Проблема мотивации в гомеостатических теориях поведения (З.Фрейд, К.Левин).
Одним из основоположников этой теории был З.Фрейд. Фрейд постулировал «бессознательное», в котором видел ключ к объяснению поведения и которое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений, получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении и сознательном переживании.
Теория мотивации 3. Фрейда опиралась на идею о том, что «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться».
Во фрейдовской теории мотивации ключевую роль играет модель редукции влечения, которая берет начало в принципе мнимизации Г. Фехнера и построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Согласно первому из них равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося напряжения. Согласно второму всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия/неудовольствия.
Понятие «влечение» отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (энергию) и психическое (аффект). 3. Фрейд отмечал, что при переходе от рассмотрения биологического начала к душевной жизни понятие «влечение» определяется как пограничное между душевным и соматическим, как психическая представленность раздражений, имеющих внутреннее телесное происхождение и распространившихся в область духа, как мера необходимой работы, которая налагается на душевное вследствие его связи с телесным.
Сущность влечения можно описать с помощью следующих понятий:
• напряжение влечения — это его моторный момент, сумма сил или мера усилий, которой оно соответствует;
• цели влечения — это состояние удовлетворение, которое может быть достигнуто только путем устранения раздраженного состояния источника влечения;
• объект влечения — это то, в чем или посредством чего вле чение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый компонент влечения, связанный с ним не происхождением, а лишь пригодностью для его удовлетворения;
• источник влечения — это тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни как влечение.
К важнейшим положениям теории мотивации 3. Фрейда относятся:
1) влечения могут проявлять себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания возникают в сознании в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (т. е. внешне направляться на другие цели) и, наконец, вытесняться. 2) душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов: поиску удовлетворения {Оно) про тивостоит моральный контроль {сверх-Я), а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления к реальности (Я);
3) взрослая личность есть результат истории влечений, при чем особое значение имеет детство. Препятствия, возникаю щие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить;
4) развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенныхзон (чувствительных участков кожи вокруг различных отверстий на теле). На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувс
твенное удовлетворение. 5) ход развития влечений определяет система внутрисемейных отношений в «любовном треугольнике»: супружеской пары и ребенка (любовника). Ребенок стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (Эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести (сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности.
Одним из преимуществ теории 3. Фрейда стало то, что традиционный статично-описательный анализ компонентов мотивации был дополнен динамическим.
Представитель гештальтпсихологического направления К. Левин показал, что с образованием ассоциаций в ходе научения возникает не репродуктивная тенденция, т. е. психическая сила, а только связь между прежде несвязанными элементами. Чтобы эта связь проявилась в поведении, необходимо наличие особой тенденции к воспроизведению выученного. К. Левин (1926) вместо термина «детерминирующая тенденция» стал пользоваться термином «квазипотребность». Правда, квазипотребности возникают на основе намерений субъекта и принятых им задач.
К. Левин стремился объяснить поведение, исходя из возникшего на данный момент актуального поля психологических сил. В своей теории поля он сравнивает психологические силы с векторами, исходящими от объектов и областей окружающего мира и обладающими побудительным характером (валентностью). Эти силы воздействуют на личность и определяют ее поведение.
К. Левин разработал модель, в которой мотивация личности была представлена в виде скопления отдельных центральных или более периферийных областей (глубинных или поверхностных слоев). Каждая область представляла потребность или квазипотребность. В зависимости от состояния потребности (например, при возобновлении действия, оставшегося незавершенным) такая область представляет собой более или менее напряженную систему, стремящуюся разрядиться через исполнительные функции (например, моторику). Динамические представления такого рода близки воззрениям 3. Фрейда тем, что общим основополагающим принципом мотивации был гомеостатический принцип: восстановление нарушенного равновесия.
Поведение, с точки зрения К. Левина, является функцией личности и воспринимаемого окружения:
П=/(Л,О), где Л — личность; О — окружение.
Гомеостатические модели имеют свои недостатки. Основной из них состоит в том, что они не могут объяснить потребность в возбуждении, стремление искать что-то новое. Этот недостаток преодолевает теория оптимальной активации Даф-фи и Хебба, основанная на законе Йеркса — Додеона Она гласит: организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволит ему функционировать достаточно эффективно.
Из этой теории не ясно, по какому пути пойдет поведение. Современные исследования преодолевают этот недостаток.
(Л.А. Вайнштейн. Общая психология.)
37.Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г.Мюррей, Д.Мак-Клелланд, Дж.Аткинсон).
Ключевой фигурой исследования мотивации в теории личности является Г. Мюррей, который сблизил понятие потребности с психоаналитическим пониманием проблемы, отграничил друг от друга около 36 различных потребностей, определил соответствующие потребностям побудительные условия ситуации, разработал вопросник для выявления индивидуальных различий в мотивах.
Д. Мак-Клелланд предпринял попытку создать теорию, которая бы позволила четко разделить мотив и мотивацию.
Главная идея в том, что организм имеет некоторый уровень адаптации к раздражителям различных классов, которые воспринимаются как «нормальные» и нейтральные. Отклонения от этого уровня адаптации переживаются как эмоционально положительные события, пока они не переходят предела, за которым они уже сопровождаются нарастающим неудовольствием.
Д. Мак-Клелланд пытался охватить в своем определении мотива три параметра мотива и мотивации:
1)генезис мотива 2)мотив как приобретенная индивидуальная диспозиция 3)возбуждение мотива как актуальная мотивация
Определение сформулированное им - мотив представляет собой воссоздание по ключевым признакам изменений в аффективной ситуации. Слово «воссоздание» в этом определении указывает на то, что произошло предварительное научение. Основная идея состоит в следующем: определенные стимулы, вызывающие рассогласования между ожиданиями (уровень адаптации) и восприятием, служат источниками первичного, ненаучаемого аффекта, который по своей природе либо позитивен, либо негативен.
Дж. Аткинсоном была предложена мотивационная «модель выбора риска» Эта модель уточнила содержание компонента ожидания. достижения цели (Дц)было связано с привлекательностью успеха (Пу). Для определения результирующего произведения Дц х Пу была использована теория результирующей оценки. Согласно этой теории произведение ожидания и ценности соответствует максимальной субъективно ожидаемой ценности. Позднее он добавил в формулу Му –мотив успеха. Модель Дж. Аткинсона позволяет предсказать актуальную мотивационную тенденцию поиска (Тп). Если известны мотив действующего субъекта, вероятность достижения успеха при сложившихся в данной ситуации возможностях действия и соответствующая привлекательность успеха, то формула такова: Тп = Му х Дц х Пу.