Назовите основные методы сбора информации и охарактеризуйте эксперимент как метод сбора первичной информации.
Эксперимент – цель – изучение проблемы в зависимости одних факторов (Объем продаж) от других (цены, культура обслуживания, реклама).
Преимущество: позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемых явлений.
Эксперименты могут быть:
1. Лабораторные – протекают в искусственно созданной обстановке (тестирование)
2. Полевые– протекают в реальных условиях (пробный маркетинг).
Пробный маркетинг –особенно важен для товаров-новинок, когда производитель точно не знает, как отреагирует потребитель на товар и как его продвинуть на рынок.
1 вариант – образцы раздают своим сотрудникам с условием сообщить о всех замеченных достоинствах и недостатках с сохранением коммерческой тайны.
2 вариант- Экспериментальная продажа небольшой партии товара на контролируемом рынке. Пробная продажа позволяет проверить жизнеспособность товара и отработать технику его продвижения и сбыта. Это дает возможность снизить риск при организации массового производства.
11. Раскройте структуру построения анкеты. Приведите рекомендации при составлении анкет.
Анкета – объединенная единым замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.
1. Вводная часть – в ней указывается кто, с какой целью проводит опрос, дается инструкция заполнения, должно быть подчеркнуто уважительное отношение к опрашиваемым, говорится, каким образом, результаты опроса могут быть использованы в интересах покупателей, а также «нечто», что вызвало бы желание отвечать на вопросы.
2. Контактные вопросы – их задача ввести в курс изучаемых проблем, заинтересовать. Они д/б легкими и простыми. «Считаете ли Вы, что уход за изделиями способствует сохранению качества?».
3. Каждой поставленной задаче должен соответствовать блок основных вопросов: закрытые и открытые.
Закрытые – предполагают выбор ответа из набора вариантов, приводимых в анкете.
Название вопроса | Суть | Пример | ||||||||||||||||||||
| Выбор из двух альтернативных ответов | Покупаете ли Вы продукцию фирмы «Х» да, нет | ||||||||||||||||||||
2. С выборочным ответом | Выбор из трех и более вариантов | Главным достоинством товаров фирмы «Х» вы считаете: | ||||||||||||||||||||
3. Шкала согласия | Следует указать степень согласия с определенным утверждением | Товары, не рекламировавшиеся в СМИ, не заслуживают доверия? Полностью Не согласен Не могу Согласен Полностью не согласен сказать согласен | ||||||||||||||||||||
4. Вопросы с балльной оценкой | Приводится шкала, которая состоит из большого количества позиций. Следует обвести цифру, соответствующую данной проблеме | Отметьте, пожалуйста, следующие характеристики ресторана: Быстроеобслуживание54321Медленное обслуживание Уютный зал 54321 Неуютный зал Хорошая кухня 54321 Плохая кухня Хорошая музыка 54321 Плохая музыка | ||||||||||||||||||||
5. Рисованные шкалы (мнемонические) | Рисунки показывают реакцию покупателя на тот или иной вопрос | | ||||||||||||||||||||
6. Шкала Стэпела | Тоже, что и 4 |
|
Открытые – не содержат подсказок, не навязывают тот или иной вариант, а рассчитаны на получение нестандартных ответов.
Название вопроса | Суть | Примеры |
1. Свободная форма | Можно ответить бесчисленным количеством способов | Какого Ваше мнение о предприятии «Х»? Чтобы Вы хотели добавить или изменить в товаре? |
2. Подбор словесных ассоциаций | Называют слово и просят назвать все ассоциации | Какие ассоциации вызывает у Вас предприятие «Х»? |
3.Завершение предложения | Предлагается несколько предложений и просят их завершить | Я пользовался товарами фирмы «Х», потому, что….. |
4. Завершение рассказа | Предлагается несколько предложений и просят их завершить | Вы посетили офис предприятия «Х». И это вызвало у Вас следующие чувства… |
5. Завершение рисунка | Девочка Девочка Я купила шоколад Ответ респондента Nestle |
Полузакрытые – кроме определенных вариантов ответов, приведены содержания своего варианта.
4. Контрольные вопросы – цель, которых проверить достоверность данных. Основной вопрос: «Какие характеристики предлагаемых нашим предприятием услуг в наибольшей степени Вас удовлетворили?» Контрольный вопрос: «Пользовались ли Вы услугами нашего предприятия?» Контрольный вопрос никогда не следует за тем вопросом, ответ на который он контролирует.
5. Заключительные вопросы – цель снятие психологического напряжения у респондента. «Не утомила ли Вас наша беседа?». Сюда же входят вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет опрашиваемого (пол, возраст, уровень доходов, место жительства, образование и т.д.).
6. В конце обязательно благодарность за участие в исследовании.
