Тема 3. механизм функционирования рынка

ТЕМА 3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Величина спроса.

Детерминанты спроса – неценовые факторы, влияющие на спрос

Спрос.

Индивидуальный спрос.

Рыночный спрос.

Закон спроса.

Кривая спроса.

6. Два объяснения закона спроса:

Эффект дохода. Эффект замещения.

Закон убывающей предельной полезности.

Закон спроса не действует.

Величина спроса.

Детерминанты спроса – неценовые факторы, влияющие на спрос.

Цена спроса.

Две специфические разновидности рыночного спроса потребителей в зависимости от того, какие факторы побудили человека к покупке: Функциональный спрос. Нефункциональный спрос.

Разновидности нефункционального потребительского спроса.

Эффект массового потребления, или эффект присоединения к большинству, или эффект вагона.

Эффект сноба.

Эффект показательного потребления или эффект Веблена.

Спекулятивный спрос.

Нерациональный спрос.

Методы практической оценки и прогнозирования рыночного спроса.

Предложение: Закон предложения. Кривая предложения.

Величина предложения. Неценовые факторы, влияющие

На предложение. Эластичность предложения

Предложение.

Закон предложения.

Кривая предложения.

Величина предложения.

Индивидуальное предложение.

Рыночное предложение.

Детерминанты предложения – неценовые факторы, влияющие на предложение.

3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Условия равновесия. Ценообразование. Виды цен. Функции цен. Законы рыночного ценообразования. Государственное регулирование цен

Рыночное равновесие.

Равновесная цена (цена равновесия спроса и предложения).

Избыточный спрос.

Нарушение рыночного равновесия цен.

Потребительское равновесие.

31. Ценообразование.

Виды цен.

Функции цены.

34. Законы рыночного ценообразования.

Государственное регулирование цен.

Государственное регулирование фармацевтического рынка.

Эластичность. Коэффициент эластичности.

Абсолютная неэластичность. Абсолютная эластичность.

Эластичность (неэластичность) спроса.

Эластичность (неэластичность) предложения

Эластичность.

Коэффициент эластичности

Эластичность спроса.

40. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса).

Виды ценовой эластичности спроса.

Факторы низкой эластичности спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса.

Эластичность (неэластичность) спроса по цене.

Эластичность предложения.

Виды эластичности предложения по цене.

Основные факторы, определяющие эластичность предложения.

Перекрестная эластичность предложения.

Анализ потребительского поведения.

Потребительские предпочтения. Рациональный потребитель.

Второй закон Госсена для двух и более товаров

Предпосылки анализа потребительского поведения.

Потребительское поведение.

Факторы, влияющие на поведение потребителей.

Принцип рациональности поведения потребителя.

53. Полезность(англ. utility).

54. Совокупная (общая) полезность(англ. total utility).

55. Два основных направлений экономического анализа потребительского поведения или две теории полезности: Кардиналистская теория полезности (количественный подход). Ординалистская теория полезности(порядковый подход).

Правило максимизации полезности.

Второй закон Госсена или условие потребительского оптимума для двух и более товаров.

Потребительский излишек.

Экономическая ценность времени.

Конкуренция. Сущность, функции, условия и виды.

Наиболее важные аспекты рыночной конкурентной среды.

Защита конкурентной среды

Конкуренция.

Функции конкуренции.

Типы конкурентного поведения: Добросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция.

Методы конкурентной борьбы: Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция.

Четыре базовых модели рынка.

Виды конкуренции: Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция. Межотраслевая конкуренция.

Монополия и ее виды. Монополия и эффективность. Основные направления антимонопольного регулирования в России

Виды монополии.

Естественная (чистая) монополия.

Монополистическая конкуренция.

Модель Курно.

Молчаливый сговор (лидерство в ценах).

Ценовое лидерство.

Картель.

Национальные картели.

Международные картели.

Доминирующее положение.

Монополистическая деятельность.

Демонополизация экономики.

Антимонопольная политика.

От 6.07.2006 г.

Эластичность спроса

1.

