Глава 3. мотивация спортивной деятельности
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структурно-функциональная модель
Спортивной мотивации
Спортивная мотивация может быть описана (представлена) как сложное состояние личности, возникшее и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранным видом спорта. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал: « Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю». Об этой необходимости указывал А.Н. Леонтьев: «Всякое свойство раскрывает себя в определенной форме взаимодействия. Изучение какого-нибудь свойства и есть изучение соответствующего взаимодействия».
Существенное замечание о том, что любое отношение субъекта к чему-либо представляет собой единство субъективного и объективного дает возможность создания модели спортивной мотивации (рис. 7). Спортивная мотивация возникает у субъекта при воздействии на него наблюдаемой спортивной деятельности и внешнего окружения, и будет функционировать до тех пор, пока выбранный вид спорта оказывает определенное влияние на спортсмена, вызывает положительные эмоции, и спортсмен достигает планируемых результатов. При этом, необходимым является наличие у субъекта определенных спортивных способностей в сочетании с психофизиологическими особенностями. В этой связи спортивную мотивацию будет правомерным понимать как взаимодействие спортсмена с выбранным видом спорта. Изучая спортивную мотивацию, следует рассматривать воздействие спортивной деятельности и внешней среды на спортсмена, а также отношение спортсмена к деятельности.
Концептуальная модель спортивной мотивации предполагает выявление характера спортивной мотивации, факторов, влияющих на ее возникновение, формирование и функционирование и др. Структурно-функциональная модель спортивной мотивации выглядит следующим образом.
| |||||
| |||||
|
|
Рис. 7. Структурно-функциональная модель
спортивной мотивации
Спортивная мотивация возникает в результате воздействия на субъекта окружающей среды и физических упражнений, наблюдаемых в исполнении других людей. Отражаясь в сознании личности, эти факторы, преломляясь через внутреннее (С.Л. Рубинштейн), вызывают положительные эмоции, интерес к спорту, возникновение мотивов, обосновывающих этот выбор. После чего субъект приступает к занятиям спортом, проявляя двигательную, интеллектуальную и волевую активность. В результате систематических занятий спортом формируется спортивная мотивация как состояние личности. Спортсмен начинает соотносить свои способности с предметом спортивной деятельности, планирует цели (ближайшие, промежуточные, перспективные) и с еще большей активностью включается в спортивную деятельность: тренировочную и соревновательную. При этом в спортивной мотивации у спортсменов выделяется два аспекта (направления) – тренировочный и соревновательный. Причем у одних спортсменов соотношение этих двух направлений в мотивации сбалансировано, у других преобладает тот или иной аспект.
Соревновательная мотивация имеет два направления: на достижение успеха и на избегание неудачи. У спортсменов, достигших высоких результатов преобладает мотивация на достижение успеха. В преобладании того или иного вида соревновательной мотивации оказывают влияние индивидуально-психологические особенности личности.
Структурно-функциональная модель спортивной мотивации отражает взаимосвязь между ее составными компонентами, развитие мотивации и взаимосвязь субъекта с деятельностью, результативность в спорте.
Основные положения концептуальной модели спортивной мотивации сводятся к следующему:
1. Спортивная мотивация представляет собой сложное психическое состояние личности спортсмена.
2. Возникновение спортивной мотивации у человека обусловлено воздействием на него окружающей среды (спортивной деятельности, ее исполнителей, родителей, учителей, тренеров и других факторов).
3. Предпосылкой формирования устойчивой спортивной мотивации к конкретному виду спорта является наличие у спортсмена способностей и соответствующих психофизиологических особенностей.
4. Спортивная мотивация проявляется во взаимодействии спортсмена с выбранным видом спорта по схеме: «спортсмен ↔ спорт».
5. В процессе развития и функционирования спортивной мотивации степень влияния внешних и внутренних факторов может изменяться.
6. Сохранение (устойчивость) спортивной мотивации у спортсмена обусловливается его спортивными достижениями.
7. Спортивная мотивация включает следующие основания: побудительные, базисные, процессуальные. Уровень их сформированности у спортсмена существенно различается друг от друга.
8. В соревновательной мотивации выделяется два направления: мотивация на достижение успеха и на избегание неудачи: соотношение их на разных этапах спортивного совершенствования может быть различным.
