Кафедра прикладной политологии

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «МАРКЕТИНГ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЛИТИЧЕКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ».

Автор:

К. п. н., ст. преподаватель Д. Г. Мюллер

КАЗАНЬ – 2008

Содержание

Организационно-методический раздел. 3

Структура курса. 4

Содержание курса (Программа) 5

План семинарских занятий. 8

Тестовые задания. 23

Контрольные вопросы. 24

Литература. 26

Организационно-методический раздел

Цель и задачи курса

Основной целью курса «Маркетинг» является изучение студентами основных теоретических и практических подходов к организации процесса маркетинга. В результате изучения курса по предлагаемой программе студенты должны усвоить современные теоретические концептуальные представления о сущности маркетинга, существующие основные методики в сфере организации и обеспечения маркетинговой политики предприятия, а также овладеть современными технологиями подготовки, планирования и применения комплексных методик в сфере организации маркетинговых кампаний.

Содержание курса состоит из двух частей.

В первой части раскрываются сущность, место и роль маркетинга как научной дисциплины и одновременно средства управления деятельностью предприятия на рынке.

Во второй частираскрываются основные категории, которыми оперирует маркетинг и характеризуются аспекты практического построения маркетинговой политики предприятия: реализации и продвижения товаров на рынке, построения рекламных кампаний и ведения пропаганды.

Методы и формы обучения, оценка знаний

Обучение студентов по предлагаемой программе ведется с учетом предварительного овладения студентами материалами курсов социологии, математики, психологии и логики, соответствующих образовательному стандарту Российской Федерации. В свою очередь, учебный материал и навыки, освоенные в процессе успешной работы по данной программе, помогут им при изучении других общих и специальных курсов, связанных с организацией и проведением мероприятий в сфере связей с общественностью.

Курс рассчитан на 136 часов аудиторных занятий, включающих, наряду с лекциями, практические занятия, практикумы, подготовку студентами докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. Изучение курса завершается зачетом и экзаменом.




Структура курса

Название темы Лекции (час) Семинары (час)
  1. Сущность маркетинга и его структура    
1. Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Основные функции маркетинга как научной дисциплины.
2. Управление маркетингом
3. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования
  2. Практические аспекты маркетинга    
4. Рыночный спрос и предложение
5. Рынок и покупательское поведение
6. Товар. Товарная политика
7. Цена и ценообразование
8. Реализация продукции
9. Продвижение товаров, реклама и PR как средства продвижения товара
10. Международный маркетинг
  ИТОГО:

Содержание курса (Программа)

Часть I. Сущность маркетинга и его структура

Тема 1. Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Основные функции маркетинга как научной дисциплины.

Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Становление маркетинга как самостоятельной научной дисциплины. Классические и современные подходы к пониманию природы маркетинга.

Функции и цели маркетинга. Основные категории маркетинга.

Эволюция маркетинга как экономической доктрины. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Концепция маркетинга. Социально-этический маркетинг.

Тема 2. Управление маркетингом.

Управление маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга. Проведение маркетинговых мероприятий.

Организация службы маркетинга на предприятии, её различные схемы. Субъекты маркетинга и их классификация.

Часть 2. Практические аспекты маркетинга.

План семинарских занятий

Тема 1. Маркетинг как экономическая категория и научная дисциплина. Основные функции маркетинга как научной дисциплины. (4 часа).

Занятие 1-е

1. Маркетинг как научная дисциплина и экономическая категория.

2. Становление маркетинга как самостоятельной научной дисциплины.

3. Основные подходы к пониманию природы маркетинга.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается содержание термина «маркетинг»?

2. Перечислите основные этапы становления маркетинга как научной дисциплины.

3. Какие Вам известны подходы к определению природы и сущности маркетинга?

Темы рефератов

1. Основные предпосылки появления маркетинга как отрасли научного знания.

2. Классические подходы к определению маркетинга и современный этап его развития как дисциплины.

Литература: 4, 18, 27, 33, 50, 56, 79

Занятие 2-е

1. Функции маркетинга как научной дисциплины.

2. Специфика функций маркетинга как экономической категории.

3. Цели маркетинга, их специфика.

4. Основные категории маркетинга.

5. Эволюция маркетинга как экономической доктрины, её основные этапы.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются основные функции и цели маркетинга?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные категории, которыми оперирует маркетинг.