7. Рекомендации
Рекомендации при составлении анкет:
- Обеспечение привлекательности (наличие свободного места для ответов на открытые вопросы, шрифт четкий)
- Выбор оптимального объема анкет (громоздкие анкеты вызывают большое количество отказов, а короткие создают впечатление незначительности обсуждаемой проблемы) 10-15 вопросов.
- Требования и формулировки вопросов - они д/б простыми, понятными, достаточно конкретными, на сколько это возможно.
- Соблюдение принципов построения анкеты
- Порядок вопросов: от простых к сложным, от общих к специальным, от непринужденных к деликатным. Самые сложные вопросы д/б в середине и отвечать поставленным целям.
12. Дайте определение конъюнктуры рынка и назовите показатели, которые ее характеризуют.
13. Приведите модель покупательского поведения и охарактеризуйте основные факторы, влияющие на поведение потребителей на рынке.
Простая модель покупательского поведения
Ответные реакции покупателя : Выбор товара, марки, времени покупки, объема и т.д. |
Побудительные факторы и прочие раздражители |
«Черный ящий» сознания покупателя, который состоит из: Характеристики Процесс покупателя принятия решения о покупке |
На ней показано, что побудительные факторы и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики.
Побудительные факторы маркетинга – включают в себя четыре элемента: товар, цена, сбыт и коммуникации.
Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя: экономическая, научно-техническая, политическая и культурная среда.
Пройдя через черный ящик сознания покупателя все эти раздражители, вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций это: выбор товара, выбор торговой марки, выбор времени покупки, объема и т.д.
Необходимо понять, что происходит в «черном ящике» сознания покупателя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них.
Сам черный ящик состоит из двух частей:
- характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них.
- процесса принятия решения о покупке.
На решения покупателей при совершении покупки оказывают влияние факторы:
1. Внешние: культурные и социальные
2. Внутренние: личностные и психологические.
Культурные:
1. Культура – определяет потребности и поведение человека. Человеческое поведение – вещь приобретенная. Ребенок растет в обществе и приобретает основные ценности, желания, манеры, поступки и поэтому культурные нормы влияют на жизнь людей и на их поведение.
2. Субкультура – более мелкая составляющая культуры, которая включает группу людей, объединенных какой-либо общей идеей, интересом, взглядами (религиозные группы, любители охоты, рыбалки, танцев, приверженцы определенного музыкального жанра)
3. Социальное положение– это принадлежность человека к той или иной социальной группе. Исходя из этого будут различные предпочтения в товарах, марках в одежде, проведении досуга, автомобилях.
Социальные:
- Референтные группы –группы людей, оказывающие влияние на поведение человека. Эти группы можно разделить на:
- неформальные – семья, друзья, соседи
- формальные – коллеги по работе, сотрудники, члены клуба.
Самое сильное влияние из всех референтных групп оказывает семья.
Выделяют 4 типа семьи:
1. с автономией, где все члены семьи принимают равное количество решений;
2. с мужем во главе, где он принимает большую часть решений (относительно выбора телевизора, автомобиля, страхования жизни)
3. с женой во главе, где она принимает большую часть решений (стиральная машина, ковры, посуда, одежда)
4. коллегиальные, где большинство решений принимаются совместно (мебель, проведение отпуска)
- Роли и статусы – роль –это набор действий, выполняемых по отношению к окружающим. (Мужчина 40 лет может выполнять роль сына, отца, быть членом клуба, директором фирмы). Статус – сопровождает каждую роль человека и определяет степень уважения к нему со стороны общества, т.е. это положение человека в обществе, которое сказывается и на покупательском поведении. Т.обр. некоторые товары приобретаются не потому, что в них есть потребность, а потому, что они подтверждают социальный статус человека.
Личностные:
- Возраст –определяет вкусы, желания, ценности и общее поведение человека. Возраст связан с жизненным циклом семьи, который проходит любая семья с момента ее создания:
- молодожены без детей
- молодые супружеские пары с маленькими детьми
- супружеские пары с несовершеннолетними детьми
- пожилые супружеские пары, с которыми не живут дети и т.д. На разных этапах будет различная потребность в питании, одежде, жилье, отдыхе и т.д.
- Род деятельности –вкусы и запросы рабочего, бизнесмена будут различны, а соответственно и их покупательское поведение.
- Экономическое положение –уровень доходов, его стабильность, количество сбережений существенно влияет на потребление товаров. Хорошее материальное положение расширяет границы выбора (получение второго образования, проведение отдыха)
- Образ жизни –стиль, поведение человека, его увлечения, поступки, действия.
Психологические:
- Мотивация – мотив- нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.
- Восприятие –каждый человек воспринимает одни и те же вещи по-разному, одни –воспринимает продавца, как человека агрессивного, неискреннего, а другой – располагающего, вежливого, знающего.
- Усвоение –определенные перемены, происходящие в поведении человека под влиянием накопленного опыта.
- Убеждения –мысленная характеристика человеком чего-либо.