Эпоха научно-технической революции
Стремительный рост рынков сбыта к концу XIX — началу XX в. привел к повышению требований к рекламе со стороны рекламодателей. Выросли ассигнования на рекламу. В это время рекламные агентства стали оказывать такие услуги, как написание текстов рекламных объявлений, создание иллюстраций, выбор типографий, а иногда и анализ условий рынка. К началу XX в. рекламные агентства Европы и Америки стали выполнять функции, которые возложены на них и сегодня, — планирование (маркетинговый анализ и медиапланирование), создание и проведение комплексных рекламных кампаний. Агентства стали получать вознаграждения в виде комиссии от средств распространения рекламы или в виде гонорара от рекламодателя.
Начало XX в. — начало эры радио. Во многих отношениях изобретение способа трансляции сообщений в эфир для развития рекламы по своему значению может быть сопоставлено лишь с книгопечатанием. Первой коммерческой радиостанцией в США была КДКА, расположенная в Питсбуре, штат Пенсильвания. Эта станция впервые вышла в эфир в 1920 г. с сообщением об итогах выборов. К 1 января 1922 г. Федеральная комиссия по связи (The Federal Communications Commission) выдала разрешение на открытие 30 радиостанций. В 10-20 годы XX в. радиостанции начали появляться в каждом сколько-нибудь значительном городе Европы и США. Радиоприемники стали одним из самых ходовых товаров. В 1926 г. была создана "Нэшнл бродкастинг компани" (The National Broadcasting Company), известная всему миру как "Эн-Би-Си", которая стала первой в США общенациональной вещательной компанией. Это событие явилось существенным шагом вперед в возможностях рекламы. С началом вещания этой компании практически все американцы могли одновременно слушать одну и ту же радиопрограмму.
Приход эры телевидения изменил роль радиовещания и еще более подорвал доминирующее положение печатных средств распространения рекламы. Телетрансляции впервые в мире начались в 40-х гг. XX в. в США. Уже к 1955 г. ведущие телекомпании этой сраны "Эн-Би-Си" и "Си-Би-Эс" передавали по 15 цветных передач ежедневно. Впервые средство массовой коммуникации объединило в себе аудио- и визуальное воздействие. Появление национальных вещательных сетей в Европе и Америке ознаменовало собой существенный шаг в эволюции роли рекламы.
Технические достижения начала — середины XX в. в области коммуникационных технологий привели к эволюции информационной функции рекламы в моделирующую. Новые возможности в распространении информации, предоставленные радио и телевидением, способствовали осознанию рекламодателями возможности моделирующего воздействия на рынки сбыта. Поясним термин "моделирование". Моделирование — это информационное воздействие на человека, призванное изменить его отношение к какому-либо объекту или его потребительское поведение в заданном направлении. Эволюция роли рекламы соответственно привела к существенному изменению ее роли в общественной и экономической жизни стран с рыночной экономикой. К середине XX столетия роль рекламы как маркетингового инструмента, инструмента неценовой конкуренции сохранилась лишь как составная часть ее новой функции.
Эту новую роль определим следующим образом: моделирование общественного мнения и потребительских предпочтений. На этом этапе окончательно сформировалась маркетинговая роль рекламного агентства как оператора рекламно-информационного рынка.
Прогресс рекламы в конце XIX — первой половине XX в. принес свои плоды. Осознание ее новой функции и роли в экономической жизни практически совпадает по времени с началом бурного роста и становления фирм, которые ныне известны всему миру как мощные транснациональные корпорации. Огромные инвестиции в информирование потенциальных потребителей и тщательно продуманные усилия по моделированию общественного сознания привели к тому, что в середине XX столетия всему миру стали известны такие товары, как напиток "кока кола", фотоаппараты и фотоматериалы "Кодак", сигареты "Кэмел" и многие другие изделия.
Во многом первенство Америки в целом ряде рекламных отраслей объясняется тем, что здесь с середины XIX в. активно реализовывались изобретения и управленческие новации. Более высокий динамизм экономики и потребности, связанные с ведением войны 1861-1865 гг., ускоряли неизбежный процесс промышленной революции в США. Машины и технологические приемы, изобретенные в Англии после изобретения Д. Уаттом паровой машины (1784 г.), были применены на американских предприятиях. В 1976 г. в США праздновали 200-летие независимости. Газета "Эдвертайзинг эйдж" ("Век рекламы") — самое авторитетное в стране издание, освещающее вопросы рекламы, посвятила свой юбилейный номер ее истории в Америке. Приводимые ниже сведения взяты из этого номера газеты. Они представляют собой перечень основных нововведений в технологии, управлении и организации рекламного дела, которые были "открыты" практиками американской рекламы в XIX — первой половине XX в.
