Психолого-педагогическое обоснование программы
Группы « вместе с мамой»
для детей от 8 мес. до 3 лет,
работающей с использованием Монтессори - метода.
Образовательные задачи:,
обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы – высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.
Психолого-педагогическое обоснование программы
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
I. Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС.
Организация работы группы.
Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой или папой в течение 1,5 часа. Для ребенка очень важно мамино или папино присутствие и их моральная поддержка. А мамы и папы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду. В ходе занятия чередуются индивидуальная и коллективная работа. Обычно после 15-20 минут свободной работы педагог собирает детей на круг .(Возможно, при помощи песенки: « Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет, поскорее приходи , маму за руку веди!»). Продолжительность круга не больше 10 минут. За это время педагог успевает провести 4-5 игр. Затем опять 15-20 мин. - свободная работа. Потом второй раз мы собираем группу вместе – на занятие в зоне изодеятельности или на сказку. После коллективного занятия – еще 15 минут свободной работы и короткий прощальный круг.
1. Организационные принципы группы.
1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя
а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.
б) Монтессори - материал для детей 0-3 лет.
в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.
г) Подготовленных родителей
д) Подготовленного педагога.
2. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка
а) свободу выбора материала
б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом
в) свободу выбора места для работы с переносным материалом
г) свободу выбора партнера или партнеров
д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми.
3. Соблюдение правила: « Пользуйся всеми свободами, но
не мешай другим». Правила в группе формулируются в форме разъяснений, а не запретов: « Можно все, что хочешь взять, поработать и убрать», «Если коврик на пути – коврик нужно обойти», «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем», «Колокольчик поет - всех ребят на круг зовет».
4. Поддержание порядка в среде.
5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.
Оборудование и материалы
1.Напольное покрытие с низким ворсом
2.Сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами (напр. надувной, заполненный на ¼ резаным поролоном, который регулярно стирается с антистатиком)
3. Дорожка для ходьбы шириной 20 см. Она состоит из фрагментов, которые могут изменять угол наклона и угол поворота относительно друг друга. Фрагменты дорожки могут иметь разную поверхность. Если мама хочет подстраховать ребенка на дорожке, то ей надо идти вперед спиной – лицом к ребенку, протягивая ему обе руки.
4.Лазательный комплекс, включающий в себя горку, наклонную лесенку, подвижные лесенки-ступеньки, решетчатые арки. По горке полезно не только скатываться, но и подниматься ножками или заползая. Лучше всего использовать деревянный комплес, его поверхность не электризуется.
5.Спортивный комплекс со следующими снарядами: кольца, турник, канат, веревочная лестница - брахиация, шведская стенка, лианы, высокая горка и т.п. Страхуя ребенка на шведской стенке не стоит его поддерживать, тем более обхватывать его руки или ноги. Трудности обычно возникают при спуске, взрослый должен находиться рядом, должен быть готов подхватить ребенка, но рассчитывать ребенок должен на свои силы. На верхнюю перекладину можно повесить колокольчик или погремушку.
6.Шариковый сухой бассейн. Бассейн не должен быть глубоким, при необходимости ребенок должен иметь возможность почувствовать твердую опору под ногами.
7.Следы и ладошки из шершавой салфетки. Взрослый может выкладывать дорожки для ходьбы или ползания. Можно усложнять задачу провоцируя перекрестное положение рук при ползании или ног при ходьбе.
8.Сенсорные дорожки (можно сшить самим мешочки и заполнить их разными наполнителями)
9.Низкие параллельные брусья (малыши по ним ходят с опорой, а к 3 годам дети садятся на них верхом и передвигаются толкаясь руками сзади или подтягивая себя вперед).
10.Большие мячи для массажа и прыгания
11.Настенное баскетбольное кольцо и мяч. Высота крепления около 70 см. от пола. Можно использовать мягкий поролоновый мяч
12.Мячики, подвешенные к потолку на веревке или резинке.
13.Мягкие модули-кубики ( не очень большие, чтобы дети могли их сами переносить и строить, а затем ломать постройки)
Ожидаемые результаты:
умения | Навыки | Потребности |
· Устойчиво сидит без опоры, может при этом свободно заниматься игрушкой · Переворачивается со спины на живот и обратно · Ходит без опоры · Бегает, не смотря под ноги · Поднимается по ступенькам с опорой · Спускается по ступенькам с опорой · Ходит по наклонной поверхности · Выполняет различные движения на доске, шириной 20 см. – ходит прямо, боком, приседает. · Подлезает под препятствие · Перелезает через препятствие · Раскачивается и подтягивается на кольцах · Висит и подтягивается на турнике · Висит и подтягивается на подвижной перекладине · Лазает по шведской стенке · Может катить, кидать и вести мяч. · Умеет ловить и бросать движущийся мяч на резинке · Бросает мяч в кольцо. · Попадает в кольцо с разного расстояния | · Удержание равновесия в вертикальном положении · Перенос веса на одну ногу. · Сохранение равновесия при движении по доске шириной 20 см. · Сохранение равновесия на неустойчивой опоре · Сохранение равновесия при переноске крупных предметов · Сохранение равновесия на наклонной поверхности · Удержание собственного веса на руках в висе. · Чередование движений (руки-ноги, правая-левая) Координированное движение с предметами по определенной траектории. | · В усложнении движений · В высокой двигательной активности · В выполнении последовательного комплекса движений · В самостоя -тельности. |
2. ЗОНА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ РУКИ И ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЙСТВИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план.
Казалось бы простое действие – опускает ребенок шарик в отверстие, а тот выкатывается в лоток. Чем же оно так привлекает малыша, что повторять его ребенок может 8-10 раз подряд?
Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, развития цвета, формы, шероховатости и т.д.).
Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого.
При использовании тех материалов, которые не закреплены на стенах, необходимо переносить их на рабочий (однотонный, лучше белый) коврик или стол. Это позволяет сконцентрировать внимание, формирует привычку готовить материал к работе, а затем убирать за собой.
Оборудование и материалы
1. Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости. Хорошо, если размер колес позволяет удерживать оба колеса за ручки одновременно. При таком вращении руки будут двигаться по разным траекториям, что очень полезно для улучшения взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга.
2. Скаты для шариков. Лучше использовать открытый скат шириной не менее 70 см. и с небольшим наклоном желобков. Такая конструкция позволит ребенку наблюдать за движением шариков, ловить их, менять местами и т.д. Шарики могут быть разными: тяжелые деревянные большие и маленькие, с колокольчиками внутри, плотные резиновые…Это разнообразие дает возможность для интересных открытий и первых исследований ребенка.
3. Мешок с песком для перетяжки через блок. В качестве блока можно использовать обычную катушку-шпульку. Вес мешка около 2 кг.
4. Скользящие мягкие шарики
5. Сенсорные книжки (1-2 шт.)
6. Игрушка- юла
7. Поднимающиеся жалюзи с веревочкой и кольцом. Если за них спрятать зеркало, то интерес ребенка к этой работе сразу возрастет.
8. Коробочка с лотком
9. Коробочка с выдвижным шкафчиком. По сравнению с предыдущим действием алгоритм сильно усложняется: выдвинуть шкафчик, достать шарик, закрыть шкафчик, бросить шарик, снова открыть и достать. Очень часто дети пропускают фазу «закрыть». Нужно время и хороший способ контроля ошибок (шарик не должен выкатываться, если делать действия в другом порядке), чтобы ребенок понял и запомнил в чем тут фокус.
10. Коробочка с цветными колышками. Ставить колышки в гнезда просто, а без гнезд на лотке – трудно. Сначала взрослый ставит один колышек, а ребенок рядом – такой же по цвету. Позже ребенок будет все колышки выставлять сам. Усложнением задачи будет более близкое их расположение.
11. Коробочка с вязаным мячиком. Особенностью этой коробочки является то, что каждый раз её надо выдвигать полностью, а затем вставлять. Чтобы протолкнуть шарик потребуются усилия и выделение указательного пальца.
12. Диски на вертикальном штырьке. Первый способ работы с материалом очевиден, но возможно и усложнение задачи. Попробуйте снять сразу три диска, держа за нижний, не уронив отнесите их на стол или другой коврик, потом также верните обратно.
13. Кубики на вертикальном штырьке. Работа аналогична дискам, материалы можно совмещать.
14. Диски на горизонтальном штырьке. Штырек может быть направлен вправо, влево, на себя и от себя.
15. Шкафчик для развития запястья. Обратите внимание на желобок-паз в нижней части ящика.
16. Возвращающиеся кольца. Материал требует от ребенка более точной зрительно-моторной координации, чем аналогичный с шариками. Задача уже ясна, но попасть в отверстие – сложнее. В этот материал можно еще положить большие плоские пуговицы, при их удерживании пальчики работают чуть-чуть по-другому.
17. Скользящие кольца
18. Банка с шариками
19. Мягкие развивающие игрушки
20. Копилка
21. Модуль для движения по прорезям треугольник, круг, квадрат. Всем известно кинезиологическое упражнение для взрослых – попробуйте чертить в воздухе одной рукой круг, а другой квадрат одновременно. Сложно? Это очень полезное упражнение доступно для детей, если они двигают ручки по прорезям модуля.
22. Модуль для развития запястья (движение по проволоке). Вариантами усложнения здесь будет превращение движения в произвольное, т е осуществление ребенком произвольного контроля за движением руки. Остановить колечко в нужном месте ребенку очень сложно. Еще можно запускать колечки резким движением указательного пальца.
23. Модуль для развития запястья (движение по прорези). Кроме очевидного способа работы есть и более сложные – одновременное движение двумя руками в одном направлении или навстречу друг другу по разным траекториям.
24. Модуль с дверцами с шестью разными замками. За дверцами есть крючочки, на них можно вешать разные игрушки или фотографии детей группы в файлах или прозрачных конвертах. Это и тренировка памяти и дополнительный интерес.
25. Возвращающиеся шарики
26. Модуль с прищепками и крючками. Прищепки должны быть такой формы и жесткости, чтобы ребенок мог легко понять, куда нажимать. Надевать на крючки колечки с небольшим отверстием у детей получается легко, а вот снимать – не всегда, они часто пытаются просто дергать их вниз, нужно медленно и точно показать движение с поворотом кисти. В качестве палочек разной толщины для проталкивания в отверстия модуля можно использовать деревянные мебельные шканты, они продаются в хозяйственных магазинах.
27. Модуль со шнуровкой. При работе с этим модулем ребенок задействует обе руки, совершая одновременные, попеременные, перекрестные движения и действия с перехватом. На этапе освоения действий с перехватом важно участие взрослого: мама продевает – ребенок вытягивает шнурок, потом наоборот. При шнуровке по колышкам (гвоздикам) обратите внимание на выполнение действий по образцу, используйте разные способы и схемы шнуровки.
28. Подбор открученных крышек к баночкам и бутылочкам
29. Игрушки с резьбовым соединением
30. По-разному открывающиеся коробочки, кошельки, футляры с предметами (секретики). Ребенку важно не только открыть и достать, но и запомнить, где что лежало и убрать на место. Для начала достаточно иметь 7-8 предметов.
31. Рамка с застежкой на 3 большие пуговицы. (См. презентацию)
32. Рамка с застежкой-молнией. (См. презентацию)
33. Рамка со шнуровкой. (См. презентацию)
34. Рамка с кнопками. (См. презентацию)
35. Рамка с «липучками»
36. Массажные кольца
37. Народные игрушки ( клюющие курочки, бычок на доске и т.п.)
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | Потребности |
· Выполняет поступательные и вращательные движения рукой в вертикальной плоскости · Выполняет одновременные движения правой и левой рукой по разным траекториям · Перетягивает груз через блок. · Перелистывает страницы сенсорной книги · Манипулирует выдвижными ящичками · Пускает предметы в отверстие · Наблюдает за движущимся предметом (шариком) · Открывает и закрывает дверцы с простыми замками (крючок, шпингалет и т.д.) · Нанизывает диски на штырьки | · Установление причинно-следственных связей · Наблюдение за движущимся предметом · Освоение алгоритма деятельности · Координация работы руки и глаза · Координация работы ног и глаза · Работа с партнером – установление очередности действия · Предвидение результата собственных действий | · Потребность в завершенности процесса · Потребность в выборе материала · Потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка · Потребность в усложнении задачи · Потребность в социальном взаимодействии |
3. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития. Основные способы упорядочить сенсорные впечатления, которыми пользуется ребенок, это подбор пары по принципу совпадения признака и построения ряда по выраженности признака.
Зачастую дети спонтанно пытаются придать миру упорядоченное состояние: на пляже они стараются выстроить камушки от большого к маленькому, на кухне обожают подбирать крышки к кастрюлям, машинки делят на красные и зеленые, с большими колесами и маленькими...
Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
- Развивает наблюдательность
- Готовит к реальной жизни
- Позитивно влияет на эстетическое чувство
- Является основой для развития воображения
- Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).
- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
- влияет на расширение словарного запаса ребенка
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Как и в других зонах, ребенок сам выбирает материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.
Все новые для ребенка абстрактные понятия (название цветов, сравнение большой-маленький, толстый-тонкий, длинный-короткий, высокий-низкий и др., названия геометрических форм и тел и т.д.) вводятся в активный словарь ребенка через трехступенчатый урок только после того, как ребенок получит, сравнит сенсорные впечатления и осознает разницу. В зоне сенсорного развития для малышей после материалов для основных презентаций обычно ставят материалы на сортировку по сенсорному признаку. Игры на расстоянии используют для развития разных типов памяти, как усложнение задачи при работе с уже знакомым ребенку материалом.
Оборудование и материалы
1.Открытые полки для материала
2.Индивидуальные рабочие коврики
3.Рабочий столик
4.Сенсорный модуль для развития тактильных ощущений. (Ряды на нем уже заданы и пары подобраны, ребенок сам обнаруживает закономерности и проверяет свои ощущения.)
5.Сенсорный модуль с геометрическими телами и зеркалом или:
5.1.Коробочка с большим цилиндром
5.2.Коробочка с тонким цилиндром
5.3.Коробочка с кубом
5.4.Коробочка с треугольной призмой
5.5.Коробочка с параллелепипедом
5.6.Коробочка с тремя геометрическими телами и зеркалом
6.Блоки цилиндров (три блока по пять цилиндров) См. презентацию.
7.Розовая башня из пяти кубов (шаг 2 см) См. презентацию.
8.Коричневая лестница из пяти призм (шаг 2 см) См. презентацию.
9.Вкладывающиеся коробочки
10.Матрешка- пятерка не раскрашенная (Можно использовать и две матрешки: донышки одной можно закрепить на дощечке и подбирать пары, как в цилиндрах, другую использовать как обычно. Лучше купить матрешку-7 и убрать две последних, тогда все 5 матрешек будут раскладываться..)
11.Набор вкладок круг, квадрат, треугольник с единичными предметами
12.Модуль с плоскими геометрическими фигурами. ( 1 полка – треугольник, круг, квадрат; 2 полка – прямоугольник, ромб, трапеция; 3 полка – равнобедренные треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; 4 полка - круг меньшего диаметра, эллипс, овоид. ) Для проведения трехступенчатых уроков можно использовать каждую полку отдельно. Дополнительно можно сделать проекции всех фигур на карточках.
13.Модуль для подбора цветов. В качестве усложнения задачи можно использовать карты со схемой подбора цветов как образец.
14.Коробки с цветными табличками № 1, № 2
15.Сортировка цветных предметов
16.Пирамидка
17.Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке. Этот материал требует при первом показе разделения задач: сначала вытащенные цилиндры сортируют по цвету, а только потом по размеру. Контролем служит первый ряд, построенный взрослым.
18.Колокольчики трех разных тонов на подставке-лесенке. Диаметры колокольчиков должны соответствовать кругам из мягкой ткани на подставке, располагают их соответственно – высокий по звуку – высоко, низкий – низко.
19.Шумовые цилиндры ( 3 пары). Их можно сделать из непрозрачных бутылочек от детского кефира с крышками двух разных цветов. На донышках делают цветовые контрольные метки.
20.Простая мозаика с образцами картинок.
21.Лото соответствие
22.Мешочки с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке
23.Набор парных предметов, отличающихся по величине
24.Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные)
25.Сенсорная дорожка из разных на ощупь материалов
26.Шары с магнитными секторами для подбора цветов
27.Игрушки с контролем по форме и по цвету.
28.Сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках
29.Сортировка мелких предметов по форме
30.Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью пинцета
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | потребности |
· Различает предметы и поверхности на ощупь · различает предметы по форме · различает предметы по величине · распознает плоские геометрические фигуры · сопоставляет фигуры с проекциями · распознает основные цвета · различает звуки по громкости · различает звуки по высоте | · ношение предметов · осуществление последовательного построения · подбор соответствия · подбор пар · алгоритмизация деятельности · сравнение по определенному параметру · работа по памяти | · потребность упорядочивать сенсорные ощущения · сформирован- ная потребность в выборе материала · сформирован- ная потребность в завершении работы · потребность с помощью контроля, заложенного в материале проверить и оценить свои действия. |
Оборудование и материалы
1. Клеенчатые фартуки.
