Таким образом взаимосвязь основных вопросов экономики предприятия и путей их решения маркетинговыми способами рассмотрим в виде следующей таблицы.
Взаимосвязь основных вопросов экономики предприятия и путей их решения маркетинговыми способами
Основные вопросы экономики | Проблемы предприятия | Маркетинговые подходы к решению проблем предприятия |
Что производить (товар)? | 1. Какие товары (услуги) производить? 2. Как обеспечит их конкурентоспособность на рынке? 3. Каковы направления диверсификации проблем предприятия? | 1. Изучение рынка 2. Исследование товара |
Для кого производить (потребитель)? | 1. Каково положение предприятия на рынке (его имидж)? 2. Какова доля изделий предприятия на рынке данного товара (услуги)? 3. Кто является покупателем (клиентом)? 4. Какой сегмент рынка занимает предприятие? 5. Каковы характеристики сегмента? | 1. Отбор целевых рынков. 2. Исследование потребителей. 3. 3. Стимулирование сбыта. |
Как производить (производитель)? | 1. Каковы источники ресурсов? 2. Какова качественная характеристика ресурсов? 3. Как распределить ресурсы? 4. Какие технологии, ноу-хау использовать в производстве (способы производства)? | 1. Исследование рынков ресурсов. 2. Исследование рынков технологий, ноу-хау, лицензий и т.д. 3. Выбор источников ресурсов. 4. Оптимизация товарных запасов. 5. Мерчендайзинг – участие производителя в стимулировании сбыта |
Вопрос 2. Содержание, цели и принципы маркетинга
В настоящее время практически все зарубежные фирмы используют маркетинг. Расходы на маркетинг составляют у них 50 – 60 % конечной цены товара. Однако, несмотря на такие высокие затраты, они окупаются «с лихвой» и очень быстро приносят фирме ощутимые прибыли.
Различные определения маркетинга лишь частично отражают его содержание, характеризуя с различных сторон. Однако наиболее полно маркетинг можно представить как комплекс следующих мероприятий или, иными словами функций маркетинга. То есть лучше всего содержание маркетинга раскрывают функции маркетинга:
Основные функции маркетинга: планирование, организация, контроль, учёт, мотивация.
Специальные функции маркетинга:
1.Комплексное исследование рынка:
· Изучение маркетинговой среды;
· Анализ и прогноз конъюнктуры рынка;
· Анализ потребительских свойств товара и его поведение на рынке;
· Анализ структуры фирм покупателей и конкурентов;
· Анализ форм и методов сбыта;
· Изучение потребителей.
2.Анализ производственных и сбытовых возможностей фирмы.
3.Разработка маркетинговой стратегии и программы.
4.Осуществление товарной политики. Представляет собой ряд маркетинговых мер воздействия на рынок, направленных на повышение конкурентоспособности фирмы (меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых видов продукции и его ассортимента, продления жизненного цикла продукции, марочной политики, разработки упаковки).
5. Осуществление ценовой политики. Предполагает определение ценовой политики поведения фирмы на рынке на длительный период и ценовой тактик на короткий период относительно каждого товара.
6.Осуществление сбытовой политики. Предполагает планирование и формирование каналов сбыта товара.
7.Коммуникационная политика. Представляет собой планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на продвижение товара на рынок с помощью рекламы, прямой или персональной продажи, стимулирования сбыта и т.д.
8.Организация маркетинговой деятельности. Предусматривает создание специальной структуры подразделений маркетинга.
9.Контроль маркетинговой деятельности и оценка её эффективности. Предполагает контроль на пртяжении всей маркетинговой работы за исполнением маркетинговых планов, контроль прибыльности и оценку полученных результатов.
Цели маркетинга
1.Обеспечение наибольшей прибыли.
2.Увеличение объёмов продаж, рыночной доли.
3.Формирование и стимулирование сбыта.
4.Обеспечение обоснованности принимаемых решений и планов работы фирмы.
В качестве принципов маркетинга выделяют следующие:
Принципы маркетинга:
- Ориентация на потребительский спрос.
- Формирование потребительского спроса, например с помощью рекламы.
- Создание условий для максимального соответствия производства требованиям рынка, структуре спроса, исходя не их сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
Т.о. главным в маркетинге является двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны - это тщательное всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов, и потребностей и ориентация на них производства, с другой- это активное воздействие на рынок и на существующий спрос на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Вопрос: Основные этапы становления и развития маркетинга
Традиционно считается, что маркетинг как научно-прикладная дисциплина возник в начале 20-го века в США.
В качестве основных эволюционных этапов развития маркетинга можно выделить следующие:
1. Первый крупный этап эволюции маркетинга относится к периоду начало 20-го века и 1930-е гг. В этот период под маркетингом понималась теория движения товаров и услуг между организациями или же комплекс функций предприятия по сбыту продукции. В этот период последовательно появилось две концепции маркетинга:
Концепция совершенствования производства (производственная). Исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, доступным по цене. Условия существования данной концепции:
· Основная часть потребителей имеют невысокие доходы:
· Спрос равен или немного превышает предложение:
· Происходит быстрое снижение высоких производственных расходов, что приводит к завоеванию большей доли рынка.
Задача руководства здесь: совершенствовать процесс производства и понижать цены.
Концепция совершенствования товара (продуктовая). Утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам высокого качества. Условия существования этой концепции:
· Общество нуждается не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни;
· Неустойчивость экономической конъюнктуры;
· Инфляция;
· Монополистические ограничения рынка;
· Быстрое моральное старение товаров.
Задача руководства - сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании товара, тогда особых усилий по стимулированию сбыта не потребуется.
2. Начало 2 этапа в развитии маркетинга – это середина 30 гг., окончание – середина 80 гг. Суть этого этапа – формирование комплекса маркетинговых действий с ориентацией сначала на продажу, а затем на потребителя.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (торговая). Исходит из того, что потребители не будут покупать товары в достаточном количестве, если не побуждать их к этому с помощью усилий в сфере сбыта и стимулирования. Используется в основном предприятиями, предоставляющими клиентам разного вида услуги, ноу-хау, коммерческие операции, консультации и рекомендации в различных областях.
Концепция маркетинга (традиционная). Она сформировалась в середине 50 – х годов прошлого столетия. Строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение. Условия существования концепции:
· Насыщенность спроса на товары первой необходимости;
· Хорошо развитая инфраструктура распределения и продажи товаров;
· Развитие государственных и международных рынков;
· Расширение рынков индустрии отдыха и досуга;
· Ограниченность ресурсов и изменение их географии, вследствие чего увеличиваются транспортные расходы.
3.Третий качественный этап развития маркетинга начался примерно в середине 80 гг. и длится до настоящего времени. Современный маркетинг реализуется в концепции социально-этичного маркетинга, которая строится на том же, что и концепция маркетинга, но с одновременным укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Тема Управление маркетингом