Глава 2. исследование ассортимента и оценка качества соков

Объекты исследования

В России потребление соков ниже по сравнению с США, Европой и некоторыми странами Азии и ближнего Востока. Это связано с недостаточной осведомленностью о полезных свойствах соков и соковой продукции и с наличием большого ассортимента товаров этой группы, наряду с недостаточно четко организованной системой оценки качества.

Среди соков основными марками являются «Фруктовый сад», «Любимый», «Rich», «Тонус», «Я» и другие, поэтому взяты следующие образцы:

Образец 1. Вишневый нектар осветленный. «Rich»

Образец 2. Нектар яблочный осветленный. «Любимый»

Образец 3. Нектар мультифруктовый с мякотью. «Фруктовый сад»

Была изучена маркировка анализируемых образцов в соответствии с требованиями ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (табл. 1).

Таблица 1 - Оценка маркировки образцов

Требования к маркировке Образец 1 Образец 2 Образец 3  
 
Наименование продукта и его вид, сорт, марка Вишневый нектар. Осветленный. Марка: "RICH" Нектар яблочный, осветленный Марка: "Любимый". Нектар мультифруктовый Марка: "Фруктовый сад".  
Наименование страны, производителя и его адрес 141100, Россия, Московская обл., г. Щелково, Фруктовый пр-д, 1. ООО "Лебедянский", 399610, РФ, Липецкая область, г. Лебедянь. ООО "Лебедянский", 399610, РФ, Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Матросова, д. 7.  
Масса нетто или объём продукта 1 л. 1 л. 0,95 л.  
Состав Вишневый сок, сахар, регулятор кислотности – лимонная кислота, вода. Яблочный сок, сахар или сахар и глюкозно-фруктозный сироп, регулятор кислотности – лимонная кислота, вода. Апельсиновый сок, ананасовый сок, яблочное пюре, мандариновый сок, банановое пюре, сок из маракуйи, пюре из киви, пюре из гуавы, лимонный сок, сахар или сахар и глюкозно-фруктовый сироп, регулятор кислотности – лимонная кислота, вода.  
Пищевая ценность Углеводы – 13,5 г. Энергетическая ценность – 54 ккал (230 кДж). Углеводы – 11 г. Энергетическая ценность – 45 ккал (190 кДж). Углеводы – 11 г. Энергетическая ценность – 45 ккал (190 кДж).  
Срок годности, дата изготовления 08/02/17 08/02/18 13. 11. 16 13. 11. 17 28. 02. 17 28. 02. 18  
Обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведён товар; информация о подтверждении соответствия ЕАС ЕАС. ТУ 10.86.10-067-05269043-2013 ЕАС. ТУ 10.86.10-067-05269043-2013  

Анализ таблицы показывает, что все образцы соответствуют требованиям ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Рассмотрим органолептические методы исследования сока.

Соки тестируют для определения органолептических показателей следующим образом. Соки наливают в чистый цилиндрический бокал вместимостью 250 см3, диаметром 70мм и рассматривают в проходящем свете. Вкус, аромат и цвет соков должны соответствовать натуральным плодам, из которых они изготовлены. Осветленные натуральные соки и соки с сахаром должны быть прозрачными, без осадка; неосветленные – равномерно и тонкопротертыми, свободно льющимися, однородной консистенции, непрозрачными; соки с мякотью – в виде однородной непрозрачной массы с равномерно распределенной гомогенизированной мякотью. Допускается в соках с мякотью расслаивание и небольшой уплотненный осадок на дне, а в вишневом и сливовом соках – оседание мякоти. Цвет соков должен соответствовать цвету спелых плодов, ягод и овощей, из которых они изготовлены, но допускаются более темные оттенки в светлых соках и незначительное обесцвечивание сока из темноокрашенных плодов и ягод. Вкус и запах определяют сразу после налива пробы в дегустационный бокал, при этом обращают внимание на соответствие вкуса и запаха плодам, ягодам и овощам, из которых они изготовлены, на наличие неблагоприятных вкусовых свойств и прочих посторонних привкусов и запахов.

Оценка соков производится по 19-балльной шкале (табл. 2). Из органолептических показателей оценивают прозрачность, внешний вид, консистенцию (для нектаров), вкус, аромат и цвет.

