Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия управленческих решений
Условно рекомендации можно разделить на два блока - стратегический и тактический.
Стратегический блок связан с изменением подхода к системе управления: с выполнением принципов маркетинга и их реализацией в процессе управления. Так, для руководства ООО «Универснаб» потребуется предпринять ряд шагов (рис.9).
Рисунок 9 – Шаги стратегического блока совершенствования принятия управленческих решений ООО «Универснаб»
Рассмотрим их содержание.
1. Пересмотр организационной структуры.
Целесообразно предусмотреть соответствующие мероприятия по координации деятельности служб предприятия, принимая во внимание принцип направленности на удовлетворение потребителя: совещание, обязательно совместное принятие решений, затрагивающих интересы различных служб, согласование процедур и действий. Очевидно, что время этапа принятия решений увеличится. Однако опыт доказывает, что на этапе исполнения это компенсируется не только временем, но и качеством исполнения.
Очень важно для решения некоторых проблем, например, разработка нового продукта, создавать команды, которые состояли бы из специалистов различных служб: инженеров, технологов, экономистов, менеджеров, маркетологов. Эффективность таких команд уже давно доказана. У нас же процесс разработки дробится между различными отделами. В данном случае теряется много времени и в конечном итоге, результат будет не совсем удовлетворительным.
Так, для повышения физико-механических показателей некоторых групп изделий необходимо отработать технологические режимы с использованием современных технологий для повышения качества данных изделий. Это позволит увеличить выпуск изделий высокого качества, повысит её физико-механические показатели, снизит возврат продукции по качественным характеристикам, будут экономно использоваться сырье и материалы.
Так же необходимо в рамках организационной структуры управления ООО «Универснаб» необходимо ввести должность заместителя директора по маркетингу, подчинив ему отдел материально-технического снабжения, внешней комплектации, маркетинга и сбыта. Это обусловлено схожестью задач (изучение рынков сбыта и поставщиков, заключение контрактов, организация транспортного и складского обслуживания и др.). В такой ситуации организация единого центра позволит рационально и эффективно выполнять функции в пределах той же численности, повысить профессиональный уровень работников и обеспечить руководство принципами маркетинга еще на этапе закупки сырья и комплектующих.
2. Изменение кадровой политики ООО «Универснаб».
Невозможно себе представить, что неквалифицированный или незаинтересованный рабочий будет делать свою работу качественно. Тогда о каком качестве продукции можно говорить, если проанализировать уровень образования персонала и уровень его оплаты. В ситуации, когда работники подбираются по критерию согласования на данный уровень оплаты, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Это ставит под вопрос будущее предприятия, так как оно не использует наличие некоторых преимуществ перед предприятиями для развития. Заработная плата в себестоимости составляет 17,6%, уровень образования и квалификации низок, есть также резервы по снижению численности административно-управленческого персонала, поэтому необходимо провести оценку персонала предприятия, выделив группы работников, вносящих вклад в деятельность предприятия. Затем сформировать команды высококвалифицированных рабочих, инженеров, специалистов, менеджеров, предложив им соответствующую оплату, необходимо привлекать ресурсы извне (информационные, трудовые).
3. Изменение принципов планирования ООО «Универснаб».
Анализ системы планирования в области маркетинга выявил ряд недостатков. Несмотря на хорошую проработанность оперативных и текущих планов, практически не представлен стратегический план маркетинга, а также планы текущих мероприятий по анализу маркетинговой среды, стимулированию и организации сбыта. Стратегический план-прогноз должен содержать основные тенденции развития рынка продукции по регионам, анализ внешней среды, стратегические направления деятельности и увязка текущих и оперативных планов.
Что же касается планирования осуществления мероприятий по анализу маркетинговой среды и стимулированию и организации сбыта, то создалось впечатление, что на ООО «Универснаб» все эти мероприятия осуществляются стихийно, но по мере надобности и запросам высшего руководства. Составление плана и бюджета этих мероприятий,увязка их с планом развития предприятия позволит более эффективно использовать средства предприятия, время и усилия работников отдела.
4. Реализация заложенных принципов управления.
