Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга.

Маркетинг на предпр. как система представима в следующем виде (рис. 16.7).

Под системой маркет. предпр. следует понимать совок.разнообразных элем-в – матер-х и понятийных, а также людей, опред-м образом связанных между собой и своим взаимодействием обеспечивающих выработку маркет. стратегий, а также тактич. маркет. решений, позволяющих предпр. проводить взвешенную, обоснованную товарн. и цен. политику на рынке.

Все определяется стоящими перед менеджером, осуществляющим изменения, задачами, их спецификой, а также представлениями о проблеме изменений самого менеджера. В систему маркет. должны входить все элементы, кот.так или иначе участвуют в разработке и принятии решений, направл-х на удовлетворение нужд и потребностей людей. Включены в систему маркет. и те элементы, кот.не входят в структуру предпр., а представляют собой его маркет. окружение.

Существуют след.видыорг-х структур службы маркет.:

Функциональная;Географическая;Товарная;

Рыночная;Смешанная.

I. Функц-ная организация службы маркет. предполагает, что ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц.

Функциональная организация целесообразна для предприятий, у кот.кол-во товаров и рынков невелико.

Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. - student2.ru

Рисунок 13 - Функциональная организация службы маркет..

Преимущества данной структуры:

1. Простота управления;

2. Однозначное описание состава обязанностей каждого сотрудника;

3. Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной квалификации;

4. Конкуренция между отдельными работниками как стимул роста эффективности работы.

Недостатки:

1. Снижение кач-ва работы с расширением номенклатуры товара;

- Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов деят-ти и направлений;

2. Борьба за частный интерес в условиях конкуренции подразделений.

II. Географ.орг-я структура службы маркет. – структура, в кот. спец-ты сгруппированы по отдельным географ. регионам (особенно представители сбытовых подразделений). Такая организация позволяет спец-м жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эфф-но работать с миним. издержками времени и средств.

III. Товарная орг-я структура службы маркет. целесообразна для предпр. выпускающих большое кол-во разнообразных товаров, требующих специфических условий пр-ва и сбыта. При этом каждому товару или группе товаров назн-ся в управляющие с подразделением сотрудников работники, вып-щие все функц-е задачи маркет. по данному товару.

Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. - student2.ru

Рис. 14 - Товарная орг-я структура службы маркет..

Основные функции управляющего маркетингом товара:

1. Составление плана и бюджета маркет. своего товара;

2. Прогнозирование возможных изменений на рынке товаров;

3. Сбор информации и изучение деят-ти конкурентов;

4. Координация деят-ти всех подразделений предпр., влияющих на маркетинг конкретного товара;

5. Контроль за соотношением цен и соблюдением статей бюджета;

6. Введение новых товаров и снятие с пр-ва старых.

Преимущества:

1. Полный маркетинг каждого товара;

2. Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару.

Недостатки:

1. Широкий круг обязанностей одного сотрудника затрудняет рост квалификации;

2. Наличие дублирующих функций.

IV. Рыночная организационная структура службы маркет..

Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. - student2.ru

Данная организационная структура применяется на предпр.х, кот. реализуют свои товары на различных рынках, где наблюдаются неодинаковые покупательские предпочтения.

Понятие «рынок» может представлять собой:

– Рынок по отраслевой принадлежности;

– Рынок по географическому признаку;

– Рынок как сегмент.

Поэтому географ.организационная структура маркет. является частным видом рыночной организационной структуры.

Преимущества:

1. Лучшая координация служб при выходе на рынок;

2. Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок;

3. Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики.

Недостатки:

1. Сложная структура;

2. Низкая степень специализации работы отделов;

3. Дублирование функций;

4. Плохое знание товарной номенклатуры;

5. Отсутствие гибкости.

V. Смешанная организационная структура маркет..

Варианты смешанных структур:

- Товарно-рыночная служба маркет. прим-ся для преодоления ограниченности товарной и рын. организации служба маркет.. Предполагает: управляющий по товарам отвечает за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров; управляющий по рынкам – за развитие выгодных рынков для сущ-х и потенциально-возможных товаров.

Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. - student2.ru

Рис. 16 - Товарно-рыночная организация службы маркет..

- Функционально-рыночная организация.

Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. - student2.ru

Рис. 17 – Функц-рыночная организация службы маркет..

- Функционально-товарная организация службы маркет..

Организация маркетинга на предприятии. Виды организационных структур службы маркетинга. - student2.ru

Рис. 18 – Функц-товарная организация службы маркет..

- Функц-товарно-рыночная организация службы маркет. - это организационная структура, вкот. функц-ыемаркет. службы предпр. вырабатывают и координируют осуществление некот. единых для предпр. целей и задач маркет.. В то же время, за разработку и реализацию стратегии и планов маркет. для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также могут информировать для функциональных маркет. служб предпр. задание в области маркет. деят-ти на определенных рынках и контролируют их выполнение.

Наши рекомендации