Фаза характеристики и моделирования ситуации: - гипотеза
1. Модель кампании в виде гипотез и её базовые характеристики
2. Предварительное определение целей PR-кампании, в том числе цели, направленные на результат и цели, направленные на процесс
3. Собственные цели компании и цели партнёров и спонсоров
4. Задачи PR-кампании по группам целей 5. Планирование
№ 26. Этап планирования PR-кампании: особенности и фазы.
6 особенностей данного этапа:
- тесная связь планирование кампании с целями и планирование PR-деятельности в целом и планированием всей деятельности БС.
- гибкость планирование
- сочетание креативности и технологичности планирования
- учет при планировании особенностей различных типов кампаний
- обязательность наличия запланированных оценок эффективности
- значительная продолжительность, трудоемкость этапа, а также жестокие требования к квалификации специалистов.
Фазы:
- формулировка целей
Информирование, убеждение, изменить поведение
1) цели, ориентированные на процесс.
2) цели, ориентированные на результат
- разработка креативной идеи и стратегии PRкампании
- Тактическое планирование
- формирование единого плана PRкампании, его согласование и одобрение.
Креативность и творчество.
Методы создания креативных идей:Мозговой штурм (Брейн Сторминг, Алекс Осборн 40е годы 20века.), «Шесть шляп» (Эдвард де Боне), Метод фокальных объектов, Метод «Синектика» (У.Гордон , США, 1952), Оператор РВС (размер, время, стоимость), Конференция идей (круглый стол), Метод гирлянд, ассоциаций и метафор, Метод маленьких человечков (дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков»), Метод контрольных вопросов.
Идея – основная, главная мысль, замысел.
Креативная идея PR-кампании:привлекающее внимание точное представление базисного субъекта PR,обладающее эффектом катализатора (ускоряет процесс),изложенное достаточно детально, чтобы быть реализованным и проверенным,удобное для нескольких вариантов исполнения,подчиняющееся цензуре, действующей в СМИ, а также юридическим ограничениям
Характеристики креативной идеи:оригинальна,оставляет впечатление.
В теории маркетинга существует «гениальная творческая идея» - это нестандартная, но вместе с тем, очень простая идея, обеспечивающая вовлечение мах широкой аудитории.
Характеристики:служит креативным источником для множества креативных идей,позволяет создать коммуникации, протяжённые во времени,обладает уникальными отличительными свойствами на всех уровнях: от главного послания до стилистики материалов,предлагает не товары и персоны, а жизненные ценности.
Ключевые элементы стратегии.
(Гавра, Шишкин, Бровко).
Ключевые элементы стратегии: определение важнейших целевых групп общественности, определение ключевых каналов коммуникации, определение ограничений (финансы, людские ресурсы), определение сроков и общей последовательности действий, определение рисков и угроз, определение основных критериев достижения цели, определение ключевых мероприятий.
Стратегии по Минченко:
· Крейсерская стратегия
· Лидерская стратегия – ранний старт, выход на первую позицию, потом пауза, после чего последние две недели – мощный финиш.
· Стратегия гребенки – событие-всплеск – пауза, событие-всплеск – пауза.
· Предфинишный спурт – реализация массивной кампании в последние 3 недели.
· «Перспектива» - целостный способ мировосприятия
· «Позиция» - средства дислокации организации во внешней среде (оборонительный подход, стратегия выстраивания симметричных
коммуникаций)
Тактическое планирование.
Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели. Ожегов, Толковый словарь
Тактическое планирование:
Отработка деталей, составляющих общего стратегического плана, развитие ключевых идей этапа планирования.
Описание PR-операций и мероприятий: Название, Форма (пресс-конференция, брифинг), Ключевая идея (краткое описание мероприятия), Этапы реализации (подробно по шагам), Ресурсы (сколько человек задействовано и сколько затрачено), Сроки проведения, Место проведения, Критерии оценки эффективности (Минимум один критерий количественный и 1 критерий качественный).
Выбор технологий PR.
Технология- совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли
Технологии PR: Взаимодействие со СМИ, организация специальных мероприятий, фандрайзинг
Виды тактического планирования.
