Фигура коммуникатора. Индивидуальное и институциональное.
Коммуникатор – специалист, порождающий сообщение в конкурентной коммуникативной среде. Коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории.
Важные свойства: кредитность, надежность, престижность. Кредитныйкоммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Это зависит от восприятия компетентности и восприятия надежности коммуникатора. Другим эффективным способом представить коммуникатора как компетентное лицо является уверенное и убедительное озвучивание позиции, отражающей исходные установки адресата (популизм и демагогия). Люди, отставивающие что-то в ущерб себе, выглядят надежнее. "...ощущение правдивости и надежности возрастает, когда человек говорит быстро". Коммуникатор воспринимается как более надежный, если адресат уверен, что им не пытаются манипулировать. (Майерс Д. Социальная психология и Андреева Г. М. Социальная психология.)
Привлекательность - это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется аудиторией, на которую распространяется информация. одинаково важными являются как физическая привлекательность и личностное обаяние, так и привлекательность в смысле субъективно воспринимаемого адресатом сходства.
Отношения к коммуникантам. Люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются выше тех, которые к нам плохо относятся. Ссоциальный статус и престижность. Чем выше социальный статус источника информации, тем более безоговорочно принимается сообщение.
Тщательно выстроенные, логичные и обоснованные сообщения звучат убедительно для образованных людей. Они эффективны, если у адресата изначально присутствует высокая степень заинтересованности в предмете сообщения. Для слабо заинтересованной или мало образованной аудитории более значимы сообщения, апеллирующие к эмоциям и иррациональным побуждениям.
Институциональное в коммуникаторе – ссылка в его речи на научно-правовые акты, формальные тексты, законы. Если коммуникатор является экспертом.
Выделяются следующие типы коммуникаторов: Люди престижа– те, кто определяют содержание и каналы передачи информации. Лидер мнений (ключевой коммуникатор) – член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между СМИ и коммуникантом. Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, таким образом воздействует на аудиторию. Среди наиболее распространенных типов ключевых коммуникаторов можно выделить следующие: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, кризисник, рекламист и т.д.
Основная задача менеджера по связям с общественностью – ответить на 3 основных вопроса: Кто? Что? Как? Цель менеджера по связям с общественностью выделить целевую аудиторию; создать ключевое сообщение; выбрать канал коммуникации. Такой вид коммуникационной деятельности получил название стратегической коммуникации. Стратегическая коммуникация включает в себя следующие этапы: определение проблемы; планирование и программирование (цель, ЦА); действия и коммуникация (каналы, СМИ); оценка программы.
Имиджмейкер путем создания определенного имиджа влияет на ценностные установки и поведение аудитории, так как имидж отражает те ключевые моменты, на которые реагирует массовое сознание. Имидж – целенаправленно формируемый образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в целях популяризации, рекламы и т.д. В коммуникации имидж выполняет определенные функции: 1) идентификации (узнавания); 2) идеализации – попытка выдать желаемое за действительное; 3) противопоставления – на контрасте выявляются достоинства и недостатки объекта.
Основными направлениями деятельности пресс-службы являются производство информации для массовой аудитории и распространение ее по каналам СМК (распространение текстов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация “круглых столов” и т.д.); производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данной организацией в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск рассчитанных на узкую специальную аудиторию газет и журналов; подготовка внутриорганизационной информации, в том числе отслеживание в средствах массовой коммуникации оценочной и другой информации
Содержание коммуникации