СПРОС
– это количество товаров (услуг), которые покупатели готовы приобрести по данной цене в данное время; – это платёжеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге

2.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС
– спрос конкретного потребителя; отражает желание и возможность отдельного потребителя. Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны

3.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС
– суммарный или агрегированный спрос на какой-либо товар, предъявляемый на рынке всеми покупателями. Зависит от множества факторов (детерминант)

4.

ЗАКОН СПРОСА
– при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить; – обратная зависимость между ценой и величиной спроса: D = f (P) < 0. Графическое изображение закона спроса называется кривой спроса (рис.1, схема 5), где d (demand) – спрос, P (Price) – цена, Q (quantity) – количество). Кривая d наклоняется вниз и вправо

5.

тема 3. механизм функционирования рынка - student2.ru

Q2 Q1 Q3 Q

Количество товара, ед.

Рис. 1. Кривая спроса

6.

Два объяснения закона спроса
1) Эффект дохода. Эффект замещения
ЭФФЕКТ ДОХОДА ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
– если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот рост цен снижает реальный доход потребителя, и спрос на товар падает; – снижение цены увеличивает спрос. Например, снижение цены на говядину, позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе позволить этого – если цена одного товара растёт, то при наличии товаров-заменителей он будет ими замещаться. Спрос на данный товар упадёт, но увеличится спрос на товары-заменители
2) Закон убывающей предельной полезности
Предельная полезность –это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. Закон убывающей предельной потребности или первый закон Госсена–по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. Производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта

7.

ЗАКОН СПРОСА НЕ ДЕЙСТВУЕТ
– при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; – при дефиците товаров; – для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат, яхты и др.); – при переключении спроса с менее качественных на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличивает спроса на него); – в результате действия рекламы; – в результате изменения моды или вкусов потребителей; – в отношении товаров Гиффена (по имени английского экономиста Р. Гиффена). Это товары низшей категории, которые занимают значительное место в структуре потребления малообеспеченных потребителей (на них приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Например, картофель, макароны, хлеб, растительное масло и др.

8.

ВЕЛИЧИНА СПРОСА
– это движение по кривой спроса (точки A, B, С на рис. 1, схема 5); – изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара

9.

ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА – НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС
Потребительские вкусы, предпочтения потребителя Очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на футболки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на футболки) снизит спрос и сместит кривую влево
Число покупателей Рост числа покупателей чаще всего вызовет увеличение спроса
Доходы покупателей При росте доходов растёт спрос на более качественные («нормальные») товары; при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая). Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).
Цена на сопряженные товары а) когда два товара взаимозаменяемы (товары-субституты: чай – кофе; лес – кирпич), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь – изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар; б) если два товара являются взаимодополняющими (товары-комплименты: фотоаппарат – плёнка; автомобиль – бензин), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь – изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар
Изменение структуры населения Увеличение продолжительности жизни повысит спрос на товары и услуги для пожилых людей; рост рождаемости повысит спрос на товары и услуги для детей, молодёжи
Ожидания покупателей в отношении изменения цен При ожидании потребителями роста цен текущий спрос увеличивается. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос
Социальная политика государства Рост заработной платы, пенсий, пособий, стипендий приведет к росту спроса
Действие неценовых факторов вызывает изменение объема спроса, что графически отражается сдвигом кривой спроса или влево, или право (рис. 1, схема 5). При увеличении объема спроса – кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D2), при снижении объема спроса – кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D3)

10.

ЦЕНА СПРОСА
– максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество данного товара или услуги; – рыночная цена при таком состоянии спроса, когда складывается рынок покупателя

11.

Две специфические разновидности рыночного спроса потребителей, в зависимости от того, какие факторы побудили человека к покупке
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС
– спрос, который обусловлен потребительскими качествами, свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге) – спрос, который возник у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов

12.

РАЗНОВИДНОСТИ НЕФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
1) спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями наполезность товара. Здесь выделяют: а) эффект массового потребления (или эффект присоединения к большинству, или эффект вагона); б) эффект сноба; в) эффект показательного потребления – эффект Веблена. 2) спекулятивный спрос; 3) нерациональный спрос

13.

