Виды УР и их характеристика с учетом методов переработки инфо при РУР, направлении воздействия УР, глубины воздействия, ограничений на ресурсы и параметры, способов фиксации.
1.По методам переработки информации:
-алгоритмические
-эвристические (нельзя просчитать по математич-м моделям)
2.По числу критериев для оценки вариантов УР: однокритериальные и многокритериальные
3.По направлению воздействия: внутренние и внешние
4.По глубине воздействия – одноуровневые и многоуровневые
5.По ограничениям на ресурсы:
-с ограничением
-без
6.По способу фиксации: письменные и устные
ФМ10. Управленческая проблема: классификация, механизм решения.
Существует два взгляда на сущность управленческой проблемы. Согласно одному - проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим - проблемы следует рассматривать так же как потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта.
Решение проблем — это важная часть роли управленца. Авторы, писавшие исключительно на эту тему, полностью разделяли мнение, что принятие успешных решений зависит от реализации ключевых этапов системного подхода. В этой статье рассматриваются различные типы проблем как в общих чертах, и с точки зрения различных подходов к их решению, а также этапы решения и использование методик, которые могут дать более высокий результат. Современные авторы также обращают внимание на необходимость создания организационной культуры и климата, благоприятного для решения вопросов инновационного характера, что особенно важно, когда организация подвергается коренным изменениям.
В управленческой деятельности выделяют четыре класса наиболее распространенных проблем.
К ним относятся.
1.Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения. Пример – прием или увольнение сотрудников в организации.
2.Хорошо структурированные проблемы. Они имеют количественные характеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономико-математические методы. Пример – расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала и организации (предприятия).
3.Слабо структурированные проблемы. Они имеют не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, используется системный подход. Пример – прогнозирование рынка труда или миграции населения в регионе.
4.Неструктурированные проблемы. Их решение возможно на основе экспертных оценок, суждение профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример – инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией.
Этапы решения проблемы
1.Анализ проблемы — на этой стадии собирается информация для определения реальности существования проблемы и причин ее возникновения, а также оценивается ее важность.
2.Постановка цели и определение критериев успеха — здесь нужно иметь ясное представление о цели и о том, как и с помощью каких показателей будет оцениваться успех в ее достижении.
3.Накопление информации — на данном этапе требуется собрать данные и выдвинуть идеи, из которых затем можно будет выбрать варианты и оценить их сравнительную полезность.
4.Принятие решения — после оценки принимается решение в пользу наилучшего направления деятельности.
5.Реализация, осуществление — планируется все то, что нужно сделать, и выполняется план действий.
6.Рассмотрение достигнутых успехов — дается оценка тому, что прошло хорошо, что менее хорошо, и высказываются замечания на будущее (это исключительно важная стадия, которая часто опускается).
Методы решения проблем
Существуют множество методик успешного решения проблем. Многие из них включают оценку ситуации и анализ важности полученных результатов.
Задаются четыре ключевых вопроса:
1.Почему проблема является важной?
2.Насколько важен результат решения проблемы в сравнении с другими вещами, также требующими внимания?
3.Кто будет участвовать в решении проблемы?
4.С каким реальным давлением и ограничениями придется столкнуться?
Мозговой штурм (brainstorming), метод «рыбий скелет», диаграммы Парето и гистограммы — все это относится к методам накопления информации или анализа.
Технология мозгового штурма была разработана Алексом Осборном (Alex Osborn) в 1950-х гг. с целью стимулировать творческие начинания в генерировании идей. Идея должна излагаться свободно и сразу записываться в таблицу. Люди должны ощущать свободу в действиях и раскрытии идей. Обсуждение не производится до того момента, пока не приступят к этапу оценки этих идей.
Технология «рыбий скелет» была разработана Ишикавой (Ishikawa) и широко используется при решении проблем в процессе управления качеством. Эта методика помогает в понимании связи причин и результата.
Диаграммы Парето и гистограммы используются для отображения числовой информации о возможных причинах возникновения проблемы. Они названы так в честь итальянского экономиста, который, в частности, установил принцип 80/20 (работы, важность которых составляет для организации 80%, требуют 20% усилий руководства, а работы, важность которых не превышает 20%, требуют 80% усилий. Искусство руководителя — отделять и исполнять важнейшие работы)..
Анализ силовых полей — также полезная технология при оценке факторов. Шаги, которые требуется предпринять:
1.Ясное определение желаемого результата.
2.Выявление благоприятных и неблагоприятных действующих сил.
3.Установление путей снижения силы неблагоприятных воздействий или их устранения, определение возможностей для проявления благоприятных факторов.
4.Выбор действий, направленных на достижение желаемых изменений, которые могут быть предприняты.
Методики, рассмотренные выше, могут быть использованы индивидуально, но они более эффективно работают в команде, особенно в тех случаях, где требуется творческое мышление.