3. Выделите основные этапы развития маркетинга как доктрины управления производством.

4. В чем заключаются преимущества и недостатки основных маркетинговых концепций?

Темы рефератов

1. Нужды и потребности человека как базовые категории маркетинга.

2. Рынок, его специфика и основные виды.

3. Основные этапы становления маркетинга как философии бизнеса.

3. Социально-этический маркетинг: содержание и эволюция.

Литература: 4, 18, 19, 27, 33, 50, 79

Тема 2. Управление маркетингом (2 часа).

Занятие 1-е

1. Управление маркетингом, его основные элементы и этапы

2. Организация службы маркетинга на предприятии и её схемы.

3. Субъекты маркетинга и их классификация.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят специфика и содержание процесса управления маркетингом на предприятии?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы управления маркетинговой деятельностью.

3. Какие схемы организации маркетинговой деятельности вы знаете?

4. Какие субъекты маркетинговой деятельности вы знаете?

Темы рефератов

1. Управление маркетингом на предприятии.

2. Специфика проведения маркетинговых мероприятий

Организация маркетинговой деятельности предприятий.

Литература: 16, 26, 28, 60, 77

Тема 3. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования (2 часа).

Занятие 1-е

1. Маркетинговая информация и её значение для предприятия.

2. Составляющие информационной базы маркетинга, понятие системы маркетинговой информации.

3. Организация процесса исследования рынка.

4. Маркетинговое исследование, его этапы.

5. Методы сбора информации, их классификация, преимущества и недостатки.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое маркетинговая информация?

2. В чем состоят особенности организации процесса исследования рынка?

3. Что такое маркетинговое исследование, какие его этапы вы знаете?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные методы сбора информации в маркетинговом исследовании.

Темы рефератов

1. Маркетинговая информация и её значения для предприятия.

2. Маркетинговое исследование, его особенности в российской практике.

3. Применение методов сбора информации в исследовании рынка.

Литература: 22, 23, 50, 59, 64

Тема 4. Рыночный спрос и предложение (8 часов).

Занятие 1-е

1. Рыночный спрос. Определение и особенности.

2. Закон спроса.

3. Виды спроса

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика понятия «спрос»?

2. В чем состоит закон спроса? Какие виды спроса вы знаете?

3. Приведите примеры состояния спроса.

Темы рефератов

1. Спрос на рынке – специфика и примеры

2. Ценовые и неценовые факторы влияния на спрос

3. Изменение закона спроса на практических примерах

Литература: 3, 17, 19, 39, 56, 73, 74

Занятие 2-е

1. Виды маркетинга применительно к видам спроса.

2. Основные задачи, решаемые маркетингом применительно к видам спроса.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите виды и задачи маркетинга применительно к видам спроса на рынке.

2. Приведите примеры использования различных видов маркетинга.

Темы рефератов

1. Динамика спроса на современном потребительском рынке.

2. Виды спроса и задачи маркетинга.

Литература: 3, 17, 19, 56, 73

Занятие 3-е

1. Предложение – определение и природа.

2. Закон предложения.

3. Взаимосвязь спроса и предложения, графики, её объясняющие

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение предложению на рынке.

2. В чем заключается закон предложения?

3. Поясните взаимосвязь спроса и предложения.

Темы рефератов

1. Предложение на рынке, его особенности

2. Взаимосвязь спроса и предложения на примере.

Литература: 3, 17, 19, 73, 74

Занятие 4-е

1. Эластичность спроса и эластичность предложения

2. Виды эластичности спроса и предложения.

3. Факторы, определяющие эластичность спроса и предложения.

4. Спрос и полезность

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эластичность спроса и предложения?

2. Как определяется коэффициент эластичности спроса?

3. Назовите виды эластичности спроса.

4. Какие факторы влияют на эластичность предложения?

5. Как происходит взаимодействие предложения и спроса во времени?

Темы рефератов

1. Расчет эластичности спроса и предложения.

2. Эластичность спроса и предложения на разных типах рынков.

Литература: 3, 17, 19, 39, 56, 74

Тема 5. Рынок и покупательское поведение (10 часов)

Занятие 1-е

1. Товарные рынки. Понятие потребительского рынка.

2. Рынок предприятий, его основные отличительные черты.

