Монопольно высокая цена товара.
Монопольно низкая цена товара.
Соглашение. «Вертикальное» соглашение.
Признаки ограничения конкуренции.
Методы борьбы монополистов с конкурентами.
Демонополизация экономики. Антимонопольное законодательство.
Основные направления антимонопольного регулирования в России
Демонополизация экономики.
Антимонопольная политика.
Антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство в России.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ
От 6.07.2006 г.
Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Величина спроса.
Детерминанты спроса – неценовые факторы, влияющие на спрос.
Эластичность спроса
1.
СПРОС |
– это количество товаров (услуг), которые покупатели готовы приобрести по данной цене в данное время; – это платёжеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге |
2.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС |
– спрос конкретного потребителя; отражает желание и возможность отдельного потребителя. Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны |
3.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС |
– суммарный или агрегированный спрос на какой-либо товар, предъявляемый на рынке всеми покупателями. Зависит от множества факторов (детерминант) |
4.
ЗАКОН СПРОСА |
– при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить; – обратная зависимость между ценой и величиной спроса: D = f (P) < 0. Графическое изображение закона спроса называется кривой спроса (рис.1, схема 5), где d (demand) – спрос, P (Price) – цена, Q (quantity) – количество). Кривая d наклоняется вниз и вправо |
5.
Q2 Q1 Q3 Q
Количество товара, ед.
Рис. 1. Кривая спроса
6.
Два объяснения закона спроса | |
1) Эффект дохода. Эффект замещения | |
ЭФФЕКТ ДОХОДА | ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ |
– если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот рост цен снижает реальный доход потребителя, и спрос на товар падает; – снижение цены увеличивает спрос. Например, снижение цены на говядину, позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе позволить этого | – если цена одного товара растёт, то при наличии товаров-заменителей он будет ими замещаться. Спрос на данный товар упадёт, но увеличится спрос на товары-заменители |
2) Закон убывающей предельной полезности | |
Предельная полезность –это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. Закон убывающей предельной потребности или первый закон Госсена–по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. Производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта |
7.
ЗАКОН СПРОСА НЕ ДЕЙСТВУЕТ |
– при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; – при дефиците товаров; – для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат, яхты и др.); – при переключении спроса с менее качественных на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличивает спроса на него); – в результате действия рекламы; – в результате изменения моды или вкусов потребителей; – в отношении товаров Гиффена (по имени английского экономиста Р. Гиффена). Это товары низшей категории, которые занимают значительное место в структуре потребления малообеспеченных потребителей (на них приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Например, картофель, макароны, хлеб, растительное масло и др. |
8.
ВЕЛИЧИНА СПРОСА |
– это движение по кривой спроса (точки A, B, С на рис. 1, схема 5); – изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара |
9.
ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА – НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС | |
Потребительские вкусы, предпочтения потребителя | Очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на футболки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на футболки) снизит спрос и сместит кривую влево |
Число покупателей | Рост числа покупателей чаще всего вызовет увеличение спроса |
Доходы покупателей | При росте доходов растёт спрос на более качественные («нормальные») товары; при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая). Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная). |
Цена на сопряженные товары | а) когда два товара взаимозаменяемы (товары-субституты: чай – кофе; лес – кирпич), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь – изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар; б) если два товара являются взаимодополняющими (товары-комплименты: фотоаппарат – плёнка; автомобиль – бензин), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь – изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар |
Изменение структуры населения | Увеличение продолжительности жизни повысит спрос на товары и услуги для пожилых людей; рост рождаемости повысит спрос на товары и услуги для детей, молодёжи |
Ожидания покупателей в отношении изменения цен | При ожидании потребителями роста цен текущий спрос увеличивается. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос |
Социальная политика государства | Рост заработной платы, пенсий, пособий, стипендий приведет к росту спроса |
Действие неценовых факторов вызывает изменение объема спроса, что графически отражается сдвигом кривой спроса или влево, или право (рис. 1, схема 5). При увеличении объема спроса – кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D2), при снижении объема спроса – кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D3) |
10.
ЦЕНА СПРОСА |
– максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество данного товара или услуги; – рыночная цена при таком состоянии спроса, когда складывается рынок покупателя |
11.
Две специфические разновидности рыночного спроса потребителей, в зависимости от того, какие факторы побудили человека к покупке | |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС | НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС |
– спрос, который обусловлен потребительскими качествами, свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге) | – спрос, который возник у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов |
12.
РАЗНОВИДНОСТИ НЕФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА |
1) спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями наполезность товара. Здесь выделяют: а) эффект массового потребления (или эффект присоединения к большинству, или эффект вагона); б) эффект сноба; в) эффект показательного потребления – эффект Веблена. 2) спекулятивный спрос; 3) нерациональный спрос |
13.
ЭФФЕКТ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, или ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ, или ЭФФЕКТ ВАГОНА |
– это та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект побуждает потребителя покупать то, что покупают все, большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им, выдерживать общий стиль, быть «на волне жизни», не отставать от других, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором хотелось бы быть |
14.
ЭФФЕКТ СНОБА |
– ситуация когда индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже покупают данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, данная категория потребителей не хочет быть «как все». Они стремятся к исключительности, стремятся отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос |
15.
ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА или ЭФФЕКТ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ |
Отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос |
16.
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС |
– возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сокращается в ожидании более высоких цен |
17.
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС |
– покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов, желаний, прихоти (например, когда у кассовых аппаратов покупатели с приобретают конфеты, жвачки, орешки, забавные игрушки и др.) |
18.
Методы практической оценки и прогнозирования рыночного спроса | |
Опрос или интервью покупателей | Позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем. Однако он не всегда даёт достоверные результаты в силу объективных трудностей, возникающих при проведении опросов |
Экспертные оценки | Определяют уровень спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики. Осуществляются специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний. Является дорогостоящим методом, тем не менее, вероятность ошибочных прогнозов и оценок сохраняется |
Рыночный эксперимент | Предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях |