Демпинг и причины его порождающие.
Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах демпинг считают негативным явлением и борются с ним, применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.
Типы демпинга
Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:
· Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;
· Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его себестоимости.
В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
· Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объёмы производства товара превышают ёмкость внутреннего рынка и перед компанией встаёт дилемма: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренней, цене на внешнем рынке.
· Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установлениямонопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
· Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.
· Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
· Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также часто в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
Демпинг: причины и виды
Происхождение термина часто приписывают Винеру (1926), который предположил, что при максимизации прибыли цены на внутреннем рынке должны быть выше, чем на экспортных, по той простой причине, что внутренний рынок, как правило, предоставляет более комфортные условия национальным производителям.
Вторым логическим обоснованием демпинга является так называемый "хищнический демпинг" (predatory pricing - преднамеренное сильное занижение цены, в убыток себе), применяемый с целью нанести урон или уничтожить конкурентов, иногда с целью образования картеля . Однако многие экономисты говорят о том, что "хищнический демпинг" - довольно редкое явление, поскольку такие действия выгодны только в том случае, когда будущие сверхприбыли покрывают существенные потери в краткосрочном плане.
В 70-х гг., после того как наиболее промышленно развитые страны перешли на систему плавающих валютных курсов, появился термин "обменный демпинг" (exchange dumping). Например, в результате снижения курса доллара по отношению к йене, цена импортируемых в Японию товаров, измеряемая в долларах, будет падать по сравнению с ценой японских производителей до тех пор, пока цены не будут пересмотрены. Другими словами, наблюдается демпинг.
В последнее десятилетие возникло еще несколько объяснений демпинга. В качестве причин назывались неустойчивый спрос и сложность в перераспределении ресурсов между различными отраслями хозяйства, которые выражались в так называемом "циклическом демпинге" (cyclical dumping), основанном на разнице в издержках.
Был также введен термин "взаимный демпинг" (reciprocal dumping), объясняющий торговлю между развитыми странами схожей продукцией (внутриотраслевая торговля), зачастую сопровождаемую взаимными обвинениями в демпинге. По мнению обеих сторон, спрос на экспортном рынке более эластичен, чем на национальном, что ведет к более низким ценам (или равным, но включая транспортные издержки). И хотя "взаимный демпинг" и приводит к бесполезным перекрестным перевозкам, выгоды для общего благосостояния участников могут возникнуть из-за возросшей конкуренции на национальных рынках [21].
Также стоит отметить, что существует эффект экономии на масштабах производства, когда производство сознательно наращивается с целью снизить себестоимость единицы продукции, что фактически при отсутствии спроса ведет к демпингу, при сбыте на внешних рынках.
В последнее время многие антидемпинговые конфликты разрешаются с помощью так называемых "добровольных экспортных ограничений". И поскольку, размеры квот в этом случае зачастую основываются на более ранних объемах импорта, то многие фирмы могут прибегать к демпингу, пытаясь увеличить свое присутствие на экспортных рынках, если они ожидают введения квот.
Собственно говоря, современное законодательство различает два основных типа демпинга, в которые в принципе укладываются все выше описанные.
· 1. Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара, по цене, которая ниже его цены на национальном рынке
· 2. Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.
Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга.
· 3. Нерыночный демпинг - когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой.