К изучению курса «маркетинг»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЛИТИЧЕКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ».
Автор:
К. п. н., ст. преподаватель Д. Г. Мюллер
КАЗАНЬ – 2008
Содержание
Организационно-методический раздел. 3
Структура курса. 4
Содержание курса (Программа) 5
План семинарских занятий. 8
Тестовые задания. 23
Контрольные вопросы. 24
Литература. 26
Организационно-методический раздел
Цель и задачи курса
Основной целью курса «Маркетинг» является изучение студентами основных теоретических и практических подходов к организации процесса маркетинга. В результате изучения курса по предлагаемой программе студенты должны усвоить современные теоретические концептуальные представления о сущности маркетинга, существующие основные методики в сфере организации и обеспечения маркетинговой политики предприятия, а также овладеть современными технологиями подготовки, планирования и применения комплексных методик в сфере организации маркетинговых кампаний.
Содержание курса состоит из двух частей.
В первой части раскрываются сущность, место и роль маркетинга как научной дисциплины и одновременно средства управления деятельностью предприятия на рынке.
Во второй частираскрываются основные категории, которыми оперирует маркетинг и характеризуются аспекты практического построения маркетинговой политики предприятия: реализации и продвижения товаров на рынке, построения рекламных кампаний и ведения пропаганды.
Методы и формы обучения, оценка знаний
Обучение студентов по предлагаемой программе ведется с учетом предварительного овладения студентами материалами курсов социологии, математики, психологии и логики, соответствующих образовательному стандарту Российской Федерации. В свою очередь, учебный материал и навыки, освоенные в процессе успешной работы по данной программе, помогут им при изучении других общих и специальных курсов, связанных с организацией и проведением мероприятий в сфере связей с общественностью.
Курс рассчитан на 136 часов аудиторных занятий, включающих, наряду с лекциями, практические занятия, практикумы, подготовку студентами докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. Изучение курса завершается зачетом и экзаменом.
Структура курса
№ | Название темы | Лекции (час) | Семинары (час) |
1. Сущность маркетинга и его структура | |||
1. | Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Основные функции маркетинга как научной дисциплины. | ||
2. | Управление маркетингом | ||
3. | Маркетинговая информация и маркетинговые исследования | ||
2. Практические аспекты маркетинга | |||
4. | Рыночный спрос и предложение | ||
5. | Рынок и покупательское поведение | ||
6. | Товар. Товарная политика | ||
7. | Цена и ценообразование | ||
8. | Реализация продукции | ||
9. | Продвижение товаров, реклама и PR как средства продвижения товара | ||
10. | Международный маркетинг | ||
ИТОГО: |
Содержание курса (Программа)
Часть I. Сущность маркетинга и его структура
Тема 1. Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Основные функции маркетинга как научной дисциплины.
Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Становление маркетинга как самостоятельной научной дисциплины. Классические и современные подходы к пониманию природы маркетинга.
Функции и цели маркетинга. Основные категории маркетинга.
Эволюция маркетинга как экономической доктрины. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Концепция маркетинга. Социально-этический маркетинг.
Тема 2. Управление маркетингом.
Управление маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга. Проведение маркетинговых мероприятий.
Организация службы маркетинга на предприятии, её различные схемы. Субъекты маркетинга и их классификация.
Тема 3. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования.
Значение маркетинговой информации для коммерческого предприятия. Информационная база маркетинга. Система маркетинговой информации.
Организация процесса исследования рынка. Этапы маркетингового исследования. Методы сбора информации, их классификация, преимущества и недостатки.
Часть 2. Практические аспекты маркетинга.