3. Понятие ёмкости рынка и её расчет, рыночный потенциал.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение потребительскому рынку и рынку предприятий.

2. В чем заключаются различия между потребительским рынком и рынком предприятий?

3. Что такое рыночный потенциал?

Темы рефератов

1. Особенности современного рынка предприятий в РФ.

2. Потенциал рынка, его оценка и расчет.

3. Специфика формирования потребительских рынков на примере.

Литература: 7, 8, 17, 33, 47, 52, 54, 55, 73

Занятие 2-е

1. Понятие сегментации рынка.

2. Формирование сегмента рынка, требования, предъявляемые к сегментам рынка.

3. Задачи, принципы и виды сегментации рынка.

4. Особенности сегментации потребительского рынка и рынка предприятий.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение сегментации.

2. Перечислите основные критерии сегментации рынков.

3. Перечислите принципы сегментирования, в чем особенности сегментации потребительского рынка и рынка предприятий?

Темы рефератов

1. Сегментация рынка и её основные критерии

2. Значение сегментации рынка для предприятия.

Литература: 7, 8, 17, 33, 47, 54, 55

Занятие 3-е

1. Выбор целевых сегментов рынка и факторы, его определяющие.

2. Факторы, определяющие выбор стратегии предприятия в отношении сегментов рынка.

3. Позиционирование товара на рынке, его основные этапы.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите критерии выбора оптимальных сегментов рынка.

2. Каким образом происходит выбор целевого рынка?

3. Назовите факторы, определяющие стратегию выбора целевого рынка.

4. В чем состоит значение сегментации рынка для предприятия и потребителя?

Темы рефератов

1. Принципы выбора оптимального рыночного сегмента.

2. Стратегия выбора целевого рынка.

3. Значение сегментации рынка для деятельности фирмы.

Литература: 8, 17, 52, 54, 55, 73

Занятие 4-е

1. Покупательское поведение на потребительском рынке, его особенности.

2. Мотивы покупательского поведения на потребительском рынке, их классификация.

3. Факторы, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке.

4. Модель изучения поведения потребителя.

5. Принятие решения о покупке, его основные этапы.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности покупательского поведения на потребительском рынке?

2. Какие основные группы мотивов, определяющих потребительское поведение, вы знаете?

3. Перечислите факторы, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке и рынке предприятий.

4. Как строится модель изучения поведения потребителя?

5. Дайте характеристику процесса принятия решения о покупке на потребительском рынке.

Темы рефератов

1. Покупательское поведение - его особенности и мотивы.

2. Принятие решения о покупке и факторы, его определяющие.

3. Особенности процесса принятия решения о покупке на потребительском рынке.

4. Модель изучения поведения потребителя (на практическом примере).

Литература: 7, 8, 17, 54, 73

Занятие 5-е

1. Виды закупок на рынке предприятий.

2. Мотивы покупательского поведения на рынке предприятий и их отличительные особенности.

3. Факторы, влияющие на покупательское поведение на рынках предприятий.

4. Права потребителей, важность их соблюдения для предприятия.

5. Основные виды прав потребителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды закупок на рынке предприятий вы знаете?

2. Из каких этапов состоит процесс принятия решения о покупке на рынке предприятий?

3. В чем состоит специфика мотивов покупательского поведения на рынке предприятий?

4. Перечислите факторы, влияющие на покупательское поведение на потребительском рынке и рынке предприятий.

5. Какие основные права потребителя принято выделять и почему их соблюдение является важным компонентом успешной деятельности предприятия?

Темы рефератов

1. Особенности покупательского поведения на рынке предприятий.

2. Факторы, определяющие покупательское поведение на различных рынках предприятий.

3. Виды покупок на рынке предприятий.

4. Права потребителя и важность их соблюдения предприятием.

Литература: 7, 33, 47, 54, 55, 73

Тема 6. Товар. Товарная политика (8 часов).

Занятие 1-е

1. Понятие товара, определение и уровни.

2. Классификация и характеристика основных типов потребительских товаров.

3. Понятие услуги и основные группы услуг

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию товара.

2. Перечислите критерии классификации товаров широкого потребления и товаров производственного назначения

3. Что такое «услуга» и какие группы услуг вы знаете?

Темы рефератов

1. Товар, его составляющие и уровни

2. Основные принципы классификации товаров.

