам товародвижения, выполняющим определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета. Производитель может предлагать разные функциональные скидки разным торговым каналам, поскольку они оказывают ему разные по характеру услуги, но он обязан предлагать единую скидку всем службам, входящим в состав отдельного канала. СЕЗОННЫЕ СКИДКИ. Под сезонной скидкойпонимают уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг. Сезонные скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года. Для поощрения заблаговременных заказов производители лыж предлагают розничным торговцам сезонные скидки весной и летом. Отели, мотели и авиалинии предлагают сезонные скидки в периоды спада деятельности. ЗАЧЕТЫ. Под зачетамипонимают другие виды скидок с прейскурантной цены. Например, товарообменный зачет ― это уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Товарообменный зачет наиболее часто применяется при торговле автомобилями и некоторыми другими категориями товаров длительного пользования. Под зачетами на стимулирование сбыта понимают выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта. Установление цен для стимулирования сбытаПри определенных обстоятельствах фирмы временно назначают на свои товары цены ниже прейскурантных, а иногда даже ниже себестоимости. Установление цен для стимулирования сбытапроисходит в разных формах: 1. Универсамы и универмаги устанавливают на некоторые товары цены как на «убыточных лидеров»ради привлечения покупателей в магазин в надежде, что они заодно приобретут и другие товары с обычными наценками. 2. Для привлечения большого числа клиентов в определенные периоды времени продавцы пользуются также ценами для особых случаев.Так, для привлечения в магазины утомленных от предновогодних покупок людей каждый год в январе устраиваются зимние распродажи. 3. Иногда производители предлагают потребителям, покупающим товар у дилеров в определенный отрезок времени, скидку наличными.Скидка эта передается производителем непосредственно потребителю. Скидка наличными ― гибкое орудие сокращения товарных запасов в периоды затруднения сбыта без снижения прейскурантных цен. 4. Продавцы часто предлагают скидкис обычных цен.Установление дискриминационных ценС учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т.п. фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных ценфирма продает товар или услугу по двум или более разным ценам без учета различий в издержках. Установление дискриминационных цен происходит в разных формах. 1. С учетом разновидностей покупателей.Разные покупатели платят за один и тот же товар или услугу разные цены. Музеи меньше берут за вход со студентов и престарелых. 2. С учетом местонахождения.Товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки по предложению его в этих местах одинаковы. Цены билетов в театр варьируются в зависимости от того, какие участки зала предпочитают зрители. 3. С учетом времени.Цены меняются в зависимости от сезона, имя недели и даже часа суток. Коммунальные службы меняют свои расценки для коммерческих потребителей в зависимости от времени суток и в выходные дни по сравнению с буднями. Для того чтобы ценовая дискриминация сработала, необходимо наличие определенных условий. Во-первых, рынок должен поддаваться сегментированию, а полученные сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса. Во-вторых, члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене. В-третьих, конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, гдефирма предлагает его по высокой цене. В-четвертых, издержки в связи с сегментированием рынка и наблюдением за ним не должны превышать суммы дополнительных поступлений, образующихся в результате ценовой дискриминации. В-пятых, установление дискриминационных цен не должно вызывать обиды и неприязни потребителей. В-шестых, применяемая фирмой конкретная форма ценовой дискриминации не должна быть противоправной с точки зрения закона.Ценообразование по географическому принципу предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Доставка товаров в отдаленные районы предполагает более высокие транспортные издержки, чем в близлежащие к производителю районы, и, соответственно, более высокие цены. Однако перекладывать на покупателей отдаленных районов повышенные транспортные издержки не всегда целесообразно, так как это может привести к потере клиентуры, особенно когда ближе расположены другие производители-конкуренты. Поэтому часть издержек транспортировки товаров в отдаленные районы может компенсироваться относительным повышением цен в близрасположенных районах и пропорциональным снижением в отдаленных. Выделяют следующие пять стратегий корректировки цен по географическому принципу: ценообразование на основе цены ФОБ, ценообразование на основе единой цены доставки, зональное ценообразование, ценообразование на основе базисного пункта и ценообразование с оплатой доставки товара.
