Отличительные признаки основных конкурентных стратегий
Тип признака | Руководящая роль в области издержек производства | Дифференциация | Фокусирование |
Стратегическая цель | Значительный сектор на рынке товаров и услуг | Значительный сектор на рынке товаров и услуг | Узкая рыночная ниша, где потребности и вкусы покупателей сильно отличаются от остального рынка |
Основа конкурентного преимущества | Более низкие по сравнению с конкурентами издержки производства | Возможность предоставления клиентам отличного от конкурентов | Более низкие затраты по обслуживанию выбранной ниши или способность предоставить клиентам ниши то, что отвечает их потребностям и вкусам |
Ассортимент выпускаемой продукции | Добротный базовый продукт с небольшим числом модификаций (приемлемого качества и небольшого выбора) | Богатый ассортимент, широкий выбор, сильный акцент на выбранных признаках дифференциации | Подогнан под специфические потребности выбранного сегмента рынка |
Производственная тактика | Непрерывный поиск путей снижения издержек производства при сохранении приемлемого качества и характерных качеств продукции | Разработка методов предоставления дополнительной "ценности" покупателям | Полное удовлетворение потребностей ниши |
Тактика маркетинга | Стремление сыграть на признаках, позволяющих снизить издержки производства, экономически оп-равданные цены, Все элементы стратегии направлены на поддержание | эффективное использование признаков дифференциации, постоянное совершенствование и внедрение новых технологий с целью отрыва от преследо- вателей концентрация усилий на разработке | Подчеркивание уникальной возможности производителя удовлетворить специфические потребности покупателей, Строгое следование принципу более полного по сравнению с |
устойчивого преимущества в области издержек производства главная задача руководства состоит в снижении издержек производства, из года в год, в каждой сфере деятельности | нескольких дифференцирующих признаков; использование признаков для завоевания высокой репутации | конкурентами удовлетворения потребностей клиентов выбранной ниши; не терять имидж компании и не растрачивать силы на переключение на другие сегменты и расширение ассортимента с целью увеличения рынка |
Побудительным мотивом иметь самые низкие в отрасли издержки производства является наличие на рынке большого числа чувствительных к цене покупателей. Идея состоит в использовании устойчивого преимущества над конкурентами в области издержек производства в качестве основы для демпинга цен и увеличения доли рынка, либо получения более высокой нормы прибыли при продаже товаров по сложившимся рыночным ценам. Чтобы обладать преимуществом в области издержек производства, фирма должна достичь самого низкого уровня суммарных издержек производства. Существует два основных способа завоевания конкурентного преимущества в этой области:
- целенаправленная работа по снижению затрат и увеличению эффективности производства;
- пересмотр полной структуры затрат и отказ от наиболее дорогостоящих и наименее эффективных технологических операций.
Оба подхода следует осуществлять одновременно. Как правило, производители с низкими издержками производства стараются использовать любую представившуюся возможность снижения затрат. Фирма, претендующая на роль производителя с низкими издержками производства, должна тщательно проанализировать каждый этап приращения затрат. Везде, где это возможно, следует отказаться от производственных операций, выполнение которых приводит к резкому увеличению затрат.
Стратегия минимизации издержек производства, особенно эффективна в следующих случаях:
1) ценовая конкуренция среди продавцов - главная сила конкуренции;
2) производимый в отрасли продукт - в основном стандартный, его легко приобрести у широкого круга продавцов (условия, стимулирующее покупателей производить покупки по более низким ценам);
3) очень мало возможностей дифференциации продукции или, другими словами, покупателей мало волнует различие торговых марок;
4) подавляющее число покупателей использует продукт одним и тем же образом, в результате формируется стандартный набор требований покупателя к данному виду продукции;
5) покупателям практически ничего не стоит переключиться от одного продавца к другому; это повышает гибкость поведения покупателей, способствует покупке ими продукции по наиболее низким ценам;
6) покупатели, в основном, крупные и обладают значительно покупательной способностью.
Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются друг от друга и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции. Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации должен активнее других проводить маркетинговые исследования с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков. После этого компания дифференцирует свою продукцию по одному или нескольким признакам. Дифференциация выступает в качестве амортизатора стратегий конкурирующих фирм, потому что покупатели привязываются к торговой марке или модели и согласны платить немного больше за полюбившуюся продукцию.
Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются стратегии, имитация которых конкурентами требует значительных затрат времени и средств. Здесь большую роль играет наличие исключительного совершенства.
