Презентация 1 - работа с демонстрационной рамой.
1.Учитель показывает ребенку, как переносят демонстрационную раму: выдвигают двумя руками примерно до половины, затем берутся за середины боковых сторон и снимают с комода.
2.Ребенок переносит демонстрационную раму на рабочее место. (С рамой можно работать как на столе, так и на ковре.).
3.Учитель демонстрирует ребенку, как изучаются фигуры-вкладыши. Для этого тремя пальцами левой руки он вынимает за кнопку первую фигуру (квадрат), поворачивает ее лицевой стороной к ребенку, а двумя пальцами (указательным и средним) правой руки обводит ее. Обводить надо так, чтобы не закрывать фигуру. Для этого кулак правой руки должен находиться позади фигуры. Ребенок видит и фигуру, и пальцы, которые как бы ощупывают ее по контуру. Обводят фигуру, начиная с левого нижнего угла по часовой стрелке. (Обведение контура фигуры значит очень много для маленького ребенка. Он следит взглядом за движущимися пальцами взрослого. При этом его глаз учится осматривать фигуру, как бы ощупывая ее по контуру, как это делает глаз взрослого человека.).
4.Учитель кладет фигуру на свободное желтое поле внизу, двумя пальцами правой руки обводит отверстие в рамке (с левого нижнего угла по часовой стрелке). Затем фигуру-вкладыш снова кладет на свое место в рамке. (Обводят фигуру и отверстие в рамке обязательно с левого нижнего угла и по часовой стрелке, так как таким же образом будем обводить рамки и вкладыши для штриховки.).
5.Предлагает ребенку повторить действия п.п.3-4. (Когда ребенок сам обводит фигуру, он не только зрительно знакомится с ней, но еще и тактильно ощущает разницу между имеющими углы квадратом и треугольником и не имеющим углов кругом.).
6.Аналогичным образом знакомятся с кругом, а затем с треугольником.
7.Теперь учитель показывает ребенку способ дальнейшей работы с рамками и вкладышами геометрического комода. Для этого он вынимает все три вкладыша, кладет их внизу под рамой (или справа от рамы), перемешивает. Затем берет первый из вкладышей, обводит по контуру, сравнивает с каждым отверстием, пока не найдет нужное, вставляет вкладыш на место.
8.Аналогичным образом работают с оставшимися вкладышами.
9.Предлагают ребенку поработать самостоятельно.
Презентация 2 - работа с ящиками комода.
1.Достаточно показать работу с одним из ящиков, например, ящик с прямоугольниками. (Удобно брать именно ящик с прямоугольниками, так как в работе с ним есть свои особенности.).
2.Учитель показывает ребенку, как внимают и переносят ящик. Для этого его сначала выдвигают из комода примерно до середины, затем берут руками за боковые стороны и выдвигают до конца. Вставляют на место в обратном порядке. (Комод целиком никогда никуда не переносят. Ребенку нужно научиться аккуратно вынимать и вставлять ящики комода, чтобы они не падали, и вкладыши не высыпались.).
3.Учитель достает по очереди все вкладыши, обводит каждый, кладет их в вертикальный ряд справа от ящика. (В большинстве случаев можно (и даже удобнее) выкладывать ряд перед ящиком. Но если разложить прямоугольники в вертикальный ряд, выровняв левые стороны, то получится очень похоже на лестницу.).
4.Перемешивает в ряду вкладыши.
5.Берет верхний вкладыш, обводит его и поочередно сравнивает со всеми отверстиями в рамках ящика. Найдя нужное отверстие, его также обводит и вставляет вкладыш на место. (Данная работа очень похожа по смыслу на работу с блоком цилиндров.).
6.Повторяет работу п.5 со всеми вкладышами.
7.Предлагает ребенку поработать самостоятельно.
Дальнейшие упражнения
1.Самостоятельная работа ребенка с этим и с другими ящиками.
2.Работа с закрытыми глазами.
3.Работа на расстоянии.
4.Групповая работа – учитель раздает детям вкладыши. Указывая на одну из рам, спрашивает, у кого соответствующий вкладыш.
5.Там, где это возможно, – выстраивание рядов из вкладышей и работа с этими рядами.
6.Работа с несколькими ящиками. Вкладыши перемешиваются все вместе.
7.Проведение устных трехступенчатых уроков. Обычно для этого используют демонстрационную раму, вставляя в нее те рамки и вкладыши, которые нужны для проведения данного урока.
8.Работа с предметами окружающей среды - найти вокруг что-то, что напоминает по форме предложенный вкладыш.