1. календарное планирование:
· собственно календарное
Сроки | PRоперация | Форма отчетности | Ответственные |
10-15 апреля | Разработка PRисследвоания | Программа исследования | Иванов П.С. |
Написать структуру проектной группы:
- руководитель
- медиапланер
- копирайтер
- спичрайтер
· график Гранта
это календарный план, который позволяет нагляндо представить не только последовательность действий, но и их пересечение во времени
1 мая | 5 мая | 10 мая | ||
Пресс-тур | Да | |||
Брифинг | да | Да | ||
Пресс-релиз | Да | |||
Загруженность |
2. бюджетное планирование
основные затратные факторы:
- масштаб PRкампании
- наличие или отсутствие опыта организации PRкампаний и подобных данных
- характер и типы применяемых технологий
- вовлечение «чужих»мощностей (в том числе рабочая сила)
- широта спектра решаемых задач
- возможность использования связей с поставщиками и заказчиками
- степень воздействия на определенное число представителей деловой группы--- сильное, среднее, слабое, постоянное, единовременное
Виды финансового планирования:
по характеру и объему затрат:
удовлетворенческое
минимальные затраты предполагают некий, но самый лучший результат
оптимизированное
минимальные затраты, однако предполагают, что кампания будет эффективной
аналитическое- стратегическое
определяем задачи, которые можно решать только в перспективе
Методы определения бюджета:
Кочеткова, Филлипов, Скворцов:
1) метод отчисления % от объема прибыли:
+ | - |
1) простота 2) возможность проследить динамику развития компании на рынке | 1) расходы на управление информационными процессами определяется как следствие успеха или неудачи компании на рынке |
2) метод конкурентного паритета
Данный метод, с одной стороны, отражает степень конкуренции на рынке коммуникационных услуг, с другой стороны, когда бюджеты равны, соревнование происходит не за счет вливания дополнительных средств, а за счет выигрывания грамотной и рподуманной медиа-кампании
3) Метод учета изменившихся финансовых показателей
Анализируем затраты на PRдеятельность, учитываем информацию
4) Метод мах расхода
Оптимальный метод
5) Метод цель-задания
в данном случае система бюджета складывается из 3-х составляющих: Выработка конкретных целей, Определение задач, которые необходимо решить для достижения целей, Оценки затрат на выполнение этих задач
Принципы подготовки бюджета.
- сгруппировать по целевым статьям:
- оплата труда сотрудникам
- канцелярские расходы
- почтово-телеграфные услуги
- амортизация основных средств
- командировочные расходы
- прочие расходы
- непредвиденные расходы- 10%
- каждая статья имеет ответственное лицо
- каждая статья должна сопровождаться договорами
- расходы по проекту должны соотноситься с расходами организации
Бюджетный план:
№ | Статьи затрат | Стоимость за единицу (руб) | количество | сумма |
3. планирование по работе с основными группами общественности
план по работе с журналистами, с партнерами, с клиентами и т.д.
План по работе с журналистами:
Сроки | PRоперация | Форма отчетности | Ответственный |
15-17 мая | Подготовка пресс-конфернции | сценарий | Иванов |
18 мая | Проведение пресс-конференции | Лист зарегистрированных журналистов | Петров |
4. медиапланирование
Это процесс, включающий выбор наиболее оптимальных для БС средств коммуникации с ЦА и составление плана размещения сообщений в них
Документы для формирования плана:
1) результаты исследования, рейтинги СМИ
2) прйс-листы СМИ
Основные истоки рекламы (в регионе):
ТВ: 1. Алькасар-Челяб НТВ, ТНТ, ТВЦ
2. Видео-интернешнл Урал 1 канал, стс, Россия 1,2, МТВ, с 2010 РНВ
Если хотим разместить рекламу на федеральных каналах, то обращаться к этим медиабайерам.
Печатные СМИ.
1. Модульная сетка
2. М.б гибкой и не гибкой
3. спрашивать про НДС!!!
1 модуль:
А | ||||
6 модулей:
А | А | |||
А | А | |||
А | А |
Медиапланирование в PR:
1) составление медиалисты- медиакарты. Список СМИ, соответствующих нашей ЦА
2) составление медиакарт-досье—на конкретное издание:
название | КП |
Тираж | |
$ |
3) разработка собственного медиаплана
Медиаплан: Барежев, Малькевич
Ø распределение выходов в ранее отобранных носителях
Ø форматы размещенных сообщений
Ø количество выходов смс
Ø места сообщений
Ø даты и время выходов смс
Ø цены и скидки на размещение
Ø общая стоимость смс
Ø 3w.mediaplan.ru/exam.php – ПРИМЕРЫ!