3. Основные группы потребительских товаров на примере современного российского рынка.

Литература: 6, 14, 15, 29, 67, 70, 73

Занятие 2-е

1. Качество и конкурентоспособность товара.

2. Критерии оценки и расчета конкурентоспособности товара.

3. Понятие товарной номенклатуры и товарного ассортимента.

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в понятие качества и конкурентоспособности товара?

2. Какие критерии оценки и расчета конкурентоспособности товара вы знаете?

3. Что такое товарная номенклатура?

Темы рефератов

1. Критерии оценки конкурентоспособности товара.

2. Оценка качества товара.

3. Расчет конкурентоспособности товара на примере.

Литература: 6, 14, 29, 67, 70, 73

Занятие 3-е

1. Разработка товара, её этапы.

2. Понятие жизненного цикла товара, его основные этапы и виды.

3. Стратегия работы с товаром на разных этапах жизненного цикла.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение жизненного цикла товара.

2. В чем заключаются особенности маркетинговых мероприятий предприятия по отношению к товарам, находящимся на различных стадиях жизненного цикла?

3. Из каких этапов состоит разработка и реализация на рынке новых товаров?

Темы рефератов

1. Принципы разработки товара.

2. Жизненный цикл товара и его стадии.

3. Новый товар, его разработка и продвижение на рынок.

Литература: 14, 15, 29, 73

Занятие 4-е

1. Фирменный стиль товара и торговая марка.

2. Разработка новой торговой марки.

3. Риск при разработке нового товара и методы его уменьшения.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, почему поиск и создание нового товара является непрерывным процессом.

2. Почему разработка новых товаров сопряжена с риском?

3. Каким образом риск при разработке нового товара можно свести к минимуму?

4. Объясните необходимость разработки торговых марок.

Темы рефератов.

1. Разработка нового товара, новой продукции и новой торговой марки.

2. Оптимизация рисков при разработке новых товаров.

3. Торговые марки и особенности их разработок.

Литература: 6, 14, 15, 29, 73

Тема 7. Цена и ценообразование (8 часов).

Занятие 1-е

1. Типы рыночной конкуренции.

2. Цена: определение, функции, структура и виды.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте четыре типа рыночной конкуренции.

2. Объясните роль и функции цен в рыночной экономике

3. Перечислите основные виды и элементы цен.

Темы рефератов

1. Основные типы рыночной конкуренции

2. Понятие, функция и виды цен

Литература: 1, 7, 10, 17, 39, 48, 70

Занятие 2-е

1. Основные факторы ценообразования.

2. Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования.

3. Ценообразование на разных типах рынков.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите этапы и охарактеризуйте процесс ценообразования.

2. Перечислите методы ценообразования.

3. Назовите факторы, влияющие на ценообразование в маркетинге.

Темы рефератов

1. Основные факторы процесса ценообразования

2. Методы ценообразования в маркетинге

Литература: 1, 7, 10, 22, 34, 39,70

Занятие 3-е

1. Основные этапы ценообразования.

2. Методы ценообразования.

3. Стратегии ценообразования.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные этапы процесса ценообразования

2. Перечислите и охарактеризуйте методы ценообразования

3. Назовите основные стратегии ценообразования

Темы рефератов

1. Основные методы расчета цены товара.

2. Преимущества и недостатки различных стратегий ценообразования.

3. Установление цены на новые товары.

Литература: 10, 17, 22, 34, 70

Занятие 4-е

1. Основные подходы к управлению ценами

2. Государственное регулирование цен, его особенности.

3. Основные пути государственного регулирования цен.

4. Преимущества и недостатки государственного вмешательства в ценообразование

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные подходы к управлению ценами.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные особенности государственного регулирования цен.

3. В чем заключаются преимущества и недостатки государственного регулирования цен?

Темы рефератов

1. Основные подходы к управлению ценами на рынке.

2. Плюсы и минусы государственного регулирования цен.

Литература: 1, 7, 17, 22, 39, 48, 70

Тема 8. Реализация продукции (8 часов).

Занятие 1-е

1. Распределение товаров.

2. Каналы распределения их роль, структура, функции и особенности.

3. Управление каналами распределения.

4. Роль посредников в каналах распределения.

Вопросы для самоконтроля

1. Поясните сущность процесса распределения товаров.