Основные нововведения в области управления, технологии и организации рекламы в США XIX-XX вв.[4]
1. Волни Б. Полмер в 40-х годах организовал первое рекламное агентство с отделениями в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии и добился фиксированных 25% комиссионных за размещение рекламы в газетах. Прообраз современных сетевых агентств.
2. Сайрес X. К. Куртис доказал целесообразность крупных инвестиций в рекламу, вложив в нее огромную по тому времени сумму — полмиллиона долларов, и получил вдвое больший доход.
3. Джон Уэнемейкер, новатор в области стимулирования сбыта, впервые начал издавать газеты, полностью заполненные рекламой магазинов розничной торговли, запускать воздушные шары с их рекламой, делать крупногабаритные, длиной более 30 м, щиты наружной рекламы, использовать вывески с подсветом, практиковать заказы товаров по телефону и их доставку на дом.
4. Джон Е. Пауэрс осуществил кампанию швейных машин под девизом: "Так я покорил свою жену". Ему принадлежит известное высказывание: "Хорошо написанный текст не только интеллектуален, но и агрессивен".
5. Хэрлоу Гейл в 1885 г. впервые разослал по почте анкеты, чтобы изучить мнение потребителей о рекламе.
6. Альберт Д. Ласкер начал кредитовать рекламодателей сроком на один год. Сделанные им рекламные обращения, направленные не столько на оптовых продавцов, сколько на широкие массы потребителей, стимулировали продажи в весьма значительных объемах.
7. Дж. Джордж Фредерикс в 1911 г. создал первую исследовательскую компанию в области рекламы и маркетинга "Бизнес Бурс". Ее первым клиентом стала корпорация "Дженерал электрик". По расчетам Фредерикса в то время на изучение рынка тратилось не более 50 ООО долл. в год. В том же году было основано Бюро деловых исследований в Гарвардской школе бизнеса, что положило начало ряду организаций, ставших впоследствии авторитетными аналитическими центрами.
8. Джордж П. Рауэлл, возглавляя рекламное агентство, стал гарантировать оплату зарезервированного рекламного места, что впоследствии стало широко распространенной практикой.
9. Клод. С. Гопкинс, в свое время один из самых талантливых составителей рекламных текстов, первым начал использовать в рекламных объявлениях купоны и рассылку, а также бесплатную раздачу образцов товаров.
10. Дж. Уолтер Томпсон впервые применил планирование и аналитические исследования в работе рекламных агентов, что резко повысило ее эффективность.
11. Ф. Уэйлэнд Эйер начал применять комиссионные отношения между рекламодателями и рекламными агентствами, доказал необходимость публикации фиксированных тарифов на рекламу, информирования рекламодателей о том, сколько они платят за рекламное место, предоставляя им возможность выбора оптимального средства распространения рекламы.
12. Персиваль Уайт в 1921 г. издал книгу, впервые полностью посвященную рыночным исследованиям.
13. Джордж Гэллап в 1923 г. сделал первое измерение читательской аудитории. Отсюда берут свое начало знаменитые "поллы Гэллапа". Результаты своих исследований он впервые начал публиковать в 1935 г., а в 1936 г. провел предвыборные политические и социальные исследования, успех которых привел к созданию всемирно известного аналитического центра — института Гэллапа.
14. Артур К. Нильсен, начав в 1922 г. свою карьеру исследователя рынка, ввел в практику понятие объема, занимаемого товаром на рынке, как показателя эффективности деятельности фирмы, в том числе рекламной. Созданная им исследовательская компания "А. К. Нильсен" — теперь самая крупная в мире. В 40-е годы фирмы Гэллапа и Нильсена учредили свои филиалы за пределами США — в Европе.
1.3. Эпоха глобализации.
Международная реклама
После окончания Второй мировой войны начинается процесс глобализации рекламы. В литературе появляется понятие "международная реклама", которое объемлет не только экспортную рекламу (рекламная деятельность фирм-экспортеров), но и рекламные выступления их заграничных дистрибьютеров, филиалов или дочерних компаний, если они координируются, планируются и направляются фирмой-экспортером. Особое значение в системе международных экономических отношений международная реклама стала приобретать начиная с конца 40-х годов XX в. Послевоенные десятилетия принципиально изменили облик мирового рынка.
