Вопрос 1. Связи с общественностью: многообразие определений и понятий, объектная и предметная область.
Проблема современного многообразия определений связей с общественностью (сейчас их существует около 500).
Несколько подходов:
1. Альтруистический подход – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью (С. Блэк).
2. Компромиссный подход – это усилия направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия (Э. Бернейз)
3. Прагматический подход – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта в целях успешной реализации данного проекта (А. Чумиков).
Реализация связей с общественностью в социальной практике в трех аспектах:
· Научный (закономерности, принципы и методы эффективной организации и функционирования);
· Практический (мастерство, изобретательность, необходимые специалистам управления для создания благоприятной среды, успешного поиска и внедрения средств и приемов улучшения взаимоотношений, взаимодействия между государственными и негосударственными структурами);
· Технологический (широкое и умелое внедрение в практику управленческой деятельности тех достижений, которые накоплены в теории и практике).
Решение Европейской конфедерации связей с общественностью (CERP) о трактовке связей с общественностью:
«Связи с общественностью – это сознательная организация коммуникации. Связи с общественностью – одна из функций менеджмента.
Цель связей с общественностью – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации» (1999 год). Объектная и предметная область связей с общественностью.
Библиографический список:
1. Авдулов, А. Н. Контуры информационного общества / А. Н. Авдулов. – М.: ИНИОНРАН, 2005. – 162 с.
2. Бухарин, С. Н. Методы и технологии информационных войн [Текст] / С. Н. Бухарин. – М.: Академический Проект, 2007. – 382 с.
3. Горкина, М. Б. PR на100 %: как стать хорошим менеджером / М. Б. Горкина. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 214 с.
4. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение [Текст]: учебное пособие / Ю. Д. Красовский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 511с.
5. Моисеев, В. А. Паблик рилейшнз: Теория и практика [Текст] / В. А. Моисеев; 2-е издание. – М.: ООО «ИКФ Омега-Л», 2001. – 376 с.
6. Синяева, И. М. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебник для студентов вузов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; 3-е издание. –М.: Дашков и К, 2008. – 324 с.
Вопрос 2. Основные этапы становления связей с общественностью как вида практической, образовательной и научной деятельности.
Возникновение и развитие коммуникативных практик. Место связей с общественностью в системе общественных отношений, расширение рынка и конкуренция, как предпосылки появления PR.
4 исторические содержательные модели PR-деятельности:
· Манипуляция, пропаганда, паблисити
· Информирование общественности
· Двусторонняя ассиметричная коммуникация
· Двусторонняя симметричная коммуникация
Начало ХХ века: появление PR-агентств и отделов (бюро паблисити).
А. Ли и проникновение передовых теорий и технологий в PR. «Декларация о принципах 1904 г.», «Паблисити 1925», организация комитета жалоб (внутренний PR). Май 1917 г. – появление Комитета общественной информации (Си-ти-ай). 1920г. У. Липпман «Свобода и новость».
Развитие PR как науки. Э. Бернейз 1923 «Кристаллизуя общественное мнение». 1923 г. – открытие кафедры PR. К 1980 – в США учебные заведения выпускают 4 тысячи специалистов по PR.
Формирование российской отрасли PR – 80-90годы ХХ века, начало 90-х годов первые отечественные PR-агентства – «Николо М», «Имиджленд», «Имиджконтакт».
На рубеже ХХ-ХI столетия – зрелый насыщенный рынок PR-услуг. Появление компаний, предоставляющих эти услуги.
Основные общественные организации, регулирующие деятельность в сфере связей с общественностью: ИККО – международный комитет ассоциаций компаний-консультантов по PR (1986год), ИПРА международная ассоциация по связям с общественностью (1995год), АКОС – ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (1999год), РАСО – российская ассоциация по связям с общественностью (1991).
Библиографический список:
1. Основы маркетинга [Текст]: перевод с английского / Филипп Котлер, Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг; 4-е европейское издание. – М.: И. Д. Вильямс, 2008. - 1200 с.
2. Основы рекламы [Текст]: учебник для студентов вузов / под редакций Л. М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 351 с.
3. Ученова, В. В. История отечественной рекламы. 1917 – 1990 [Текст]: учебное пособие / В.В. Ученова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 287 с.
4. Ученова, В. В. История рекламы [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» / В. В. Ученова, Н. В. Старых. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 495 с.
5. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика [Текст] / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. Учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2011. – 560 с.