В организации существует «Положение об отделе маркетинга и сбыта», в котором заложено много передовых принципов деятельности отдела. Однако на практике большинство из них в процессе деятельности игнорируется, то есть для отдела маркетинга и сбыта осталось свойственно старая привычка плановой экономики: главное продекларировать, а будет это исполняться или нет - неважно. В такой ситуации необходимо проявить решительность, распределить задачи по исполнителям и постоянно контролировать их исполнение, также обеспечить их необходимыми правами. Только в этом случае отдел маркетинга будет соответствовать своему названию и предназначению.
Рассмотрим тактический блок, который связан с перераспределением функций и изменением структуры отдела маркетинга и сбыта. Учитывая специфику деятельности предприятия ее можно представить следующим образом на рис. 10.
Зам. Директора по маркетингу |
Отдел сбыта | Отдел поставок | Отдел маркетинга | Отдел технического обслуживания | Отдел новых товаров и изучение спроса (проведение маркетинговых исследований) 2 |
Бюро стимулирования сбыта |
Рисунок 10 - Примерная организационная структура управления маркетингом на ООО «Универснаб»
В пределах данной численности предлагаются следующие отделы и их количественный состав в организационной структуре управления маркетингом на ООО «Универснаб»
1) сбыта 5 чел.;
2) поставок 6 чел.;
3) маркетинг 4 чел.;
4) новых товаров (маркетинговых исследований) 2 чел.;
5) сбыта (бюро) (в составе отдела маркетинга) 1 чел.
Возглавляет данную службу заместитель директора предприятия по маркетингу (1 чел).
Каждое из перечисленных подразделений решает определённый круг задач.
Отдел сбыта.
Задачами этого отдела должна стать:
1) своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции;
2) обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;
3) контроль за поставкой продукции структурными единицами;
4) обеспечение правильного учета приемки и отчетности по отгрузке продукции.
Отдел поставок.
Он будет решать сходные с отделом сбыта задачи стой лишь разницей, что его усилия будут направлены на своевременное обеспечение предприятия сырьем и комплектующими надлежащего качества.
Отдел маркетинга.
Задачи отдела следующие:
- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка.
Изучение спроса на продукцию и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
Исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей.
Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.
Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.
Отдел разработки новой продукции - этот отдел будет изучать спрос на рынке и проводить маркетинговые исследования.
Положение любого предприятия на рынке, особенно в ситуации обострения конкурентной борьбы зависит от наличия в его производственной программе "пионерских" продуктов. Функции отдела разработки новой продукции сводятся к изучению достижений науки и техники в области производимой предприятием продукции, зарубежных аналогов, патентов, лицензий, выдвижению идей, их фильтрации, проверки концепции (то есть оценки товара, которую даст потребитель), проведению экономического анализа, разработке и проведению пробного маркетинга.
Для удовлетворения нужд потребителей и возможности выхода на рынки стран дальнего зарубежья необходимо дальнейшее совершенствование технологии по улучшению качества стальной эмалированной посуды и сантехнических изделий и с помощью отдела маркетинга, увеличение сбыта и соответственно производства.
При увеличении количества хорошо упакованных изделий, повысится производительность труда, улучшатся условия хранения и транспортировки продукции. При участии отдела разработки новой продукции освоение производства упаковки из камированного картона позволит увеличить ассортимент продукции ООО «Универснаб».
Безусловно, что специалисты данного подразделения должны быть хорошо осведомлены о последних технических достижениях в отрасли, что должно быть обеспечено деятельности не только отдела исследований, но и регулярной работы на выставках, ярмарках и т.п.
Так как организация выпуска новой продукции есть инвестиционный процесс, отдел разработки новой продукции должен в совершенстве владеть таким важным инструментом практической деятельности предприятия как бизнес планирование. Бизнес-план является основным рабочим документом при "запуске" нового товара. Он должен составляться как в случае привлечения "сторонних" инвестиций, так и в случае привлечения собственных средств предприятия. Необходимо выделить в рамках отдела маркетинга бюро стимулирования продаж/сбыта.