Медиаплан: - календарный график- это прямоугольная таблица, где по столбцам распложены даты выхода смс, а по строкам средства их размещения. На пересечении строки и столбца отмечается выход смс (Климин).
Рекламоноситель | 1 января | 2 января | 3 января | 1 мая | 2 мая | 3 мая | 1 июня | 2 июня | Количество выходов | Сумма, руб |
ТВ | да | да | ||||||||
ОТВ | Да | |||||||||
СТС | да | да | да | Да |
Обычно этим занимаются технари!
Ниже таблицы—спонсорство «Погоды» в определенное время + наружная реклама
4) формирование одного плана PRкампании:
Варианты составления плана:
ü Разрабатывается 1 план действия- нет отдельных календарных и медиапланирования, а только общий
ü Снизу вверх: отдел PR составляет план, рекламисты , маркетологи тоже и тд, отдают одному, кто их сращивает
ü Уверху вниз: от директора отдела
ü Единый план- результат совещаний
№ 27.Характеристика этапа реализации и этапа оценки эффективности PR-кампании.
Реализация:
1) четкое следование плану и одновременное отслеживание внутренних и внешних условий реализации
2) регулярное выполнение организационных функций управления PR-кампанией
3) использование всех имеющихся в организации средства PRвоздействия
1 этап. Коммуникации- взаимодействие со СМИ
· информирование- создание отношения- формирование поведения
· иная последовательность
· увеличение сложности решаемых задач на каждом последующем этапе (информировать проще, чем контактировать)
· каждый этап требует собственных каналов (на этапе информирования необходимо использовать СМИ, например. Затем более внутренние коммуникации- интервью, слухи для определения отношения)
· роль рекламы велика на первых этапах осуществления коммуникации (реклама не будет работать, если она идет не в комплексе. Но хороша, когда нужно проинформировать).
Коммуникатор- играют важную роль в процессе коммуникации- спикеры, ньюсмейкеры. Индивид, который взаимодействует с ЦА.
- должен вызывать доверие у получателя
- должен уметь передавать инфу в системе понятий, близких аудитории
- должен формулировать смс таким образом, чтобы оно воспринималось аудиторией как полезное и вызывало нужную реакцию.
2 этап. PRакции.
Будет эффективно с 4Р+F- действия после мероприятия. Как модули влияют на мероприятие.Система 5 модулей: place, promo, people, product (инфа на меропр.), follow up
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Цели этапа:
1) обеспечение соответствия главных направлений PRкампании общим целям коммуникационной политики организации
2) определение эффекта, конкретного результата кампании
3) определение эффективности расходования финансовых средств на кампанию- очень важно
Особенности этапа:
- результат должен соотноситься с поставленной целью
- показатели оценки должны быть заложены на этапе планирования- критерии, по которым будут оценивать мероприятия
- несколько целей- несколько систем оценки эффективности (имидж)
- особое значение приобретают исследования – делать то же самое, что на аналитике- источники, смс, каналы---- что изменилось! Провести повторные исследования.
- расходы на исследования должны быть заложены в бюджет
- эффект может быть «отложенным» Скорее всего будут долгосрочный эффект, чем и отличается от рекламы. Указать в проекте.
Осуществлять оценку эффективности могут:
Ø заказчик – в основном субъективно
Ø исполнители проекта
Ø независимые эксперты – заказ на социологическое исследование- действительно ли что-то изменилось? Дорого. Если вдруг её оценили, а заказчик не сказал об этом: аргумент: «независимые эксперты специально снижают. Чем лучше они вольют в грязь, тем больше с ними будут работать». Хорошо покапаются и найдут много минусов.
Ø заказчик совместно с исполнителем. Наиболее оптимальный вариант. Исполнитель- количественные и качественные показатели. Чаще всего заказчик недоволен PRкампаниями- что связано и с психологическими особенностями.
Подходы к оценке эффективности:
Ø вкусовой. Заказчик судит по тому, нравится ему или нет. Качественные и количественные исследования не проводятся
Ø количественный
Ø научный. Самый оптимальный. Серьезные исследования с учетом и количества и качества.