С этого времени происходит активная перестройка институциональных основ современной экономики. Локальные национальные экономики постепенно теряют потенцию саморазвития и начинают активно интегрироваться в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования. Мировое хозяйство конца XIX — начала XX в. заметно отличается от мирового хозяйства XX столетия, особенно со второй его половины.
После окончания Второй мировой войны и установления "нового миропорядка" становятся существенными структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран, прежде всего Европы и США. Эти изменения происходят под влиянием НТР. Существенное влияние на взаимодействие национальных хозяйств начинает оказывать прогрессирующая специализация и кооперирование производства. Это способствует активизации международной торговли. Вторая половина XX столетия выводит внешнюю торговлю в категорию наиболее развитых форм МЭО (международных экономических отношений). По некоторым современным оценкам на ее долю приходится около 80% всего объема МЭО.
Роль международной торговли в экономической жизни Европы второй половины XX в. трудно переоценить. Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества, выражает взаимозависимость товаропроизводителей различных стран, является формой их связи друг с другом, возникающей на основе международного разделения труда.
Мировое хозяйство начала XX в. базируется в большей степени на военной силе, внешнеэкономическом принуждении, чем на "силе капитала". После Второй мировой войны международный обмен, по выражению М. Пебро, приобретает "взрывной характер". Мировая торговля развивается высокими темпами.
"В период с 1950 по 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 г. можно оценить как "золотой век" в развитии международной торговли. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. В 70-х годах он несколько снизился (до 5%). В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После временного спада в начале 90-х годов во второй половине 90-х годов международная торговля вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы (с 7 до 9%)"[5].
Отметим еще одну тенденцию, характеризующую международную торговлю второй половины XX в.: неравномерность динамики внешней торговли ряда промышленно развитых стран мира. Это оказало заметное влияние на распределение сил между ними на мировом рынке. Доминирующее на начало 40-х — середину 50-х годов положение США было поколеблено. Так, если в 1953 г. на долю США приходилось до 20% всего мирового экспорта, то в 1990 г. — только около 12,5%. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Заметными темпами рос экспорт и других стран Западной Европы. В 90-е годы Западная Европа становится главным центром международной торговли. Ее экспорт почти в четыре раза превышает экспорт США. В первую десятку крупнейших торговых держав мира вошли следующие западноевропейские государства: Франция, Великобритания, Италия, Голландия, Бельгия (вместе с Люксембургом).
Важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений во второй половине XX в. является бурное развитие международных корпораций. Эксперты ООН относят к международным корпорациям фирмы с годовым оборотом 100 млн долл. США и их филиалы более чем в шести странах. В последние годы было сделано уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует процент ее продаж товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. Например, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Нестле" (98%). Некоторые зарубежные исследования относят к международным корпорациям фирмы, которые имеют 25% своих активов за рубежом.
Со времени своего возникновения (конец XIX в.) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли главным образом так называемые колониально-сырьевые ТНК. В ходе Первой мировой войны и в послевоенный период силу набрали ТНК, специализировавшиеся на производстве вооружений.
Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX в. не превышало 300. С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовали политика либерализации международных экономических связей, появление на мировой арене молодых освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций как по количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они стали играть одну из важнейших ролей в международной экономике. Современная отраслевая структура производства ТНК примерно такова: 60% крупных компаний занято в сфере производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. В 90-е годы XX в. в среднем 45% общего объема продаж ТНК приходилось на экспорт. ТНК охватывали 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% — медью и бокситами, 80% — чаем и оловом, 75% — натуральным каучуком и сырой нефтью.
Описанные выше обстоятельства неизбежно влекут за собой постоянно растущую конкуренцию, ужесточается и усложняется сбыт продукции. Это основные факторы, которые многие годы после окончания Второй мировой войны оказывают существенное влияние на судьбы рекламы в глобальном масштабе.
Постоянно расширяется ассортимент услуг и изделий, предлагаемых на рынок. Технические и технологические возможности, стоимость производства, качество все в меньшей степени отличаются друг от друга. Это обстоятельство выводит на первый план неценовые методы и инструменты конкуренции. В этом бесспорно огромна роль информационного воздействия на рынки сбыта и потребления. Недаром лозунг последних десятилетий XX в. звучит "воспитывай потребителя!".
