Система продвижения товаров и услуг на рынке.
Продвижение– элемент комплекса маркетинга, который обеспечивает связь ключевых маркетинговых посланий с целевыми аудиториями.
Реклама– любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения товаров.
Стимулирование сбыта – разнообразные краткосрочные поощрительные акции, направленные на стимулирование покупки и апробирование товаров (распродажи, купоны, лотереи).
Пиар или связь с общественностью – разнообразные программы, созданные для продвижения и защиты имиджа компании и ее товаров (статьи, бюллетени, кот. рассказывают об истории компании).
Личная продажа –это непосредственное взаимодействие с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях организации презентации ответов на вопросы и получение заказов. Пр, AVON
Прямой маркетинг –это использование почты, тел., факса и др. неличных средств связи для прямого воздействия на существующих и потенциальных покупателей. Пр, спам, телемагазин.
Реклама:
- информативная (коммуникационная цель этой рекламы состоит в том, чтобы повлиять на отношение покупателя к бренду, направлена на создание образа; эффективность можно расценивать только в долгосрочной перспективе);
- стимулирующая (коммуникационная цель: повлиять на покупательское поведение, провоцирует покупки, эффективность зависит от фактического объема продаж, краткосрочные результаты);
- реклама, предполагающая откуп потребителя – предполагает обратную связь (собери 10 крышечек и получи приз)
3 уровня рыночной реакции –те стадии, кот. проходит покупатель при совершении покупки:
- познавательная реакция – осведомленность о товаре и ознакомление с его характеристиками. Цель: информир-ние, ознакомление.
- эмоциональная реакция – общая оценка торговой марки, выражающаяся в чувствах, благоприятных или неблагоприятных суждениях и предпочтениях. Цель: воздействие на установку намерения совершить покупку.
- поведенческая реакция – связана с осуществлением покупки, поведение после покупки, а также всеми прочими формами поведенческой реакции.
5 коммуникационных эффектов:
1. развитие первичного спроса; Существует 3 ситуации:
- потребность в категории существует и четко осознается потенциальными покупателями (не надо указывать, для чего товар нужен – мыло);
- потребность в категории ощущается, но ее пренебрегают или о ней забывают (обезбал. средство). Осн. цель рекламы: соединить рекламу бренда с потребностью-проблемой;
- потребность в категории слаба или ее не существует В рекламе сообщается, что за товар, что с ним надо делать (характерно для новых товаров, м.б. социал. реклама);
2. создание известности торговой марки. Познавательный уровень реакции.
основные цели рекламы:
· создание или поддержание способности узнать торговую марку, чтобы покупатели могли идентифицировать бренд в местах продажи и благодаря этому осознать потребность в товарной категории. В рекламе делается акцент на визуальных элементах – бренд, логотип…;
· создание или поддержание способности вспомнить торговую марку, чтобы покупатели могли выбирать бренд в случае, если потребность в категории действительно существует. Реклама должна делать акцент на визуальных и аудио элементах – название, бренд;
· одновременное развитие и той и другой способности;
3. создание благоприятной установки по отношению к торговой марке. Эмоциональная реакция.
Цель рекламы: создание положительных, благоприятных установок.
Коммуникационные стратегии, кот. можно использовать:
- убедить целевую аудиторию предавать большее значение определенному свойству товара, выгодно отличающего марку от марки конкурентов (мыло Dave и др. марки);
- убедить целевую аудиторию в технологическом превосходстве фирмы в данной товарной категории. Акцент в рекламе на технологич. новинки, уникальность;
- подкрепить убежденность целевой аудитории в существовании у бренда определяющего свойства. Реклама подкрепляется массовостью;
- репозиционирование торговой марки (изменить образ торговой марки);
- устранить негативную установку связав бренд с рядом позитивных ценностей;
- обратить внимание потребителей на незаслуженно забытые свойства продукта;
- изменить представление целевой аудитории о марках конкурента.
4. стимулирование намерения совершить покупку.
2 ситуации:
А. покупатель слабо заинтересован или вообще не заинтересован в покупке и следовательно осознанного предварительного намерения совершить покупку не возникает до самого последнего момента (характерно для товаров, кот. мы покупаем по привычке – хлеб);
Б. контактируя с рекламным обращением, покупатель имеет осознанное намерение совершить покупку. Стимулирующая реклама.
5. содействие покупки. Связано с поведенческой реакцией. Покупка не состоится, если не будет товара, условий, цена будет высокой…(т.е. связано со всеми элементами комплекса маркетинга).
Последовательность разработки рекламной программы:
1. выбор целевой аудитории;
2. разработка целей рекламной деятельности;
3. трансформация общих целей в конкретные количественно-измеряемые показатели;
4. разработка бюджета рекламной деятельности;
5. выбор средств распространения рекламы (какие газеты, каналы, с какой периодичностью, как долго);
6. формулировка рекламного обращения (единое для всех каналов распредел-я – в газетах, TV, радио);
7. оценка эффективности рекламной деятельности (сравниваем планируемые показатели с полученными).
Стимулирование сбыта.
Стимулирование сбыта . Позволяет достичь в краткосрочном периоде высоких результатов, выражается в завуалированном снижении цены. Не следует использовать в отношении очень дешевых товаров и очень дорогих.
Существует 4 направления стимулирования сбыта:
1. стимулирование потребителей (предполагается прямая, косвенная или гипотетическая выгода. Реализация м. осущ-ся напрямую или через посредника);
2. стимулирование торговли (принимает форму льготных финансовых условий. Цель: убеждение посредников включить товар в ассортимент; закупить товар в количестве превышающего обычное; продвигать торговую марку при помощи специальной экспозиции или снижения цены; активно продавать товар в магазины).
3. коммерческое стимулирование (мероприятия, организованные торговыми посредниками и направленные на их собственную клиентуру, обычно с привлечением финансовой поддержки производителя. Инициатива от посредника).
4. стимулирование торгового персонала (можно выдать им премии, благодарственные письма)
Методы стимулирования сбыта:
- снижение цены (скидки, распродажи);
- премии и подарки;
- образцы и пробные покупки (бесплатная раздача, пробники);
- игры и конкурсы.