Концептуальная модель спортивной мотивации дает возможность решать прикладные задачи в спорте: 1) разработать методический инструментарий для диагностики спортивной мотивации; 2) выявить факторы, влияющие на возникновение, формирование и сохранение мотивации у индивида; 3) выявить значимость мотивации в структуре спортивной деятельности и проявление ее структурных компонентов; 4) разработать методику формирования спортивной мотивации.
Темы рефератов
1. Мотивация как психолого-педагогическая проблема.
2. Решение проблемы мотивации в спорте.
3. Возникновение и формирование спортивной мотивации.
4. Формирование мотивации к конкретному виду спорта.
Литература
1. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск: СибГАФК, 2000.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
3. Общая и спортивная психология: Учебник для физкультурных вузов. /Под ред. Г.Д. Бабушкина, В.М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.
4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
5. Пономарев П.Л. Гипноз в спорте высших достижений. – М.: Советский спорт, 2010.
6. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для физкультурных вузов /под ред. А.В. Родионова. – М.: Академический проект, 2004.
7. Психология физической культуры и спорта: Учебник для физкультурных вузов /под ред. Г.Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2008.
8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986.
Начальной специализации
В формировании мотивации широкое распространение за рубежом получили мотивационные тренинги, используемые в различных сферах деятельности человека (учебе, труде). В работе с юными спортсменами применяются следующие мотивационные тренинги:
1) Тренинг причинных схем. 2) Тренинг личностной причинности. 3) Тренинг внутренней мотивации. 4) Тренинг мотивации достижения.
1. Тренинг причинных схем. Позитивное действие на мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неуспех объясняется недостатками собственных усилий. В этой связи программы тренинга причинных схем ориентированы: 1) на перестройку объяснения спортсменами причин неуспеха; 2) на такое изменение объяснений причин неуспеха, при котором любые внешние факторы и внутренний фактор (низкие способности) «заменяются» на внутренний фактор - «недостаточность усилий». Именно эта причинная схема «неуспех - недостаточность усилий» является наилучшей для сохранения и формирования мотивации в ситуациях неуспеха.
Классификация возможных причин действий имеет три измерения:
1) локализация (расположение) причин: внешняя или внутренняя по отношению к человеку как субъекту действия;
2) стабильность причины: является ли причина стабильной по влиянию или же ее влияние изменяется, варьирует по времени;
3) подконтрольность причины сознанием человека: является ли действие причины подконтрольным человеку и произвольно регулируемым со стороны субъекта действия.
Программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как наиболее оптимальной причине, которую можно устранить самому спортсмену. Это единственная причина, которая находится под контролем спортсменов, и, следовательно, она образует единственную причинную схему, не формирующую у спортсменов неуверенность в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты.
Программы тренинга мотивации посредством изменения причинных схем преследуют общую цель - так изменить собственные представления спортсменов о причинах своих неуспехов, чтобы любые причинные объяснения заменить одним - недостаточностью собственных усилий. Очень важным при изменении причинных схем в формировании спортивной мотивации является изучение актуализирующихся эмоциональных состоянии (переживаний). Используя ту или иную причинную схему, она показывает нам, что чувствует спортсмен и что переживает, что надо делать дальше. Причинные схемы используются при формировании спортивной мотивации в двух аспектах - в тренировочной и соревновательной деятельности (рис. 11, 12).
2. Тренинг личностной причинности. Сущность этого тренинга мотивации, используемого в зарубежной педагогической психологии (Р.Д.Чармс, 1972; 1984 и др.) основывается на следующем исходном положении: первичная особенность мотивации человека - стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью, стремление изменить ее в желаемом направлении. Иначе говоря, первичное стремление человека - быть эффективной причиной происходящего. Развитие мотивации рассматривается в этом случае как развитие ощущения того, что сам человек является причиной своего поведения и всех его последствий.
Личностная причинность представляет собой инициацию индивидом поведения с намерением вызвать изменение в своем окружении. В случае, когда человек начинает целенаправленное поведение, он воспринимает самого себя в качестве субъекта своего намерения и своего поведения. Он становится причиной и источником поведения.
С другой стороны, когда что-либо внешнее по отношению к человеку вынуждает его к совершению тех или иных действий, человек начинает ощущать себя инструментом внешней силы, которая в данном случае выступает как причина поведения.
И поскольку человек побуждается к своему действию извне, он оказывается не столько субъектом действия, сколько объектом манипулирования другими.
Идея тренинга личностной причинности заключается в следующем. Если к человеку относятся как к «источнику», он начинает смотреть на себя как на причину своих действий, становится в большей степени «источником», чем был им до начала. Поведение становится конструктивным, компетентным, стабильным и т.п.
Тренинг личностной причинности следует проводить как тренинг не директивный, т.е. вместо стремления непосредственно изменить поведение человека тренер должен стремиться изменить свое отношение к занимающимся: он должен научить спортсмена относиться к ним как к «источникам».
Тренинг личностной причинности предполагает оказание помощи занимающимся в следующем:
- в постановке перед собой целей реально достижимых: правильно соразмерять цели со своими возможностями;
- выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;
- определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных перед собой целей, т.е. наметить для себя ближайшую перспективу поведения;
- научиться понимать, действительно ли поведение приближает к цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Рис.11. Причинные схемы, объясняющие мотивацию
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Рис.12. Причинные схемы, объясняющие мотивацию.
Такое содержание тренинга личностной причинности направлено на развитие у занимающихся способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу.
3. Тренинг внутренней мотивации.
Внутреннюю мотивацию составляют следующие особенности субъективных состояний:
- сконцентрированность внимания, мыслей, чувств на занятиях спортом, исключающая появление посторонних мыслей, чувств, отвлекающих от деятельности;
- ощущение полной (физической и интеллектуальной) включенности в спортивную деятельность, в то, что в данный момент делаешь (на тренировках, соревнованиях, вне занятий;
- ощущение того, что четко знаешь последовательность своей деятельности, ясное осознание ее целей и задач, полное выполнение требований деятельности;
- осознание правильности выполнения того, что делаешь;
- отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;
- утрата обычного чувства четкого осознания себя, своего окружения – «растворение» в своем деле;
- ощущение замедления субъективного времени.
Характерно, что эти характеристики субъективного состояния внутренней мотивации наблюдаются у лиц различного возраста и в различных видах деятельности. Данное состояние называется «ощущением потока». Подобное ощущение потока возникает в тех случаях, когда в деятельности человека сбалансированы «надо» и «могу» когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано (требования деятельности) и то, что человек может сделать (наличие определенных способностей). При наличии в восприятии человека баланса этих двух параметров деятельности создаются необходимые условия возникновения и развития внутренней мотивации.
В случае, когда развитие способностей будет совпадать с нарастанием требований занятий спортом, то занимающиеся будут развиваться в благоприятном режиме, испытывая удовольствие от спортивных занятий с увлечением выполняя задания тренера. Таким образом, данный путь формирования и сохранения мотивации заключается в оптимизации требований спортивной деятельности.
Второй путь формирования мотивации занятий спортом заключается в воздействии тренера на занимающихся личным примером. Если тренер далек от своего вида спорта, не любит его, халатно относится к своей работе, то занимающиеся это очень тонко чувствуют, что приводит их к отчуждению от него и от спорта.
4. Тренинг мотивации достижения.
Мотив достижения складывается из двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи. Ключевым моментом в формировании мотивации достижения у детей оказывается характер взаимодействий между ребенком и взрослым. Высокая мотивация достижения формируется у детей, чьи родители постоянно повышают уровень своих требований и умело оказывали им помощь, проявляя в то же время мягкость и теплоту в общении с ними. Низкий уровень мотивации достижения формируется у тех детей, чьи родители осуществляли слишком жесткий надзор, директивную опеку над ними, либо были безразличны к ним.
Формирование мотивации достижения у юных спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующего:
- формирование синдрома достижения, т.е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;
- самоанализ результатов своей деятельности;
- выработка оптимальной тактики целеобразования в занятиях боксом;
- межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.
Каждое из этих направлений предполагает использование конкретных средств, приемов, используемых в педагогических целях. Так, для формирования синдрома достижения рекомендуется следующее:
- обучение способам создания проективных рассказов (по картинкам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения;
- обучение способам поведения типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т.п.);
- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих, высокоразвитой мотивацией достижения.