ЭФФЕКТ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, или ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ, или ЭФФЕКТ ВАГОНА
– это та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект побуждает потребителя покупать то, что покупают все, большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им, выдерживать общий стиль, быть «на волне жизни», не отставать от других, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором хотелось бы быть

14.

ЭФФЕКТ СНОБА
– ситуация когда индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже покупают данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, данная категория потребителей не хочет быть «как все». Они стремятся к исключительности, стремятся отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Чем большее количество людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и соответственно тем ниже его индивидуальный спрос

15.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА или ЭФФЕКТ ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос

16.

СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС
– возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сокращается в ожидании более высоких цен

17.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС
– покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов, желаний, прихоти (например, когда у кассовых аппаратов покупатели с приобретают конфеты, жвачки, орешки, забавные игрушки и др.)

18.

Методы практической оценки и прогнозирования рыночного спроса
Опрос или интервью покупателей Позволяет выявить предпочтения потребителей, их финансовые возможности и вероятность совершения покупки в будущем. Однако он не всегда даёт достоверные результаты в силу объективных трудностей, возникающих при проведении опросов
Экспертные оценки Определяют уровень спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики. Осуществляются специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний. Является дорогостоящим методом, тем не менее, вероятность ошибочных прогнозов и оценок сохраняется
Рыночный эксперимент Предполагает прямое рыночное тестирование товара, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях

19.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– это то, количество товара (услуг), которое производитель готов продать на рынке по данной цене в определенном промежутке времени

20.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
– при прочих равных условиях, чем больше цена, тем большее величина предложения данного товара на рынке и наоборот; – это прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара и услуг на рынке. Графически этот закон можно представить в виде кривой предложения (рис. 2, схема 21), где S (supply) – предложение, P (Price) – цена, Q (quantity) – количество. Кривая предложения (S) поднимается вправо вверх

21.

тема 3. механизм функционирования рынка - student2.ru

Количество товара, ед.

Рис. 2. Кривая предложения

22.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
– это движение по кривой предложения (рис. 2, схема 21); – изменение величины предложения происходит при изменении цены товара

23.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– предложение, с которым на рынок выходит отдельный продавец

24.

РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– суммарное предложение товаров на рынке всеми продавцами

25.

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ
– уровень дотацийувеличивает предложение; – количество производителей, продавцов на рынке увеличивает предложение вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм; – ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; – перспективы развития отрасли; – природные катастрофы, политические действия движение «кривой предложения» и «изменение объема предложения» происходит под воздействием неценовых факторов; – издержки производства. Величина издержек определяется ценами на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности (заработная плата, стоимость сырья, процент за кредит и др.). Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение; – технология производства.Совершенствование технологий снижает затраты, цену на ресурсы и увеличивает предложение; – уровень налогов.Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение; – природные катастрофы, политические действия, войныприводят к сокращению предложения
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения (рис.2). Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q2. При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S1 к S2), а предложение при этой цене (P1) сократится до Q3.

3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Условия равновесия. Ценообразование. Виды цен. Функции цен. Законы рыночного ценообразования. Государственное регулирование цен

26.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
– это такое состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению и не один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния; – кривые спроса и предложения пересекаются в одной точке, которую называют точкой равновесия, когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т.е. рынок находится в равновесии(рис. 3)

27.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
– это цена, при которой объем спроса равен объему предложения   тема 3. механизм функционирования рынка - student2.ru   Рис. 3. Равновесие спроса и предложения   Точка Е на рис. 3 называется точка равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Qe) и равновесной цены (Pe)

28.

ИЗБЫТОЧНЫЙ СПРОС
Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом:
Избыток товаров Если избыточный спрос отрицателен, то спрос меньше предложения. В этом случае имеет место перепроизводство товара на рынке. Продавцы не могут его продать и цена на этот товар снижается
Дефицит товаров Если избыточный спрос положителен, то спрос больше предложения. Имеет место недопроизводство товара – дефицит. Рыночная цена на него растет
Условия равновесия Когда товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие – это выражение максимальной эффективности рыночной экономики

29.

НАРУШЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ ЦЕН
– отклонение средней продажной (рыночной) цены от равновесной; – сдвиг кривых спроса или предложения

30.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
– структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребляемых благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность

31.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
– процесс формирования и изменения цен на товары и услуги; – манипулирование ценами и объемами выпуска в целях получения прибыли

32.

ВИДЫ ЦЕН
Потребительские цены – цены на потребительские товары, т.е. товары для удовлетворения спроса потенциального потребителя: для домашнего, личного или семейного использования
Цены на продукцию производственно-технического назначения – цены на промышленные товары, то есть товары, предназначенные для производства других товаров
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цена, по которой государство осуществляет закупку продукции сельского хозяйства и иных видов товаров у их производителей для государственных нужд, для поддержания сельскохозяйственного производства

33.

ФУНКЦИИ ЦЕН
Информационная – цена выступает как основной носитель информации и для производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики
Распределительная (нормирующая) – с помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в целях развития экономики, допускается введение государственного регулирования цен, а при крайней необходимости и прямое их установление государственными органами
Мотивирующая – цена побуждает товаропроизводителя постоянно снижать издержки, т.к. только при этом условии можно увеличить объем полученной прибыли
Дифференцирующая – перераспределение доходов приводит к обогащению одних и к разорению других товаропроизводителей. Дополнительные доходы позволяют расширять производство, а убытки вынуждают сокращать объем производства

34.

ЗАКОНЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
– цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; – если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот

35.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
– комплекс рычагов прямого и косвенного влияния государства на механизм ценообразования. Прямое регулирование цен, включает в себя: – фиксацию цен на определенном уровне (обычно такой подход используется на короткий промежуток времени и является крайней мерой, обусловленной значительным различием в ценах, устанавливаемых государством и складывающихся на рынке); – контроль государственных учреждений за ценами, которые устанавливаются отдельными предпринимательскими структурами; – заключение соглашений о ценовой политике между правительственными учреждениями, на которые возложено регулирование цен, и монополиями; – установление границ и диапазона изменения цен. Косвенное регулирование цен, включает в себя: – реализацию различных форм субсидирования, кредитования, налогообложения. Во всех этих случаях создаются необходимые предпосылки для снижения цен; – изменения цен на сырье, топливо, материалы, машины и оборудование, используемые при производстве товаров, цены на которые регулируются; – установления льготных тарифов на транспортные и другие виды услуг для производителей определенных товаров; – воздействия на спрос и предложение в целях обеспечения их сбалансированности. Это, прежде всего, относится к сельскохозяйственным и сырьевым товарам; – осуществления государственных закупок соответствующих товаров и услуг

36.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
– осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен на лекарства российских и иностранных производителей; – установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные средства. (Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Ст. 60)

37.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ
– мера реагирования одной переменной величины на изменение другой; – чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры. Понятие эластичности пришло в экономическую науку их естественных наук. В 1885 г. Альфред Маршаллдал экономическое определение эластичности спроса и предложения. Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы ни использовалось понятие эластичности. Концепция эластичности является важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо ещё и уметь объяснить полученный результат

38.

КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ
– мера измерения эластичности; – степень количественного изменения одного фактора (А – например, объёма спроса или предложения) при единичном относительном изменении другого фактора (В – например, цены, доходов или издержек) на 1%. Е = процентное изменение А / процентное изменение В Является инструментом статистических измерений, активно используемым, в том числе в маркетинговых исследованиях. В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами могут иметь место: – прямая зависимость (коэффициент положительный), когда рост одного из факторов вызывает увеличение другого, и наоборот. Например, эластичность спроса по потребительскому доходу на «нормальные» товары, если Е > 0. – обратная зависимость (коэффициент отрицательный), когда рост одного фактора предполагает убывание другого. Например, эластичность спроса по доходу на «относительно худшие» товары по ценам, если Е < 0. Для практической оценки коэффициента эластичности применяются различные методы: метод точечной эластичности; метод дуговой эластичности.
По характеру эластичности рыночных показателей принято выделять три возможных случая в зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности (Е). Если абсолютная величина коэффициента эластичности 0 < |Е| < 1,то говорят о неэластичностиспроса или предложения – темпы роста рассматриваемого параметре меньше темпов изменения воздействующего на него фактора. Если |Е| = 1,то имеет местоединичная эластичность– рассматриваемый параметр растёт теми же темпами, что и другой фактор. Если |Е| > 1,то спрос или предложение считаютсяэластичными– параметр растёт более высокими темпами, что и другой фактор. Кроме того, в теоретических моделях могут рассматриваться ситуация абсолютной неэластичностипараметра (Е = 0), когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры вообще не оказывает влияния на величину рассматриваемого показателя, и ситуация абсолютной эластичности(Е = ∞). В последнем случае даже незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) значение другого фактора на неограниченно большую величину.