2. Полотенца для рук.
3. Полки-столики для размещения материала.
4. Фигуры «аква» для создания композиции на стене.
5. Водяная мельница в тазике.
6. Набор сосудов разных форм для переливания воды.
7. Два тазика и половник для переливания воды.
8. Двойная миска и резиновая груша для переливания воды. Можно использовать двойные миски для кошек, они не опрокидываются и невозможно просто перелить воду из одной в другую. Также для этого упражнения хорошо подойдет пластмассовый футляр для яиц.
9. Две миски (или двойная миска) и губка на подносе для переноса воды.
10. Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.
11. Соломинка и сосуд для выдувания мыльной пены. Сразу мы не можем предложить ребенку это упражнение, сначала нужно убедиться, что ребенок умеет дуть в трубочку. Поэтому сначала мы можем предложить просто дуть на руку, на огонек свечки, в миску с водой.
12. Миска с плавающими шариками, сито.
13. Два кувшинчика для переливания.
14. Кувшинчик и три стаканчика для переливания.
15. Большая пипетка, два сосуда для переливания.
16. Магнитная рыбалка
17. Мытье игрушек (две емкости для игрушек, таз, щетка, полотенце)
18. Ведро с отжимом и швабра для мытья пола.
19. Тряпочки для вытирания со стола.
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | Потребности |
Совершать виды деятельности: · Переливать из одного сосуда в другой · Использовать для переливания различные инструменты: грушу, большую пипетку, губку, половник и т.д. · Вылавливать плавающие предметы с помощью сита. · Прилеплять к стене мокрые плоские фигуры. · Выдувать воздух через трубочку. · Вытирать пол, стол, поднос. · Вытирать руки. · Сбивать пену венчиком. | · Зрительный контроль ошибок. · Координированная работа обеих рук. · Координированная работа руки и глаза. · Ношение сосудов с водой. · Освоение сложных алгоритмов деятельности. · Получение знаний о свойствах предметов и материалов через деятельность и чувственный опыт. | · Поддержание порядка. · Самостоятельной деятельности. · Сформированная потребность в выборе материала. · Сформированная потребность в усложнении задачи. |
ЗОНА ПРОДУКТИВНОЙ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).
Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может начать уже собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией. Для этого в организации работы мы можем использовать метод проектов, когда общая задача (замысел) определяется взрослым, а дети участвуют в создании общей работы каждый на своем уровне, попутно осваивая разные техники и материалы. Темами таких проектов могут быть осенний парк, город, домашние и дикие животные, подводный мир, зимняя сказка, новогодние елки с игрушками, поляна с цветами и бабочками и т.д. Используются техники пластилиновой живописи и гравюры, пластилиновой мозаики, бумажной мозаики, бумажного витража, живопись поролоновыми тычками, моделирование из бумаги, пальчиковые краски, аппликация, формовка соленого теста, отпечатки на тесте, работа с акварельными карандашами и т.д.
Оборудование и материалы
1. Большой стол для коллективных работ.
2. Мольберт.
3. Полка с материалами.
4. Доска для рисования мелом.
5. Выставка работ. Можно вывешивать работы на сетке или магнитной доске.
6. Вырезанные педагогом простые контуры из бумаги для раскрашивания и составления композиций.
7. Цветные мелки.
8. Восковые мелки.
9. Угольный карандаш.
10. Акварельные карандаши.
11. Пальчиковые краски или акварель
12. Гуашь.
13. Штампики.
16.Материал для резания: ножницы, картонные полоски.
17.Материал для резания овощей.
18. Пластмассовая терка для овощей.
19.Различные материалы для аппликаций и коллажей.
20.Складывание салфеток.
21.Складывание бумаги. Можно использовать контрольные коробочки прямоугольной или треугольной формы.
22. Цветная бумага, картон, гофрированная бумага.
23.Природные материалы (шишки, желуди, чай и т.д.).