Следующее направление по формированию спортивной мотивации на этапе начальной специализации сводится к удовлетворению потребностей:
1) физиологических;
2) в безопасности;
3) в социальных связях;
4) в уважении;
5) самоактуализации.
1. Физиологические потребности (потребности спортсменов в движении, отдыхе, рациональном питании, воде).
Потребности в движении. Особое внимание, при удовлетворении потребности в движении во время учебно-тренировочных занятий, необходимо уделять нормированию физических нагрузок.
Нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин, должны быть основаны на результатах комплексного изучения реакции организма спортсмена на дозированную физическую нагрузку. Тренировочная нагрузка характеризуется объемом и интенсивностью ее выполнения. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности.
Одним из возможных средств, позволяющих оценить допустимость объема, характера и интенсивности физических нагрузок юных спортсменов, может быть оценка внешних признаков утомления. Данная оценка дает возможность определить индивидуальное состояние каждого спортсмена исходя из признаков утомления после физической нагрузки.
На начальном этапе учебно-тренировочных занятий рекомендуется так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление юных спортсменов не превышало легкой степени. Абсолютные величины нагрузок зависят от квалификации и состояния спортсмена.
Потребность в отдыхе. Другой не мало важной потребностью, на удовлетворение которой стоит обратить особое внимание, является потребность в отдыхе, которая особенно явно проявляется при первых занятиях спортом и является одной из основных причин ухода из спорта юных спортсменов.
Для удовлетворения потребности в отдыхе необходимо четко дозировать объем и интенсивность нагрузок с интервалами отдыха, как между отдельными тренировочными занятиями, так и между упражнениями в процессе тренировки. В занятиях с новичками перерывы между упражнениями должны быть продолжительными и уменьшаться по мере роста тренированности.
При планировании тренировки необходимо также предусмотреть и восстановительные мероприятия, позволяющие предупредить избыточное утомление спортсмена (специальные дыхательные упражнения, баню, массаж, гидропроцедуры, активный отдых и т.д.).
После соревнований, после каждого тренировочного занятия и в процессе занятия необходим достаточный отдых. Отдых между тренировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предшествующих тренировках. Продолжительность оптимальных интервалов отдыха между тренировочными занятиями может быть различной, однако не должна превышать 48 час.
В подготовительном периоде в занятиях с новичками и спортсменами младших разрядов целесообразно проводить не более 3 тренировок в неделю продолжительностью 1,5 – 2 ч, в соревновательном периоде – не более 4 тренировок продолжительностью 2 – 2,5 ч.
Потребность в рациональном питании. На этапе начальной спортивной специализации данная потребность выражена незначительно, однако с возрастом и повышением спортивной квалификации боксера, она становится наиболее актуальной и является одной из важнейших в сохранении здоровья, повышения работоспособности и достижении высоких спортивных результатов.
Основное требование при удовлетворении в питании – соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Количественная сторона питания определяется запросами в энергии. При этом энергетическая стоимость пищевого рациона спортсмена определяется в зависимости и от решаемых им задач удержания, снижения или увеличения массы тела. В первом случае он должен быть равен энерготратам, во втором – ниже, в третьем – выше их. Для контроля за количественной полноценностью питания необходимо сравнивать две величины – суточный расход энергии и калорийность пищи. Суточный расход энергии определяется, как правило, хронометражно-табличным методом. Калорийность пищи вычисляется по меню-раскладке.
Качественная полноценность пищевого рациона достигается прежде всего правильным соотношением основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
Специфика спортивной деятельности и особенности обмена веществ обусловливают повышенную потребность организма юных спортсменов в витаминах. Таким образом, пища должна содержать достаточное количество витаминов, особенно витамина «С» и витаминов группы «В», потребность в которых возрастает от усиленной спортивной работы. В суточном рационе юных спортсменов должно быть достаточное количество продуктов, богатых фосфором и кальцием.
Функциональное состояние организма спортсмена, уровень его умственной и физической работоспособности во многом зависят не только от общей калорийности дневного рациона, но и от рационального распорядка приема пищи в течение суток. Для спортсменов предпочтителен четырехразовый (завтрак, второй завтрак или полдник, обед и ужин) прием пищи. Оптимально следующее примерное распределение калоража суточного рациона: завтрак - 25 – 30%, второй завтрак или полдник – 15%, обед - 30 – 35%, ужин - 25 – 30%. Причем завтраки должны иметь углеводную ориентацию, обеды – белковую.