2. В чем состоит специфика каналов распределения товаров, какова их структура?

3. Каким образом строится управление каналами распределения продукции?

Темы рефератов

1. Сущность и особенности распределения товаров.

2. Основные виды каналов распределения товаров.

3. Выбор альтернативных видов каналов распределения.

Литература: 5, 8, 11, 17, 27, 30, 53

Занятие 2-е

1. Оптовая и розничная торговля, отличительные черты и особенности.

2. Функции оптовой торговли.

3. Функции розничной торговли.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят особенности оптовой и розничной торговли?

2. Перечислите функции оптовой и розничной торговли.

Темы рефератов

1. Ценовая политика в оптовой торговле.

2. Управление товародвижением в розничной торговле.

3. Оптимизация рисков в оптовой и розничной торговле.

Литература: 5, 8, 17, 27, 30, 53

Занятие 3-е

1. Товародвижение и использование различных видов каналов распределения.

2. Управление мотивацией участников каналов распределения.

3. Роль посредников при распределении товаров.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные принципы управления движением товаров

2. В чем заключается роль посредников при управлении распределением товаров?

Литература: 5, 8, 11, 17, 27, 30

Занятие 4-е

Практикум.

Разработка нового товара, выбор каналов распределения, установление цены на товар, управление товаром на разных стадиях жизненного цикла.

Тема 9. Продвижение товаров, реклама и PR как средства продвижения товаров. (10 часов).

Занятие 1-е

1. Понятие комплекса продвижения товаров.

2. Основные элементы, составляющие комплекс продвижения товаров.

3. Маркетинговые коммуникации, их особенности. Основные элементы, составляющие процесс маркетинговой коммуникации.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите элементы комплекса продвижения и дайте их сравнительную характеристику.

2. Назовите формы маркетинговых коммуникаций.

3. Дайте определение маркетинговой коммуникации, перечислите её особенности.

4. Перечислите элементы, составляющие маркетинговую коммуникацию.

Темы рефератов

1. Комплекс продвижения товаров на рынок на примере.

2. Маркетинговая коммуникация: сущность и особенности

Литература: 11, 17, 48, 50, 54, 55, 67, 73

Занятие 2-е

1. Основные принципы разработки маркетинговой коммуникации.

2. Этапы разработки эффективной коммуникации.

3. Критерии, обуславливающие эффективность маркетинговой коммуникации.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите принципы разработки маркетинговой коммуникации.

2. В чем заключаются критерии эффективности маркетинговой коммуникации?

3. Почему для установления эффективных коммуникаций с целевыми рынками предприятию необходимо использовать различные их формы?

Темы рефератов

1. Пути построения эффективной маркетинговой коммуникации.

2. Критерии эффективности маркетинговой коммуникации.

3. Эффективное построение маркетинговой коммуникации на примере.

Литература: 48, 50, 54, 55, 67, 73

Занятие 3-е

1. Реклама. Основные черты рекламы и задачи, решаемые рекламой.

2. Классификация видов рекламы.

3. Организация рекламной кампании: этапы и особенности.

4. Разработка рекламного бюджета. Каналы распространения рекламы.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные черты рекламы как средства продвижения товара.

2. Какие виды рекламы вы знаете?

3. Из каких этапов состоит процесс организации рекламной кампании?

Темы рефератов

1. Реклама как средство продвижения товара на рынке.

2. Принципы разработки рекламного бюджета.

3. Организация и проведение рекламной кампании.

Литература: 11, 17, 48, 50, 54, 67

Занятие 4-е

1. Стимулирование сбыта. Особенности построения кампании по стимулированию сбыта.

2. Методы стимулирования сбыта.

3. PR в кампаниях по стимулированию сбыта. Средства и каналы PR.

4. Этапы подготовки реализации PR-кампании.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности кампании по стимулированию сбыта товара?

2. Охарактеризуйте роль PR в кампании по стимулированию сбыта.

3. В чем состоит роль PR при информировании аудитории целевого рынка?

Темы рефератов

1. Методы стимулирования сбыта товара.

2. PR в кампании по стимулированию сбыта.

3. Разработка и определение бюджета продвижения товара.

Литература: 11, 50, 54, 55, 73

Занятие 5-е

Практикум.