Исследователи выделяют ряд моделей оценки эффективности PRкампании.
Модель PII 1985 – С.Катлипп,Центер, Блум | Пирамидальная модель 1999 – Дж. Макнамор |
Подготовка · кач-во смс и презентаций · адекватность смс и содержание · адекватность инфы для разработки прог. | Вход (форматив.исследования) · кач-во подачи смс · соотв.содержания целям методы: тестирование, интервью, эксперты |
Реализация · кол-во подготовл.смс · кол-во размещен.смс · кол-во людей, кому доставлено · кол-во людей, уделивших внимание | Выход (процессуаль.оценка – уровень людей) · кол-во людей, кому доставлено · кто принял во вним. · Кто отфиксировал смс · Кто воспринял. · кол-во смс в СМИ · кол-во и тип смс для ЦА фокус-гр, интервью, анкета, контент, тиражи |
Эффект (более подробно) · кто понял смс · кто изменил взгляды · кто изменил отношение · с желаемым поведением · с повторяющ.поведением · соц.и культ.изменения | Эффект (функц.оценка) · кто изменил отношение · кто изменил поведение фокус-гр |
Не нужны затраты на БД, вторич.инфу, обр.связь, предварит.тестирование, тираж, советы консультантов, интервью | |
Системы оценки: открытая (влияют на ре-ты, еще анализировать) и закрытая (уже планировались и анализировались до этого) |
Завершается этап подготовкой отчетов:
Ø количественная и качественная оценка проделанной работы (критерий-метод-результат) финансовые затраты - опрос из 7 вопросов- результат.
Ø отчет о финансовых затратах (таблица). Финансовая таблица будет иной- где-то скидка, сэкономили, где-то больше потратили.
Ø копии газет, журналов
Ø эфирные справки. Радиостанция выдает как заказчику эфирную справку. ТВ, Радио
Ø фотоотчеты
Ø рекомендации. Продемонстрировать, что и дальше нужно заказчику со мной работать и еще есть много чего изменить.
№ 28.Бренд как результат PR-деятельности: понятие и типологии
Бренд à имидж à репутация
Товарный знак- юридический термин, область применения которого ограничивается правовыми нормами и регламентируется законодательной базой. (Рудая Е.А.)
Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации. Есть свидетельство на товарный знак
Виды товарных знаков:
1. Словесный. Слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка и их сочетания.
2. Изобразительный. Относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.
3. Объемный Товарный Знак- трехмерные объекты, фигуры и композиции линий, фгур. Объемные обозначения регистрируются редко- составляют 0,5% от общего количества ТЗ.- УПАКОВКА!
4. Комбинированный. Относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и тд
Торговая марка- маркетинговое понятие, которое используется для обозначения внешнего оформления товара с целью его идентификации и отличия от конкурентов (Рудая Е.А.). Комплекс фирменных атрибутов товара- символа, цвета, шрифта, а также слогана, персонажей и других идентифицирующих товар признаков, формирующих его единый целостный образ
Бренд- комплекс представлений потребителя о торговой марке, включающий в себя набор стереотипов, символов и эмоциональных ощущений (Кривоносов, Филатова, Шишкина)
Критерии, с которыми торговые марки можно классифицировать как бренды- Домнин В.Н.:
· Идентификация бренда по любому признаку - безошибочное распознавание бренда потребителями среди других марок той же категории- по цвету, запаху, особенностям продаж, рекламе и др
· Коннотативное содержание бренда- мнения, чувства, ассоциации о бренде выходят за пределы назначения, качества или функциональности – свежесть зимнего утра, чай для душевной беседы.
· Наличие групп лояльных потребителей- от 20% и более- т.е. если товар подорожает, люди все равно будут покупать
Основными характеристиками бренда являются:
основное его содержание (Brand Essence);
ассоциации, которые вызывает товар у покупателей (Brand Attributes);
словесная часть марки (Brand Name);
визуальный образ товара, сформированный рекламой в сознаии покупателя (Brand Image);
паблисити - степень известности торговой марки у потенциальных потребителей , сила бренда (Brand Power);
индивидуальность (Brand Identity);
стоимость (Brand Value);
стоимость продвинутости бренда (Brand development Index).