В функции этою подразделения службы маркетинга входит:
- разработка мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта на продукцию и услуги, предлагаемые предприятием на рынках;
- разработка и осуществление рекламно-информационных кампаний;
- планирование выставочной деятельности предприятия:
- обеспечение предприятия всеми необходимыми видами рекламной продукции;
- работа с рекламными и маркетинговыми фирмами;
- разработка мероприятий по созданию имиджа предприятия, как в глазах потребителей, так и среди сотрудников, внедрение фирменного стиля.
Также в тактический блок будут входить мероприятия по организации действенной сбытовой сети. Это обусловлено следующими причинами:
- неплатежеспособностью потребителей,
- экономической ситуацией в стране, когда предприятию приходится пользоваться услугами посредников при расчетах.
Однако для повышения эффективности сбыта необходимо организовать собственную сбытовую сеть, искать возможности сотрудничества с западными предприятиями; привлекать или создавать специализированные сбытовые фирмы на внешних рынках.
Важным также является создание маркетинговой информационной системы (МИС), связанной с Интернет. Образование МИС в рамках единой информационной системы предприятия поможет существенно облегчить выполнение функций маркетинга за счет обеспечения и привлечения еще одного ресурса - информации. Интеграция с ресурсами Интернет позволит предприятию стать мобильнее и конкурентоспособнее.
Заключение
В заключение данного исследования можно сделать следующие выводы.
В соответствии с целью курсовой работы исследован процесс принятия управленческих решений в маркетинговой деятельности предприятия ООО «Универснаб», и разработаны направления их совершенствования.
Общий вывод: в соответствии с поставленной целью, в курсовой работе исследованы следующие задачи: 1теоретические основы управленческих решений в маркетинге; 2 Проведен полный анализ принятия управленческих решений в области маркетинга на примере ООО «Универснаб»; 3 Разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию действующих схем принятия управленческих решений.
Условно рекомендации можно разделить на два блока - стратегический и тактический. Стратегический блок связан с изменением подхода к системе управления. Тактический блок связан с перераспределением функций и изменением структуры отдела маркетинга и сбыта.
Анализ принятия управленческих решений в области маркетинга на ООО «Универснаб» показал, что задача специалистов по маркетингу рассматриваемого предприятия состоит в том, чтобы разработать план и стратегию создания и реализации товара, следить за их выполнением, контролировать результаты и вносить необходимые уточнения и поправки, в программу маркетинга.
Список использованной литературы
1. Бревнов А. А. Маркетинг малого предприятия / А.А. Бревнов. – К.: ВИРА-Р, 2008. – 340 с.
2. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г.. Маркетинг: Учебное пособие. – Таганрог: ТГРУ, 2010. – 385 с.
3. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики : учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 541 с.
4. Гапоненко, А.А., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд.,стер. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008. – 464с.
5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2007. – 400 с.
6. Голубков Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 2. - С.95-113.
7. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник - Изд.2-е, перераб. И доп. – М.:ИНФРА-М, 2008. - 334с.
8. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
9. Завьялов П.С., Демидов В.Е.. Формула успеха: маркетинг: М.: Международные отношения, 2010. - 457 с.
10. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 407 с.
11. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 2008. – 584 с.
12. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Юристъ, 2008. – 440 с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Ростинтер, 2010. - 487 с.
14. Лебедев О.Т., Филлипова Т.Ю. Основы маркетинга. - СПб.: ИД «МиМ», 2009. - 298 с.
15. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - М.: Дело, 2010. – 401 с.
16. Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2008. – 298 с.
17. Моисеева, Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии./ Н.К.Моисеева/ – М., Статистика, 2008. - 415с.
18. Основы маркетинга: Учебное пособие, ч. 1. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 367 с.
19. Принятие решений в маркетинге – Режим доступа: http://www.rus-lib.ru/book/26/dikson/dikson_035-052.html
20. Роль маркетинга в малом бизнесе – Режим доступа: http://www.crisis-strategy.ru/content/view/106/148/
21. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. / Б.А. Соловьев. - М.: «ИНФРА-М», 2010. - 336 с.
22. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. – 352 с.
23. Шинкаренко П. Экономика и менеджмент: проблемы взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 3. – С. 115–119.
24. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 2010. – 381 с.
25. Якокка Л., Новак У. Карьера менеджера. – 2-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 2008. – 416 с.