Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного диссонанса Фестингера, теории атрибуции Г.Келли).
Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от англ. cognitive —познавательный) было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях.
Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л. Фестингера (Festinger L. А., 1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса.
Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция — это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта, она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге — к изменению поведения.Есть два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.
Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, — диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.
Детальное развитие идея каузальной атрибуции получила в работах Гарольда Келли.Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека.
Согласно Келли, при попытках понять причину поведения другого человек пользуется тремя критериями:
согласованность – предполагает сравнение поведения индивида с поведением его коллег. Высокое согласие означает, что индивид ведет себя как большинство членов группы, его поведение соответствует принятым в группе нормам, низкое – отражает отличие;
специфичность – определяется сравнением поведения индивида при решении одной задачи с его поведением при решении других задач. Под высокой специфичностью имеется в виду, что индивид ведет себя подобным образом только при решении этой задачи, в других ситуациях он ведет себя иначе, т. е. решает одни задачи лучше, чем другие. Низкая специфичность означает стабильную по количеству и качеству результативность работника от одной задачи к другой;
стабильность констатируется, если выполнение индивидом данной задачи сохраняется на одном уровне, не меняется во времени. Нестабильное выполнение данной работы во времени означало бы низкое постоянство.
Таким образом, критерий согласованность имеет отношение к другим людям; специфичность – к другим задачам, а стабильность – ко времени.
Келли предположил, что люди приписывают поведению внешние причины (факторы среды), когда они воспринимают высокую согласованность, высокую специфичность и низкую стабильность. Внутренняя атрибуция (личностные факторы) имеет тенденцию возникать, когда наблюдаемое поведение характеризуется низкой согласованностью, низкой специфичностью и высокой стабильностью. Например, если все работники демонстрируют низкую результативность (высокая согласованность), если низкая результативность возникает только при решении одной из нескольких задач (высокая специфичность) и только в течение некоторого времени (низкая стабильность), то руководитель, вероятно, припишет низкой результативности работников внешние причины, такие, как давление коллег или чрезмерная трудность задачи. В противоположность этому, низкая результативность будет рассматриваться как обусловленная личностными характеристиками работников, когда низкая результативность фиксируется только у индивидов, о которых идет речь (низкая согласованность), когда плохое выполнение обнаруживается при решении различных задач (низкая специфичность) и когда оно упорно сохраняется с течением времени (высокая стабильность).
Однако результаты реальной атрибуции причин наблюдаемого поведения нередко отличаются от прогнозируемых рассмотренными моделями. Этот феномен получил название ошибок каузальной атрибуции, причиной которых выступает нарушение норм логического рассуждения при объяснениее причин наблюдаемого поведения в силу разнообразных причин психологического свойства.
(Психология.Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В. Н. Дружинина Санкт-Петербург 2001)