Основными функциями бренда являются:
стремление к узнаваемости: образ товара; ассоциации
поддержание конкурентоспособности: не только узнаваем, но д. выделяется из множества других товаров. группа постоянных потребителей, которые связывают свой образ жизни с коенкретным брендом.
Процесс формирования бренда состоит из нескольких этапов:
1. Позиционирование бренда на определенном сегменте рынка, другими словами - поиск места бренда на рынке:
- соответствие лозунга стратегии;
- формулировка документов лидерства товара;
- определение аудитории и успешная коммуникация с ней;
- доверительные отношения с потребителями, которые способствуют обратной связи;
Бренд можно позиционировать несколькими способами:
1 Позиционирование по выгоде - то есть, чем ваш товар выгодно отличается от других (например, чем ваш Тайд отличается от не вашего Мифа?)
2. Целевое позиционирование – продвижение товара, исходя из ЦА, на которую он рассчитан (йогурты Растишка, Скелетоны направлены на детей);
3. Ценовое позиционирование - акцент делается на цену, то есть, ваш товар должен быть либо самым дорогим, либо самым дешевым в своей категории. (например, Эльдорадо и МВидео);
4. Позиционирование по способу распространения товара - каким способом товар доходит до потребителей - доставка (например, разница в распространении косметики Орифлейм и Лэтуаль).
2. Стратегия - разрабатываются и выбираются возможные варианты позиционирования товара на рынке - экспертная оценка стратегий, рассматриваются возможные варианты кризиса и негативные аспекты. Формируется окончательный образ товара и прогноз. эффект на потреб
3. Разработка идеи бренда (его содержание) - в содержании бренда должны быть отражены все преимущества товара, а так же обещания, которые будут даны в рекламе. При разработке идеи бренда должны быть учтены: ЦА, на которую направлен товар; фразы, образы, цвета, которые привлекают покупателей и.т.д.
4. Поиск имени бренда (нэйминг) - разработка названия товара должно четко и грамотно отображать особенности и преимуществ товара, услуги или компании в одном или нескольких словах.
Типы названий товаров:
1) Короткое название со значением – Нескафе, ЧудоМолоко
2) Уникальное название, отличное от других и - Скелетоны, Хуба-Буба,
3) Связь товара и компании - Газпром, Лукойл,
5) Простое и запоминающееся – Аленка, Юбилейное.
6) Приятно для глаз и для ушей - Лада.
7) Без негативных ассоциаций - Сорти.
Законы управления брендом (по Эл Райс):
1) Закон постоянства - бренд создается десятилетиями.
2) Закон компании - не надо путать торговую марку и саму фирму.
3) Закон собратьев - всегда есть время и место для запуска второго бренда.
4) Закон границ - для брендинга нет государственных границ.
5) Закон перемен - бренд может меняться, но нечасто и осторожно.
*Более подробную информацию о бренде смотрите на портале "Реклама"
Зонтичный бренд — процесс раскрутки сразу нескольких товаров под одним брендом.
Плюсом зонтичного бренда является низкие затраты на раскрутку нового товара и относительно быстрая узнаваемость.
Минус - в случае плохого отношения потребителей к одному из товаров всей категории, теряется доверие и ко всему бренду в целом.
Дэвид А.Аакер «Создание сильных брендов»
Идентичность бренда - уникальный набор марочных ассоциаций, который стремятся создать или поддержать разработчики бренда. = предложение ценности, включающее функциональные, эмоциональные выгоды или выгоды самовыражения.
Идентичность бренда изучается по четырем направлениям:
Бренд как товар:
· Границы товара: ассоциации, связанные с товарной категорией, Свойства товара, Качество/ценность, Ассоциации с ситуациями использования, Ассоциации с пользователями, Связь со страной или регионом
Бренд как организация
· Данный подход к бренду в большей мере акцентирует внимание на организации, чем, собственно, на товаре или услуге
· Свойства организации являются более постоянными и прочными в конкурентной среде, чем свойства товара
· Наиболее распространенные и полезные ассоциации с организацией: Ориентация на общество/местное сообщество, Воспринимаемое качество, Новаторство, Забота о клиентах, Присутствие/успех, Локализация/ глобализация