Таблица 2 – Балловая оценка качества

Показатель качества Баллы, оценка
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Прозрачность, цвет, внешний вид 7соответствует плодам, характерным для напитка, цвет с блеском 5 То же, но без блеска 4 Слабая опалес-ценция, внешний вид соответствует данному напитку 1 Сильная опа-лесценция или осадок, снимается с дегустации
Вкус и аромат 12 Полный, ярко выраженный, свойственный напитку 10 Хороший вкус и аромат, свойственный напитку 8 Не полный вкус, слабый аромат, свойственный напитку 6 плохо выраженный вкус с посторонними тонами, не свойственный аромат
Общий балл 17-19 14-16 10-13 9 и ниже

По качеству соки можно разделить на четыре группы – отличные, хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные.

2. 2 Анализ ассортимента соков и магазина "Семья"

Магазин «Семья» торгует продовольственными и непродовольственными товарами, а так же он имеет собственное производство.

Методы продаж: самообслуживание, через прилавок.

Ассортимент:

а) непродовольственные товары:

посуда и аксессуары для кухни; чистящие и моющие средства, бытовая химия; товары для домашних животных; сезонные товары: для пикника, отдыха, автолюбителям; постельное белье полотенца и банные товары; средства личной гигиены, ухода за телом; сувениры, подарки к праздникам; детские игрушки; одежда.

б) продовольственные товары:

гастрономия мясная, мясо, птица, мясная заморозка, полуфабрикаты; гастрономия рыбная, рыбная заморозка; бакалея, консервация, соусы; свежие и замороженные овощи и фрукты; сухофрукты, орехи; молоко и молочные продукты, сыры; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; чай, кофе, специи; детское питание;

Алкогольные напитки

Собственное производство

Особенность магазина: социальные скидки, дисконтные карты и акции по сниженным ценам, каталоги.

Рассмотрим структуру ассортимента соков в магазине «Семья» (табл. 3, рис. 1).

Таблица 3 - Структура ассортимента

Наименование Количество производителей Удельный вес, %
Прямой отжим 38%
Восстановленные 33,3%
Нектары 28,5%
Итого 100%

глава 2. исследование ассортимента и оценка качества соков - student2.ru

Рис. 1 – Удельный вес ассортимента сока.

Анализ структуры ассортимента сока магазина «Семья» показал, что восстановленные соки пользуются наибольшим спросом.

Рассмотрим показатели ассортимента.

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей или наименований товаров однородных или разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

Кш=Шд/Шб*100

где Кш – коэффициент широты, %

Шд – действительная широта.

Шб – базовая широта.

Шд = 17

Шб = 19

Кш = 17/19*100 = 89,4%

Полученные результаты показали, что широта оптимальна для данного типа магазина.

Полнота ассортимента - это способность товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показатель действительной полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Кп = Пд/Пб*100

где Кп – коэффициент полноты, %

Пд – действительная полнота.

Пб – базовая полнота.

Проанализировав данные магазина, были получены следующие данные:

Пд = 10

Пб = 21

10/21*100 = 47,6%

Полученные результаты показали, что полнота оптимальна для данного типа магазина. Чем ближе этот показатель к 100%, тем полнее ассортимент торгового предприятия.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Новизна ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степени обновления Кн, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, является замен товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты и глубины для создания конкурентных преимуществ организации.

Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы и суперноваторы, потребности которых не редко меняются из-за желания ощущения новизны. Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психические и социальные потребности. Так, покупатель новой престижной марки автомобиля, имеющий автомобиль старой модели, который пригоден для использования как транспортное средство, удовлетворяет в первую очередь социальные потребности.

Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.

Кн = Новинки/Пд или Шд*100

где Кн – коэффициент новизны, %

Пд – действительная полнота.

Шд – действительная широта.

Новинки – обновившийся товар.

Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Семья», новинки равны 15.

Новинки = 15

Пд = 21

Кн = 15/21*100 = 71,4%

Полученные результаты показали, что новизна оптимальна для данного типа магазина.

Устойчивость ассортимента (У) – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Ку = у/Пд или Шд*100

где Ку – это коэффициент устойчивости, %.

Пд – это действительная полнота.

Шд – это действительная широта.

У – это устойчивость.

Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Семья», устойчивость равна 17.

У = 17

Шд = 21

Ку = 17/21 * 100 = 80,9%

Полученные результаты показали, что устойчивость является хорошей для данного магазина.

Широта ассортимента оптимальна для данного магазина (89,4%), а полнота находится в пределах нормы (71,4%). Новизна (71,4%) оптимальна для данного вида товара. Устойчивость (80,9%) показала, что способность набора товаров способна удовлетворять спрос на одни и те же товары. Таким образом, магазину «Семья», находящемуся по адресу г. Пермь, ул. Маршала Рыбалко, 84 рекомендуется поддерживать текущую обстановку.

Наши рекомендации