Наибольший эффект может дать дифференциация, основывающаяся на:
- технологическом превосходстве;
- высоком качестве продукции;
- предоставлении потребителям большего набора сопутствующих услуг;
- предоставлении потребителям большей "ценности" за ту же цену.
Как правило, стратегии дифференциации лучше всего применимы в случаях, когда:
1) существует множество возможных способов дифференциации продукции или услуг, и значительная часть покупателей воспринимает данные различия как имеющие определенную цену;
2) потребности покупателей в данном продукте различаются, причем, сам продукт можно использовать по-разному;
3) незначительное число конкурирующих фирм опирается на подобный подход к дифференциации.
Основой стратегии фокусирования является выбор рыночной ниши. Ниша может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы таких фирм в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям ниши нечто отличное от продукции конкурентов (дифференциация).
Сегменты рынка, благоприятные для использования стратегии концентрирования, должны обладать одной или несколькими из перечисленных ниже характеристик:
- сегмент достаточно велик для извлечения прибыли;
- сегмент обладает высоким потенциалом для развития;
- сегмент не принесет успеха большинству конкурентов;
- фирма, концентрирующаяся на сегменте, обладает квалификацией и ресурсами, необходимыми для эффективного обслуживания сегмента;
- фирма, концентрирующаяся на сегменте, может защитить себя от конкурентов за счет установившихся хороших отношений с клиентами и лучших возможностей обслуживания покупателей в сегменте.
Применение данной стратегии эффективно, если:
1) обслуживание целевой рыночной ниши требует значительных затрат и усилий от большой массы конкурентов;
2) ни один конкурент не пытается специализироваться в обслуживании той же самой целевой рыночной ниши;
3) ресурсы фирмы не позволяют ей успешно обслуживать обширный сегмент рынка;
4) промышленные отрасли (сегменты) имеют большие различия в размерах, уровне развития, доходности и интенсивности пяти конкурирующих сил, делающих некоторые сегменты более притягательными, чем другие.
5.2 Процесс стратегического планирования
Процесс стратегического управления условно можно разделить на три фазы: стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и регулирование. На каждой из них решаются определенные относительно самостоятельные задачи управления.
Стратегическое планирование - процесс определения стратегии организации путем анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации ее конкурентных преимуществ. Положение о том, что стратегия должна быть направлена не только на развитие конкурентных преимуществ корпорации, но и их капитализацию, отмечают многие авторы, профессионально занимающиеся проблемами стратегического управления. Однако аналитический инструментарий, которым можно было бы пользоваться при проведении соответствующего анализа, до сих пор нуждается в серьезном развитии.
Отличие стратегического планирования от долгосрочного состоит в том, что в системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана. Типичный результат такой практики - постановка оптимистических целей развития, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых.
В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Главным фактором здесь выступает состояние внешней среды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
Стратегическое планирование состоит из 4-х этапов:
1 Определение миссии организации и стратегических целей.
2 Анализ и оценка внутренней и внешней среды предприятия.
3 Стратегический выбор.
4 Подготовка окончательного стратегического плана.
В чём основная суть стратегического плана маркетинга и что он дает предприятию?
Ответы на этот вопрос можно сгруппировать следующим образом:
1) Задаёт направление для деятельности предприятия.
2) Позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения Потребителей, планирования продукции, ее продвижения на рынок и планирование ценообразования.
3) Обеспечивает каждому структурному подразделению на предприятии четкие цели, которые увязываются с общими задачами предприятия.
4) Стимулирует координацию усилий подразделений в различных направлениях.
5) Заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде.
6) Определяет альтернативные действия или комбинацию их, которые должна предпринять организация.
7) Создает основу для распределения ресурсов.
Процесс стратегического планирования можно представить в виде следующей последовательности действий:
- Определение задач предприятия
- Определение стратегических хозяйственных единиц (СХЕ)
-Установление целей маркетинга
-Комплексный анализ ситуации для каждого СХЕ (анализ окружающей среды маркетинга/анализ деятельности предприятия)
-Разработка стратегического плана маркетинга
-Реализация тактики маркетинга.
Важно помнить, что приведенный процесс применим как для больших, так и для средних и малых предприятий, производящих продукцию или оказывающих услуги. И хотя каждый этап стратегического планирования имеет специфику для отдельных типов предприятий, использование сквозного стратегического плана необходимо всем. Рассмотрим подробнее задачи каждого этапа.
Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за определенную ассортиментную группу продукции, с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию.
Каждая СХЕ имеет следующие общие характеристики:
Конкретный целевой рынок.
Определенную ассортиментную группу продукции.
Контроль над своими ресурсами.
Собственную стратегию.
Четко обозначенных конкурентов на рынке.
Явное отличительное преимущество продукции относительно основных конкурентов.
В качестве СХЕ можно рассматривать и самостоятельные юридические предприятия в рамках холдинга, и подразделения, имеющие статус центров финансовой ответственности (ЦФО).
Целью маркетинга каждой СХЕ должна стать ориентация на Потребителей и в разработке такой маркетинговой программы предприятия, которая побуждала бы Потребителей приобретать продукцию именно этого предприятия, а не его конкурентов.
Отличительное преимущество предприятия относительно конкурентов может быть достигнуто при помощи:
новизны продукции;
выделяющегося образа продукции или имиджа предприятия;
качества продукции;
доступности её приобретения;
организации сервисного обслуживания;
низких цен и других характеристик.
Каждая СХЕ должна устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности, которые определяются как в количественных показателях (объём продаж, темпы роста прибыли, занимаемая доля рынка, объем капиталовложений, величина издержек), так и в качественных показателях: степень инновационности, внедрение новых технологий, политика ценообразования, организация товародвижения (развитие дилерской сети).
Цели маркетинга предприятия обычно подразделяют на:
рыночные - доля рынка, освоение новых рынков, наиболее перспективные рынки;
маркетинговые - формирование/поддержание желательного имиджа предприятия (объёма продаж, объёма прибыли, уникальность характеристик относительно конкурентов и др.);
структурно-управленческие - желательная организационная структура предприятия, обеспечивающая максимум эффективности, требования к руководителям структурных подразделений;
контроль - ежедневный и периодический.
Основой для принятия стратегического плана маркетинга является комплексный анализ для каждой СХЕ, который проводится на основе тщательного изучения окружающей среды маркетинга. Любое предприятие, даже вновь созданное, начинает свою деятельность не в пустом пространстве а на рынке. Вокруг него действуют другие предприятия – поставщики, потребители, торгующие организации, с которыми необходимо устанавливать определенные взаимоотношения. На работу предприятия оказывает влияние и внешняя среда. Иными словами, каждый субъект рынка действует в определенной маркетинговой среде.
Чтобы обеспечить предприятию долговременное устойчивое существование необходимо располагать информацией о факторах внешней среды и деятельности самого предприятия, об эффективности его маркетингового плана.
Анализ внешней среды включает в себя также:
анализ Потребителей;
анализ конкурентов;
анализ конъюнктуры рынка и тенденций на нём;
анализ общих условий сбыта и организации продвижения продукции на рынок.
Анализ внутренней среды на предприятии принято называть ситуационным анализом, который включает в себя:
формулирование целей, которое ставит перед собой предприятие (оптимизация прибыли, максимизация объема продаж, расширение географии сбыта и увеличение доли рынка, обновление ассортимента продукции, выход на внешние рынки и др.);
анализ планов производства и поставок продукции в развернутом ассортименте и в региональном разрезе за истекший период, как правило, не менее чем за предшествующий год;
анализ ассортиментной политики предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и мероприятий по стимулированию сбыта предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
анализ качества выпускаемой продукции и её сравнительных характеристик относительно конкурентов на внутреннем и внешних рынках;
анализ организации сервисного обслуживания на предприятии и у основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
анализ издержек;
анализ возможных изменений и тенденций принципиального характера на рынке.
Регулярно проводимый ситуационный анализ позволяет также выявить наличие у предприятия долговременного “горизонта видения” своих целей, а также активность, наступательность, предприимчивость руководителей всех рангов на предприятии.
Предварительный комплексный анализ ситуации для каждой СХЕ и предприятия в целом являются основой для установления целей маркетинга, выработки конкретной стратегии и её реализации.
Данный этап включает в себя:
выявление стратегических альтернатив.
выбор стратегии маркетинга.
реализацию стратегии маркетинга.
5.3 Инструментарий стратегического анализа
Существуют четыре основных подхода к планированию стратегии маркетинга:
матрица возможностей по продукции/рынкам.
матрица роста рыночной доли.
матрица направленной политики.
общая стратегическая модель Портера.
Использование этих подходов дает возможность предприятию оценить все свои возможности и на основе этих оценок разработать соответствующие стратегии.