ФМ2. История становления и развития теории и практики маркетинга
Возник на рубеже 19-20 вв., когда «рынок продавца» стал превращаться в «рынок покупателя».
Этапы развития:
1.1900-1930 г. сбытовой маркетинг (П.Черингтон, Р.Блисси)
Маркетинг – деятельность по продвижению сбыта.
1935 г. – Хилл Тогвел «Наше экономическое общество и его проблемы», где под маркетингом понималась технико-технологическая сторона деятельности фирмы.
2.1940-1960 гг. функциональный маркетинг (Шоу, Олдерсон)
Возник в эпоху перехода передовых индустриальных стран к широкому использованию достижений НТР для производства гражданской продукции. Задача маркетинга не просто сбыть товар, но и сформировать потребности. Появился термин «маркетинговые исследования»
3.1960-сер.1980 гг. маркетинг как рыночная концепция управления (Эвонс, Бернан)
Маркетинг делает упор на ориентацию всей совокупности хозяйственных функций предприятия на удовлетворение конкретного спроса целевого рынка.
4.Сер.1980-наст.время. информационный макетинг (Ф.Котлер)
Маркетинг выходит за пределы рыночной экономики, некоммерческие организации пользуются теорией и практикой маркетинга (экологический, маркетинг церквей, политический маркетинг).
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена.
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки ч/л
Потребность– специфическая нужда.
Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, используемое для потребления.
Обмен –акт получения от к/л желаемого объекта с предложением ч/л взамен.
Сделка –коммерческий обмен между 2 или более сторонами.
Рынок –совокупность существующих и потенциальных покупателей, товаров и услуг.
Сутью современного маркетинга является то, что фирма должна производить те продукты, которые в дальнейшем она сможет продать, а не пытаться продать те, которые она может производить.
Концепции управления маркетингом:
Управление маркетингом – управление спросом.
Совершенствование производства –концентрация усилий на производстве максимального объема товаров и услуг и получение экономии на масштабах производства.
Кривая опыта при наращивании производства: производство возрастает в 2 р., издержки падают на 20%.
Условия для предприятия:
Рынок ненасыщен (D>S)
Себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего наращивать производительность труда
Совершенствование товара –концентрация усилий на производстве товаров/услуг, акцент на функциональных особенностях: новизне, репутации «самого лучшего».
Может привестик «маркетинговой близорукости» - производитель-продавец влюбляется в свой товар и упускает нужных клиентов.
Условия:
Рынок насыщен (D<S)
Ориентация на сбыт, интенсификация коммерческих усилий –концентрация усилий на преодолении нежелания клиента приобрести продукт, на сбыте продукта, а не на удовлетворении потребностей.
Условия:
Распродажа, скидки
Для товаров пассивного спроса (в России – страховка, подписка)
При раскрутке звезды (в спорте, политике)
Концепции маркетингового управления:
· Ориентация на рынок (Макдональдс, Тойота) –концентрация усилий на изучении потребностей и желаний клиентов, их мнений. Достижение компанией своих целей является результатом определения нужд и желаний целевых рынков и более полного их удовлетворения (по сравнению с конкурентами).
· Концепция социально-этичного маркетинга (Джонсон&Джонсон) –государствоведческий маркетинг – компания выявляет нужды и потребности целевых рынков, а затем обеспечивает их удовлетворение способами, которые поддерживают и улучшают благополучие клиента и общества в целом. Прибыль фирмы не рассматривается в качестве конечного критерия.
· Концепция стратегического маркетинга (Ж.Ж.Ламбен «Стратегический маркетинг. Европейская перспектива») –разграничение понятий стратегического и тактического маркетинга.
Стратегический маркетинг – постоянный системный анализ потребностей рынка, разработка эффективных товаров, макро- и микросегментации.
Тактический маркетинг – инструмент реализации выбранной стратегии, вкл.в себя 4Р.
· Концепция маркетинговых отношений (Ф.Котлер) –управление маркетингом должно быть нацелено на создание и расширение взаимовыгодных отношений с клиентами.
· Маркетинг сделок (Ф.Котлер) –управление маркетингом должно быть нацелено на увеличение разовых сделок с клиентами.
· Максимаркетинг (Реп, Коллинз) –цель маркетинга повышение до максимального торгового оборота и прибыли путем селективного распределения и вовлечения в процесс определенных клиентов.
2 стадии:
Максимальный синергетизм – тотальная реклама
Максимальное распределение – добавление каналов распределения.
· Концепция конкурентной рациональности (П.Диксон «Управление маркетингом») –основная цель компании – получение прибыли. Процесс принятия маркетинговых решений на конкурентном рынке называется конкурентной рациональностью. Это означает, что фирма стремится быть последовательной в отношениях с клиентами на постоянно развивающихся рынках.
· Мегамаркеинг (Ф.Котлер «Маркетинг. Менеджмент») –фирма должна координировать экономические, психологические и общественные усилия, устанавливая взаимоотношения с политиками для выхода на определенный рынок и работы на нем.