Задание: необходимо разработать условную стратегию продвижения нового товара на внутреннем рынке.

Условный товар – новая модель автомобиля.

Условия на рынке: сильная конкуренция со стороны как внутренних, так и внешних конкурентов.

Этапы работ:

а) разработка комплекса продвижения условного товара.

б) определение и разработка маркетинговой коммуникационной стратегии.

в) определение целей и бюджета рекламной кампании.

г) составление плана рекламной кампании.

д) планирование и построение кампании по стимулированию сбыта товара на разных этапах его жизненного цикла.

Тема 10. Международный маркетинг (8часов).

Занятие 1-е

1. Международный рынок и становление международного маркетинга.

2. Особенности международного маркетинга.

3. Основные мотивы внешнеэкономической деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы стимулируют развитие международной деятельности предприятий?

2. Какова сущность международного маркетинга и этапы перехода к нему?

Темы рефератов

1. Современный международный рынок и его особенности

2. Мотивы внешнеэкономической деятельности предприятий на примере.

3. Особенности современного международного маркетинга.

Литература: 12, 44, 46, 49, 78, 80

Занятие 2-е

1. Формы участия на международных рынках.

2. Стили поведения на международных рынках.

3. Факторы, действующие на международных рынках.

4. Конкурентоспособность стран и факторы, её определяющие.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы мотивы интернационализации предприятия и их приоритетность для российских фирм?

2. Какие существуют стили поведения предприятий на международных рынках и в чем их отличие?

3. Под влиянием, каких факторов находится предприятие на международных рынках?

Темы рефератов

1. Формы участия современных российских предприятий на международном рынке.

2. Основные стили поведения на международном рынке.

Литература: 12, 44, 46, 49, 78, 80

Занятие 3-е

1. Выбор стратегии и этапы планирования продукции на международном рынке.

2. Основные стратегии продвижения продукта на международном рынке.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите виды стратегий предприятия на международном рынке

2. Перечислите этапы выбора стратегии для реализации продукта за рубежом.

3. Охарактеризуйте основные стратегии предприятия на международном рынке.

Темы рефератов

1. Выбор стратегии предприятия на международном рынке

2. Преимущества и недостатки стратегий предприятия на международном рынке на примерах.

Литература: 12, 44, 78, 80

Занятие 4-е.

1. Сегментирование международного рынка.

2. Выбор каналов товародвижения на международном рынке.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности сегментации международного рынка?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные каналы распределения товаров на международном рынке.

Темы рефератов

1. Особенности сегментирования на международном рынке.

2. Каналы распределения товара на современном мировом рынке.

Литература: 12, 46, 49, 80

Контрольные вопросы

1. Маркетинг как научная дисциплина.

2. Становление маркетинга как самостоятельной научной дисциплины.

3. Основные подходы к пониманию природы маркетинга.

4. Функции и цели маркетинга.

5. Основные категории маркетинга.

6. Эволюция маркетинга как экономической доктрины.

7. Концепция совершенствования производства.

8. Концепция совершенствования товара.

9. Концепция интенсификации коммерческих усилий.

10. Концепция маркетинга.

11. Социально-этический маркетинг.

12. Управление маркетингом

13. Анализ рыночных возможностей.

14. Отбор целевых рынков.

15. Разработка комплекса маркетинга и проведение маркетинговых мероприятий.

16. Схемы организации службы маркетинга на предприятии

17. Субъекты маркетинга и их классификация.

18. Информационная база маркетинга, система маркетинговой информации.

19. Организация процесса исследования рынка.

20. Этапы маркетингового исследования.

21. Методы сбора информации, их классификация, преимущества и недостатки.

22. Спрос и его виды. Закон спроса.

23. Предложение. Закон предложения.

24. Эластичность спроса и эластичность предложения. Виды эластичности.

25. Расчет эластичности спроса и предложения.

26. Потребительский рынок и рынок предприятий.

27. Емкость рынка и её расчет.

28. Сегментация рынка, её основные принципы и виды

29. Основные этапы позиционирования товара и выбор целевых сегментов рынка.

30. Покупательское поведение и его мотивы

31. Факторы, влияющие на покупательское поведение.

32. Принятие решения о покупке, его основные этапы.

33. Товар: определение и уровни. Классификация и характеристика основных типов потребительских товаров.

34. Услуги и основные группы услуг.