Вместе с тем фирмы-производители в условиях жесточайшей конкуренции в борьбе за потребителя рассчитывают на выживание при получении минимальной прибыли, что заставляет снижать цены, сокращать издержки, взвешенно, с научных позиций подходить к вопросам планирования и бюджетирования рекламных стратегий. Зачастую рекламные стратегии координируются из единого центра. Осуществление региональных рекламных кампаний поручается местным представительствам фирм или отделениям крупнейших сетевых рекламных агентств.
Таким образом, товарная экспансия рекламодателей во второй половине XX в. повлекла за собой выход обслуживающих их рекламных агентств на международный уровень. Профессор И. Я. Рожков отмечает, что доминирующей тенденцией в развитии рекламы Европы и США во второй половине XX в. стала концентрация и централизация капитала[6]. Основная доля рекламных средств "переваривается" ведущими рекламно-информационными корпорациями. Часть рекламных денег, которая приходится на десятку рекламных лидеров, за последнее десятилетие возросла вполовину. Например, в Великобритании, где в настоящее время четыре телевизионные компании контролируют 80% сетевого телевидения, в 1990 г. этот показатель составил 50%. Более того, в рекламу и в средства ее распространения все активнее вкладывают средства промышленные и торговые компании.
Процессы глобализации заставили рекламные агентства заняться улучшением систем управления рекламным процессом, выходящим за границы собственных стран, а порой и в глобальном масштабе. Такие агентства вынуждены решать сразу три задачи: удовлетворять ожидания клиента, работать функционально и координировать свои действия с деятельностью коллег в других странах или целых регионах.
Агентства тратят огромные деньги на обучение и взращивание талантов. Обучение специалистов имеет комплексный "полидисциплинарный" характер. Рекламист второй половины XX в. — это специалист в области комплекса маркетинговых коммуникаций: стратегии маркетинга, рекламе в СМИ и вне их, паблик рилейшнз, маркетинговых исследований, менеджменте, специфических коммуникаций.
В современных условиях рекламным фирмам остается все меньше пространства для маневра. Они вынуждены работать в условиях, которые рекламодатели день ото дня ужесточают. Например, растут скидки клиентам. Клиенты все чаще требуют "прозрачности" счетов, заставляют агентства отдавать им все скидки, получаемые от средств массовой информации, как комиссионные, так и за объемы размещения. Работа агентств оплачивается фиксированным процентом от рекламных затрат (обычно 2~3%, определяемые детальными расчетами по методикам безрискового менеджмента). Вместе с тем стимулируется высокопрофессиональная рекламная деятельность. Так, три крупнейшие транснациональные корпорации, выпускающие фирменные товары массового спроса, — "Крафт Дженерал Фудз", "Нестле" и "Юниливер" — ввели дополнительные бонусы (3%) за качество рекламных работ.
В последние десятилетия активно растет спрос на маркетинговые исследования и ассигнования на них. В 1988 г. на эти цели в мире было израсходовано 5,4 млрд. долл., в 1993 г. — 8,5 млрд. долл. Промышленные и сервисные фирмы все в меньшей степени доверяют своим собственным маркетологам и предпочитают привлекать сторонних экспертов. Это объясняется тем, что при растущих затратах на производство и реализацию для экономии средств необходимо глубоко и тщательно изучать состояние рынка и потребительские ожидания, чтобы свести к минимуму возможные риски, в том числе при проведении рекламных кампаний. Рост расходов на маркетинговые исследования объясняется также глобальной экспансией клиентов исследовательских компаний и необходимостью изучать новые рынки.
Представление об уровне расходов, а соответственно — об объемах международной рекламы второй половины XX в. можно составить, исходя из следующих цифр: "С 1953 г. по 1968 г. расходы на международную рекламу выросли приблизительно с 100 млн. долл. до 1 млрд. долл. в год. Эти объемы росли и продолжают расти, увеличиваясь вдвое примерно каждые пять лет. Отсюда можно предположить, что общий объем рекламных расходов возрастает на 5~7% ежегодно. Свыше 50% этих расходов приходятся на США".[7] Расходы на рекламу колеблются от более чем 2,5% национального дохода в США и Швейцарии до 1-1,5% от национального дохода в большинстве стран западной Европы. В Великобритании в середине 90-х годов эта цифра составляла примерно 1,25% от валового национального продукта[8].
2. Реклама и общество.
Международный опыт общественного
контроля рекламы
Особо следует отметить условия, характеризующие процесс глобализации рекламной деятельности, в которых проводится международная реклама второй половины XX в.