Покупатель голосует своими деньгами за тот или иной товар, делая свой выбор исходя из сравнения цены продукта с его ценностью, полезностью. На этом основанподход к определению цены исходя из мнения потребителя. Достаточно искушенный покупатель, совершая ту или иную покупку, мысленно проводит сравнение качества товара с его ценой («Почему так дорого»?). В этом плане очередь за каким-то товаром даже при отсутствии дефицита является коллективным экспертом, определившим выгодность какой-то покупки. Требования, обусловленные расходами и прибылью, определяют нижний предел цены; ее верхний предел зависит от покупательского восприятия – другими словами, от того, какую цену готов заплатить покупатель. Возможно существование зоны неразличимости цены, в пределах которой потребитель или не замечает изменения цены, или на него не реагирует. Для товаров с высокой ценовой эластичностью зона неразличимости (безразличия) мала, для товаров с низкой ценовой эластичностью – велика. Для определения отношения потребителя к уровню цен проводят специальные маркетинговые исследования, начиная с опроса потребителей и кончая тестированием рынка. Об этом речь шла в соответствующем разделе книги. Большое влияние на выбор покупателя оказывают так называемые привычные цены, т.е. цены, которые действуют на достаточно широком рыночном пространстве в течение относительно длительного периода времени. В данном случае, поскольку цена воспринимается потребителем как привычная, на ее величину рыночные позиции производителя на оказывают влияния. Даже при незначительном повышении цены можно ожидать существенного снижения продаж. Для этого нужно прежде всего изменить мнение потребителей о привычных ценах – например, путем коренного улучшения качества товара, его упаковки и дизайна. В качестве примера можно назвать цены на жевательную резинку, товары, продаваемые через автоматы (пиво и другие напитки). Одним из вариантов установления цены потребителями является проведение аукционов, хотя они и практикуются в очень узких областях. Если товар действительно представляет высокую ценность для потребителей, то они во время торгов могут существенно поднять стартовую цену
Маркетинговые коммуникации
Маркетинговые коммуникации занимают важное место в системе производственно-сбытовой деятельности предприятия. Важнейшей задачей предприятия является осуществление коммуникаций с клиентами, с целью активного воздействия на потребителя и обеспечения устойчивости предприятия.
Основные формы коммуникаций следующие:
-реклама – эта любая платная форма представления и продвижения товаров и услуг, оплачиваемая чётко установленным заказчиком (по определению АМА);
-личная продажа – это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями;
-стимулирование сбыта – это кратковременные меры поощрения покупки или продажи товаров;
-связи с общественностью (паблик рилейшнз – PR) – включает спектр программ, способствующих установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, сотрудничества между организацией и общественностью с целью продвижения и защиты образа фирмы или товаров.
Результативность маркетинговых коммуникаций возможна только при систематической работе, а не от случая к случаю.
Расходы на осуществление системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИС) или маркетинговых коммуникаций достаточно большие - 5-15 % от объёма продаж потребительских товаров, 0,5-0,25 – для производственного назначения.
Осуществление маркетинговых коммуникаций предполагает:
-разработку политики коммуникаций;
-подготовка и внедрение коммуникационных мероприятий.
Процесс разработки коммуникационной политики включает следующие основные этапы:
-определение целей и задач;
-выбор коммуникационной политики;
-определение структуры коммуникаций;
-расчёт бюджета;
-анализ результатов.
Основная цель коммуникационной политики – стимулирование спроса.
При разработке задач коммуникационной политики необходимо учитывать:
-стадию ЖЦТ (смотрите модуль 2);
-восприятие потребителем товара и форм его продвижения.
При выборе форм коммуникационной политики необходимо выделить целевую
аудиторию.
Возможны следующие варианты коммуникационной политики:
-политика вынуждения – продвижение адресуется окончательным потребителям в расчёте на то, что их спрос окажется достаточным, чтобы вынудить посредников произвести закупки продвигаемого товара;
-политика проталкивания – продвижение направлено на конкретного посредника в расчёте на то, что он сам будет проталкивать товар к конечному потребителю.
Очень редко используется одна форма коммуникаций, чаще всего все выше перечисленные, в зависимости от особенностей товара, рынка и так далее.
При разработке бюджета можно использовать следующие методы:
-метод возможных расходов;
-метод фиксированного процента;
-метод соответствия конкурентам;
-метод соответствия целям и задачам фирмы.
Разработанная предприятием коммуникационная стратегия не достигнет своих целей, если не будет создана система анализа её результатов. Она должна обеспечить оценку ответной реакции на формирование спроса и стимулирования сбыта.