35. Качество и конкурентоспособность товара. Критерии оценки и расчета конкурентоспособности.

36. Товарная номенклатура и товарный ассортимент.

37. Разработка товара, её основные этапы.

38. Жизненный цикл товара, его основные этапы и виды.

39. Стратегия работы с товаром на разных этапах жизненного цикла.

40. Разработка нового товара, её основные этапы.

41. Фирменный стиль товара и торговая марка.

42. Типы рыночной конкуренции.

43. Цена: функции, структура и виды.

44. Основные факторы ценообразования. Установление цен на товары: задачи и политика ценообразования.

45. Ценообразование на разных типах рынков.

46. Этапы, методы и стратегии ценообразования.

47.Подходы к ценообразованию: изменение цен и управление ценами.

48. Распределение товаров и каналы распределения.

49. Управление каналом распределения.

50. Оптовая и розничная торговля

51. Товародвижение. Управление движением товаров.

52. Комплекс продвижения товаров.

53. Маркетинговые коммуникации, их особенности.

54. Основные элементы, составляющие процесс маркетинговой коммуникации.

55. Принципы и этапы разработки маркетинговой коммуникации.

56. Реклама, её особенности, виды и задачи, решаемые рекламой.

57. Организация рекламной кампании: этапы и особенности. Выбор каналов распространения рекламы.

58. Разработка рекламного бюджета.

59. Методы стимулирования и особенности построения кампании по стимулированию сбыта.

60. PR в кампаниях по стимулированию сбыта. Этапы подготовки реализации PR-кампании.

Литература

1. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие. М.:ГАУ, 1995.-75 с.

2. АзоевГ.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.М.:ЦЭИМ,1996.-207 с.

3. Алексунин В.А. Маркетинг: краткий курс: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Алексунин . - 4-е изд.. - М.: Дашков, 2003. - 187,[2] с.

4. Армстронг Г. Введение в маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с англ. / Г. Армстронг и Ф. Котлер . - 5-е изд.. - М.: Вильямс ; СПб.: Вильямс ; Киев: Вильямс, 2000. - 638 с.

5. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов: Пер. с англ. / Г. Ассэль . - 2-е изд.. - М.: Инфра-М, 2001. - XII,803 с.

6. Багаутдинова Н.Г. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / Н.Г. Багаутдинова, Д.С. Новиков и В.А. Саламашкин ; Кол.авт. М-во образования Рос. Федерации и Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева, Каф. пром. коммерции и маркетинга . - М.: Экономика, 2004. - 237 с.

7. Багиев Г.Л.Маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн ; под общ. ред. Г.Л. Багиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. [и др.]: Питер, 2005. - 733 с.

8. Баззел Р.Д., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993. - 95 с.

9. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2000. - 218 с.

10. Беляев В.И.Маркетинг: основы теории и практики: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям. - М.: КноРус, 2005. - 669 с.

11. Буренина Т.А.Маркетинг на базе интернет-технологий. - М.: Благовест-В, 2005. - 151 с.

12. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1991.

13. Годин А.М. Маркетинг: Учебник / А.М. Годин . - М.: Дашков, 2003. - 601 с.

14. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учеб. пособие / Е.А. Голиков ; Кол.авт. Изд. дом "Дашков и К" . - 3-е изд.. - М.: Дашков, 2001. - 409 с.: рис.

15. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков . - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финпресс, 2003. - 687 с.

16. Диксон П.Р. Управление маркетингом. - Москва: ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998 - 560 с.

17. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М. 1995 г.

18. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по товароведным, технол. и экон. спец / В.И. Дорошев . - Инфра-М, 2000. - 282,[2] с.

19. Завьялов П.С.Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2005. - 495 с.

20. ЗавьяловП.С., ДемидовВ.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.:МО, 1991.- 415 с.

21. Клюкач В. А.. Клочко Л. Н. и др. Рекомендации по применению маркетинга и агропромышленном производстве. - М., 1995.

22. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ., М.:Центр экономики и маркетинга, 1995. -167 с.

23. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 "Маркетинг". - М.: ЮНИТИ, 2005. - 302 с.

24. Котлер Ф. И., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В., Основы маркетинга: Пер. с англ. - К.; М.; СПб.: 1998 - 1056 с.

<

Наши рекомендации