Уровни удовлетворения потребителей
Харак-ки, кот. раньше вызывали восхищение, становятся со временем обязательными задача компании – предоставлять новые хар-ки, вызывающие восхищение.
Качество –сов-ть св-в и хар-к товара, относящихся к их способности удовл-ть существующие или предполагаемые потр-ти потр-лей.
18. Корпоративное стратегическое планирование: цель и способы осуществления.
Стратегия компании – способ достижения равновесия м/у целями и ресурсами фирмы с окружающей внешней средой. Различают 4 уровня разработки стратегии: корпоративная (портфельная), деловая (конкурентная), функциональная и операционная.
Корпоративная (портфельная) стратегия характерна для крупных диверсифицированных пред-ий (ответственные лица – управляющие высшего ранга, др. ключевые менеджеры).
Цели и мероприятия:
- создание и управление высокопродуктивным хоз. портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деят-ти, не соответствующей управленческим планам).
- достижение синергизма (т.е. взаимодействия, направленного на достижение общих целей) среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество.
- установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деят-ти.
Разработка портфельной стратегии корпорации начинается с опр-я ее стратегических хоз. подразделений (СХП), явл-ся самостоятельными хоз. единицами, обладающими высокой степенью самостоятельности. СХП д. соответствовать 3 критериям: иметь своих, отличных от др. подразделений, потр-лей и конкурентов; обслуживать внешний по отношению к орг-ии рынок; контролировать все ключевые факторы успеха в отрасли.
Для разработки портфельной стратегии исп-ся модели:
• матрица БКГ
• матрица корпорации «Дженерал электрик» (Мак-Кинзи)
•матрица «Стадия жизненного цикла товара/конкурентоспособность»
• матрица жизненного цикла портфеля ADL/LD
Главное их достоинство – возможность эффективного распределения ресурсов и оптимизация портфеля СХП корпорации. Каждая из них имеет свои достоинства и ограничения в использовании.
При доступности информации целесообразно совместное использование нескольких портфельных матриц одновременно.
Матрица БКГ – одна из наиболее широко распространенных матриц, используемых в стратегическом планировании. В основе классификации СХП лежит их относительная доля на рынке (по сравнению с основным конкурентом) и темпы роста в отрасли.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ РЫНКА | ||||
ТЕМП РОСТА ОТРАСЛИ В ПОСТОЯННЫХ ЦЕНАХ | высокая | низкая | ||
Высокий (выше, чем в целом в экономике | Звезды | Вопросительные знаки (или трудные дети, темные лошадки) | Сокращение | |
Низкий (ниже, чем в целом в экономике) | Дойные коровы | Собаки | Сокращение |
Матрица Бостон Консалтинг Групп
Высокая относительная доля на рынке позволяет пред-ию экономить на опыте и на издержках произ-ва и явл-ся одним из подтверждений его рыночной силы. Темпы роста отрасли опр-ют ее привлекательность.
4 типа СБЕ:
Дойная корова– товар с высокой относительной долей рынка, работающие на медленно растущем рынке; товары приносят больше денег, чем требуется для поддержания их рыночной позиции. Именно они обеспечивают компанию денежными ресурсами, которые они направляют на развитие бизнеса и поддержку других СБЕ, нуждающихся в инвестициях.
Собаки – товары с маленькой долей рынка, работающие на рынке с низким ростом, товары, у которых нет шансов на выздоровление. Эти товары мы ликвидируем за счет прекращения инвестиций в товар.
Вопросительные знаки (трудные дети)– товары на рынке с высокими темпами роста. Эти товары имеют шансы стать лидерами, следовательно, требуют финансовых средств для расширения доли рынка и компенсации низкой прибыльности (деньги берем у дойных коров). 2 стратегии: либо финансируем, либо выводим с рынка.
Звезды – товары с большой рыночной долей, работающие на рынке с высокими темпами роста, т.е. это товары-лидеры, следовательно, требуют большого объема денежных средств для финансирования роста (деньги берем у дойных коров).
Наиболее перспективным для корпорации явл-ся инвестирование ресурсов в так называемые «звезды» и «дойные коровы». СХП, попавшие в эти группы, опр-ют конкурентоспособность корпорации, ее финансовую устойчивость в современный период и в будущем.
Матрица БКГ не предусматривает анализ существующей позиции и перспектив развития так называемых «средних» СХП. Используется только 2 параметра, которые не всегда способны оценить ситуацию; Требуется очень четкое определение рынков.Это снижает ее аналитические возможности.