39.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
– степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов; – вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению какой-либо детерминанты. Основными видами эластичности спроса являются: – эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса); – перекрестная эластичность спроса; – эластичность спроса по доходу

40.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА)
– характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (E). Коэффициент эластичности определяется как отношение роста объема спроса или количество приобретаемого товара (в %) к снижению (росту) цен (в %): коэффициент эластичности E = процент роста Q / процент падения P

41.

Виды ценовой эластичности спроса
      Изменение выручки от реализации (P x Q)
Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает)  спрос постоянен Е = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Е < 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Е = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Е > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Е = ∞ Уменьшается Увеличивается

42.

Факторы низкой эластичности спроса по цене
1. Потребитель придаёт большое значение характеристикам товара. Спрос неэластичен по цене, если «выход из строя» или «обманутые ожидания» ведут к значительным потерям или неудобствам. Риск, связанный с этим, заставляет человека переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые себя уже зарекомендовали. Хорошим примером может служить оборудование для добычи нефти. Спрос на оборудование, не позволяющее нефти вырываться из скважины при повышении давления, неэластично по цене
2. Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это. Если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов заплатить более высокую цену как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя.
3. Потребитель приобретает товар, потому что считает, что этот товар улучшит качество его конечной продукции. Если считается, то данный компонент усиливает характеристики готовой продукции или что компонент перенесет свой престиж на конечную продукцию, то спрос на данный компонент будет неэластичен по цене. Так, производители автомобилей стремятся использовать моторы престижных марок, тем самым, повышая престиж самого автомобиля. Зная об этом, продавцы моторов могут запросить за свою продукцию несколько более высокую по сравнению с другими фирмами цену
4. Потребитель имеет значительную экономию от использования конкретного товара или услуги. Если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар будет неэластичен. Это же верно в отношении своевременной доставки товара покупателю, качественного его обслуживания или быстрого ремонта. Так, например, в добыче нефти используется сложное электронное оборудование для поиска нефти. Полученная информация позволяет компании избежать пустого бурения. Поэтому она готова заплатить за оборудование несколько дороже
5. Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя. При низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров различных производителей. Это особенно верно, когда главным мотивом приобретения товара является удобство, вкус или какой-либо другой критерий предпочтения.
6. Потребитель может позволить себе не обращать внимание на повышение цены и на затраты на сырье и комплектующие. Чем прочнее позиция фирмы, тем меньше она реагирует на изменения в ценах на сырье и комплектующие. Это верно и в случае высокой нормы прибыли, когда фирме легче согласиться с повышенными ценами, чем искать новых поставщиков
7. Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки. Плохо информированный покупатель менее чувствителен к цене и ее повышению, так как не знает о преобладающей цене на рынке, условиях спроса и предложения, доступности и ценах на заменители, качестве и услугах конкурентов. Такой потребитель легче поддается убеждающей рекламе, стратегии принижения качеств товаров конкурентов и т.д.
8. Затраты потребителя на замену продавца чрезмерно высоки. В некоторых случаях промышленный покупатель компонентов может настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков (особенно, если повышение небольшое)

43.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
– характеризует степень изменения спроса на товар А при изменении цены на товар В на 1%, измеряется коэффициентом перекрёстной эластичности (Еab

Наши рекомендации