Режим питания согласуется с планом тренировок. Время приема пищи должно быть постоянным. Спортивные занятия должны начинаться не менее чем через 2 ч после приема пищи, соревнования - через 3,5 ч. После окончания тренировочных занятий пищу следует принимать спустя 30 – 40 мин. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 6 ч.
Потребность в воде. Потребность спортсмена в питьевой воде зависит в основном от внешних метеорологических условий, длительности и интенсивности работы, индивидуальных особенностей (возраста, стажа занятий). У спортсменов нет универсальной схемы питьевого режима. Наиболее оптимальным питьевым режимом считается такой, когда ее выпивают в достаточном объеме, небольшими порциями, с соблюдением определенного временного режима в течение тренировки, в соответствии с внешними условиями и характером физической нагрузки.
2. Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны спортсменов, тренера). Для удовлетворения потребности в безопасности предлагаются следующие направления:
1) добиться, чтобы спортсмены доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время упражнений;
2) создать условия способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;
3) обеспечить психическую и техническую подготовленность юных спортсменов к соревнованиям;
4) заявлять спортсмена для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности;
5) обеспечить психологическую поддержку перед выступлением в соревнованиях.
3. Потребности в социальных связях (включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки). Для удовлетворения потребностей в социальных связях представляется возможным использовать следующие способы:
1) учитывая важность общения для подросткового возраста, необходимо формировать благоприятные межличностные отношения в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером;
2) не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба в организации и управлении учебно-тренировочным процессом, а также способствовать слиянию их с другими членами группы, с целью создания единого, сплоченного спортивного коллектива со своими традициями, уставами;
3) обеспечивать положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях (межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе);
4) предотвращать возникновение у юных спортсменов неблагоприятных психических состояний;
5) создавать условия для социальной активности членов группы вне ее рамок (принимать участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, туристических походах).
4. Потребности в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете). Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется следующее:
1) относиться к спортсмену как к равноправному союзнику в достижении спортивного мастерства;
2) обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами (использовать систему поощрений, стимулирований);
3) делегировать спортсменам дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений;
4) обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволяют повышать уровень их компетентности в данной деятельности;
5) развивать у юных спортсменов результативность деятельности как качества личности;
6) учитывать интересы и предложения спортсменов при организации учебно-тренировочных занятий;
7) создавать ситуации свободного выбора (предоставлять занимающимся возможность выбора в процессе тренировок);
8) давать возможность исполнять лидерские функции тем спортсменам, которые испытывают в этом необходимость.
5. Потребности в самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей, и росте как личности). Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:
1) творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия;
2) обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности;
3) давать спортсменам сложные и важные упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи;
4) поощрять и развивать у спортсменов творческие способности во время учебно-тренировочных занятий;
5) ставить перед спортсменами реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановки: правильно соразмеряя цели со своими возможностями;
6) формировать у юных спортсменов личностный смысл в занятиях спортом через осознание значимости этих занятий в личной жизни;
7) отводить время (во время или после занятий) для личного совершенствования спортсменов;
8) оказывать помощь спортсменам в выявлении их сильных и слабых сторон, а также в проведении ими самоанализа;
9) вместе со спортсменами определить конкретные действия, чтобы со временем добиться поставленных целей, т.е. наметить ближайшую перспективу поведения.
Углубленной специализации
Основные направления в формировании спортивной мотивации на данном этапе сводятся к следующему:
1. Систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений.
2. Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности.
3. Формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей.
4. Формирование у спортсменов оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации.
5. Формирование у спортсменов мотивации на достижение успеха.
6. Обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях.
7. Формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером.
8. Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.
Рассмотрим содержание работы по формированию спортивной мотивации по каждому направлению в отдельности.
1. Для анализа соревновательной деятельности и обоснования путей предотвращения неудачных выступлений используется мотивационный тренинг «причинных схем», показанный на этапе начальной спортивной специализации.
2. Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов. Мотивация личности связана с успешностью выполняемой деятельности. Чем выше результативность соревновательной деятельности, тем более устойчива и ярче выражена спортивная мотивация. Для развития результативности как качества личности предлагается следующая стратегия действий:
- Перед началом любого дела (обучение приему, отработка тактики и т.п.) важно сформулировать спортсмену будущий результат. Спортсмен должен четко представить в своем сознании его образ.
- Формирование сильной мотивации достижения этого результата, который должен вызывать у спортсмена интенсивные положительные переживания. Это становится возможным в случае, если спортсмен сумеет (в этом требуется помощь со стороны тренера) связать цель, к которой он стремится, с какой-либо из своих личностных ценностей. Характерно, что чем более значима эта цель, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив.
- Учитывая, что для подростков не характерно выполнение продолжительной по времени деятельности для достижения цели, целесообразно будет следующее. Процесс достижения цели следует разделить на шаги (этапы). Деление это целесообразно довести до такой величины шага, который может быть осуществлен (а цель достигнута) в кратчайший срок (день, два, три). Такое деление позволяет: 1) начинать действовать незамедлительно; 2) определить необходимые ежедневные усилия; 3) определить ритм деятельности. Поддержание такого ритма начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности и способно выполнять роль своеобразной «инерции» в работе, побуждая к действию в условиях ослабления мотивации.
- Обеспечение качественной обратной связи, в процессе которой спортсмен воспринимает результаты своей деятельности. При этом осуществляется контроль за проявлением результативности на пути к намеченной цели.
- Оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является следующее: актуализировать и усилить позитивные переживания спортсмена.
- Научить спортсмена поощрять себя (хвалить) за каждый выполненный шаг. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.
- Формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей. Учитывая, что самооценка определяет устойчивость спортивной мотивации, в управлении формированием мотивации необходимо решение следующих задач: 1) формирование адекватной самооценки у спортсменов; 2) учет характера самооценки при формировании спортивной мотивации.
При заниженной самооценке со спортсменами должна проводиться следующая работа:
– постановка реально достижимых целей на ближайший период, соревнование;
– чередование партнеров (сильных, слабых);
– эмоциональная поддержка при неудачах;
– выявление положительных личностных качеств и их реализация на тренировках.
В случае завышенной самооценки акцент в работе со спортсменами
делается на следующее:
– убеждение в необходимости постановки более высоких целей;
– поручение усложненных заданий, требующих проявления воли;
– сравнительный анализ результатов самооценки своей подготовленности с оценкой тренеров, спортсменов (экспертов).
Для развития способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности», показанный на этапе начальной спортивной специализации.
4. Оптимизация соотношения тренировочной и соревновательной мотивации. Чем больше выражена у спортсмена соревновательная мотивация, тем выше результативность соревновательной деятельности спортсмена. В этой связи необходимо формирование у спортсмена оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации, заключающегося в преобладании соревновательной мотивации над тренировочной. Такая работа осуществляется в процессе тренировочных занятий, участии в соревнованиях, использовании беседы, убеждения, проективных методик.
5. Формирование у спортсменов мотивации достижения успеха.
Соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена и его поведение в соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности.
6. Обеспечение положительного эмоционального фона на занятиях. Необходимость решения этой задачи обусловливается тем, что между мотивацией и эмоциями человека имеется определенная взаимосвязь - положительные эмоции при выполнении деятельности способствуют укреплению мотивации. Это достигается путем создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования игрового и соревновательного методов на тренировках; использования психорегулирующей тренировки при настройке на занятия, а также использования других средств.
7. Формирование благоприятных межличностных отношений. Характерным для подросткового возраста является то, что юные спортсмены «идут на коллектив», для них очень важно пребывание в коллективе, где бы с ними считались. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации к занятиям спортом у юных спортсменов, в работе с юными спортсменами этому аспекту следует уделять особое внимание. При решении этой задачи используются следующие средства: беседы, диспуты, экскурсии, встречи с выдающимися спортсменами, туристские походы. При этом также осуществляется следующее: поддержание добрых традиций в коллективе, участие всех членов в общественной жизни коллектива, оказание помощи товарищам по коллективу, предъявление требовательности к себе и членам коллектива, организация коллективной работы. При решении задач этого направления в формировании спортивной мотивации используются также методы: приучения, нравственных упражнений, условного требования, контрастного и взаимоо