24.Ящик для рисования на песке (манке). Его хорошо использовать в упражнениях на дорисовку (например, мама рисует вагончик, а ребенок - колеса)
25. Пластилин . Чтобы освоить пластилиновую мозаику, можно использовать заламинированные изображения: мухомор без точек, дерево без листьев, рыбу без чешуи, божью коровку без точек…Маленькие шарики пластилина прилепляют прямо на пленку, многократно. Вообще цветной пластилин мы используем больше для рисования и формовки, чем для лепки. Лепить лучше из нейтрального однотонного материала. Очень интересно в этом смысле использование стерки-клячки для лепки, вытягивания и т.п.
26. Соленое тесто и формочки.
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | Потребности |
· Оставлять след в виде линий и кругов · Размазывать краски пальцем, создавать цветные пятна · Раскатывать колбаски и шарики из теста и пластилина · Резать полоску бумаги · Приводить в порядок инструменты и рабочее место · Составлять простейшие композиции · Различать цвета · Заполнять вырезанный из бумаги контур · Рисовать узнаваемые образы | · Работать с предметами, оставляющими след: карандаш, мелки, уголь · Использовать пальчиковые краски · Использование инструментов, видоизменяющих материалы и предметы (ножницы, нож, стеки и т.д.) · Получение первоначальных знаний о свойствах художественных материалов через действия с ними | · Заполнять «рисунком» все предоставленное пространство · Рассматривать изображение · Сформированная потребность в завершении и оформлении работы · Сформированная потребность в продуктивной деятельности · Потребность в общении с другими членами группы |
5. ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
В возрасте от 0 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.
В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна обеспечивать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.
Стоит обратить внимание на то, что это и время возникновения многих детских страхов. Зачастую ребенок, запомнив слово, не понимает его смысла и придумывает заменяющий его образ. Иногда – пугающий, как всё непонятное. Именно поэтому важно использовать классификации, добавление новых слов к группе уже известных и понятных.
Основной формой работы взрослого в этой зоне является трехступенчатый урок для расширения словарного запаса с классификацией.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.
1. Все предметы окружающей среды.
2. Материал для сопоставления предмета и его изображения.
3. Книги серии «Мои первые слова»
4. Звуковые коробочки с мелкими предметами, в названии которых присутствует определенный звук (только на первый звук).
5. Карточки по расширению словарного запаса с классификацией и обобщением: одежда, транспорт, обувь, игрушки, посуда, животные, растения и т.д.
6. Лото-паззлы: «До и после», «Последовательность», «Мое утро», «Мой завтрак», «Причина и следствие», «Ферма» и т.д.
7. Набор муляжей овощей и фруктов.
8. Наборы фигурок животных, диких и домашних, обитателей моря, насекомых, птиц и т.д.
9. Фигурки-глаголы.
10. Интерактивные книжки (книжка - кукольный театр)
Для речевого развития детей полезно использовать речевые и ролевые игры, сказки ( пока без волшебных героев)
Ожидаемые результаты:
Знания | Умения | Навыки | Потребности |
Знание названий ок-ружающих предметов Знание названий ово-щей, фруктов, цветов, ягод, деревьев (по 5-6) Названия классов жи-вотных (4-5) Названия насекомых птиц, зверей (по 4-5) Названия детенышей животных (5-6) Названия геометрии-ческих фигур Названия основных цветов | Подобрать обобщаю-щее слово Выделить и назвать признаки предмета Произносить звуки и звукосочетания родного языка | Говорить предложе-ниями Использовать пред-логи Производить согласо-вание времени и числа | Сформированная потребность в общении Потребность в самовыражении с помощью речи Потребность в систематиза-ции новых зна-ний и понятий Потребность решать свои проблемы с по-мощью речи. |
«КРУГИ» И ПРАЗДНИКИ В ГРУППЕ
Каждое занятие в группе «Вместе с мамой» включает в себя короткие (5-10 минут) коллективные занятия – «круги». Их содержанием могут быть: ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с использованием простых музыкальных инструментов – колокольчиков, ритмических палочек, ложек, бубнов, металлофонов и т.п. В работе кругов обязательно принимают участие мамы и, глядя на них, – дети.
Обычно круги продолжаются не более 15 минут и включают в себя игры и песенки различных типов:
· Приветствие
· Игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж)
· Игры на выполнение вербальных инструкций
· Игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые)
· Игры на повторение тестовых движений
· Тематические песенки с танцевальными движениями
· Музыкальные игры с использованием инструментов
· Ритуал прощания
v Примеры игр и песенок на кругах.
1) Ритуальная часть – самая постоя