Тема. Ассортиментная политика фирмы
Ассортиментной политикой принято называть систему взглядов и комплекс мер по управлению ассортиментом товаров на всех уровнях в интересах отдельных субъектов рынка и государства в целом.
Основными направлениями ассортиментной политики являются:
· расширение;
· сокращение;
· стабилизация;
· обновление;
· совершенствование.
Задача 8. Оценка целесообразности сокращения ассортимента.
Фирма производит и реализует на рынке 3 наименования товаров. Рассчитать финансовые результаты деятельности фирмы и оценить целесообразность сокращения ассортимента.
Методические указания:
1. Систематизируются показатели для анализа ассортимента на базе калькуляции полных затрат.
2. Распределяются постоянные затраты по видам продукции пропорционально величине переменных затрат.
3. Рассчитывается прибыль в целом по предприятию и по видам продукции. Принимается решение о необходимости сокращения ассортимента.
4. Проводится расчет прибыли фирмы после сокращения ассортимента.
5. Систематизируются данные для анализа ассортимента с помощью показателя маржинального дохода (вклада на покрытие постоянных затрат и получение прибыли). Маржинальный доход рассчитывается как разность между выручкой и переменными затратами по продукту.
6. Формулируются выводы и предложения.
Решение:
Таблица 11 – Калькуляция прибыли на базе полных затрат, тыс. руб.
Показатели | Продукт А | Продукт В | Продукт С | В целом по предприятию |
Выручка | 1528,3 | 4141,2 | ||
Переменные затраты | ||||
Постоянные затраты | 492,5 | 1060,8 | 757,7 | |
Прибыль |
Таблица 12 – Расчет прибыли после сокращения ассортимента, тыс. руб.
Показатели | Продукт В | Продукт С | В целом по предприятию |
Выручка | 4141,2 | ||
Переменные затраты | |||
Постоянные затраты | |||
Прибыль |
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Таблица 13 – Расчет прибыли на основе показателей маржинального дохода (вклада на покрытие), тыс. руб.
Показатели | Продукт А | Продукт В | Продукт С | В целом по предприятию |
Выручка | 1528,3 | 4141,2 | ||
Переменные затраты | ||||
Маржинальный доход | ||||
Постоянные затраты | х | х | х | |
Прибыль | х | х | х |
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этапы и методы ценообразования
Цена – сумма денег или иных благ, которую одна сторона согласна уплатить, а другая – принять в обмен на товар.
Выделяют следующие этапы установления цены:
1) постановка целей и задач ценообразования;
2) анализ спроса;
3) анализ издержек;
4) анализ рыночных цен конкурентов;
5) выбор метода ценообразования;
6) установление окончательной цены.
В практике маркетинга выделяют следующие группы методов установления цены:
1 Методы, ориентированные на издержки
· Средние издержки плюс прибыль
· Анализ безубыточности и получение целевой прибыли
· Агрегатный метод
2 Методы, ориентированные на спрос
· Ощущаемая ценность товара
· Калькуляционное выравнивание цен
3 Методы, ориентированные на конкурентов
· Параметрический метод
· Установление среднерыночных цен
· Тендерное ценообразование
· Аукционный метод
Задача 9. Постановка целей и задач ценообразования.
Фирма выпускает 1000 единиц продукции в год. Совокупные затраты составляют 500 тыс. руб. в год, в том числе постоянные - 300 тыс. руб. Средние цены конкурентов на аналогичный товар 600 руб. Средние затраты на повышение качества продукции в расчете на 1 товарную единицу 50 руб. Определить диапазон установления цены при различных целях ценообразования.
Решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 14 – Диапазон цен при разных целях ценообразования
Цели ценообразования | Диапазон цен, руб. |
Обеспечение выживаемости | |
Максимизация текущей прибыли | |
Лидерство по показателю доли рынка | |
Лидерство по показателю качества товара |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 10. Анализ спроса. Стратегия понижения цены при различных коэффициентах эластичности спроса.
Как должен измениться объем реализации Qн при снижении цен, если цена старая Рст = 200 руб., а цена новая Рн= 170 руб. при базовом объеме реализации Qст= 350 единиц. Оценить варианты при коэффициентах эластичности равных:
а) Эс= 0,7 б) Эс= 1,0 в) Эс= 1,9
Методические указания:
1. Рассчитывается темп изменения цены:
(18)
2. Определяется объем реализации продукции при различных коэффициентах эластичности спроса:
(19)
3. Проводится сравнение выручки от реализации до и после изменения цены.
4. Делается вывод о целесообразности снижения цены при различных вариантах эластичности спроса.
Решение:
Таблица 15 – Влияние цены на выручку при различных вариантах эластичности спроса
Вариант расчета выручки | Q | Р | Величина выручки, руб. | Изменение выручки, руб. |
Базовая выручка | х | |||
Выручка при Эс =0,7 | ||||
Выручка при Эс =1,0 | ||||
Выручка при Эс =1,9 |
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема. Методы ценообразования