Технические средства массовой коммуникации
Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации стала печать. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий. Но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства – массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи – средств массовой коммуникации.
Коммуникативный процесс в сфере связей с общественностью и вопрос технических средств массовой коммуникации неразрывно связан с аспектами телекоммуникационных и компьютерных технологий, используемых в процессе доставки сообщения от коммуникатора к получателю. Основу данных технических средств составляют электронные средства массовой информации, а именно – радио, телевидение, интернет.
Постепенное развитие телекоммуникационных технологий позволяет говорить о совершенствовании электронных СМИ, а именно с технической точки зрения – усовершенствование и упрощение процесса доведения необходимой информации до аудитории. В качестве примера можно привести разработку новейшего программного обеспечения для медиапланирования. Используя данное ПО PR-специалист или специалист в области рекламы имеет возможность провести эффективное планирование размещения своей информации в электронных и печатных СМИ (преимущественно электронных) с наименьшими затратами рекламного или PR-бюджета.
Техническое совершенствование средств массовой коммуникации позволяет сократить расходы на коммуникацию. В большей степени этот вопрос актуален для рекламной коммуникации. Интернет-технологии позволяют во многих случаях установить более тесную коммуникацию с общественностью и в ряде случаев PR-коммуникация в интернете является более эффективной по сравнению с традиционными СМИ - вопрос соотношения цены и качества коммуникации.
Цели и средства, используемые в PR и рекламе, различны, соответственно изменяются функции и возможности технических средств массовой коммуникации. PR как самостоятельная дисциплина использует иные технологии работы с аудиторией и иные методы воздействия. Современные технические средства МК обладают широким набором возможностей и методов доставки сообщения – это печатный контент, аудиоконтент, видеоконтент. Помимо высокой степени таргетированности аудитории в интернете возможно размещение любого по форме и содержанию контента, плюс возможности для оперативной on-line обратной коммуникации, что, безусловно, важно в случае PR.
Радиостанции располагают комплексом уникальных характеристик и свойств, которые позволяют его делать вездесущим и общедоступным. Аудитория может заниматься своими делами и слушать радиопередачи, получая исчерпывающую информацию о событиях в регионе или на другом конце света. Именно общедоступность характеризуют радио как инструмент массовой коммуникации. Однако отсутствие визуального ряда не позволяет использовать в полной мере радио как коммуникативный инструмент, в этом случае на первое место выходит телевидение.
PR-специалист оперирует всеми возможными техническими средствами массовой коммуникации. Они зависят от объёма проекта и поставленных задач, выделяемого бюджета и способов оценки PR-проекта. На данном этапе интернет выступает идеальным инструментом оценки медиа-кампании. Телевидение позволяет решать множество коммуникативных задач по выходу на целевую аудиторию.
РАДИО. Преимущества: Выборочность геогр рынков, Зачастую хорошее насыщение региональных рынков, Легко изменить форматы материалов, Относительно невысокие затраты
Недостатки: Ограничение сообщения временными рамками, Отсутствие визуального эффекта, Большой процент избыточной аудитории
ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Преимущества:Сочетает в себе визуальные, звуковые элементы и элементы движения, Позволяет провести физический показ продукта или услуги, провести информацию, Иногда высокая степень доверия, Широкая аудитория
Недостатки:Ограничение временными рамками, Иногда технически сложно организовать трансляцию сообщения, Избыточная аудитория, Высоки временные и финансовые затраты
ИНТЕРНЕТ И ON-LINE СМИ. Преимущества:Высокая степень персонализации, Гибкость в воспроизведении сообщении, Геогр доступность (возможность получения сообщения – дома, на работе)
Недостатки:Ограниченная группа пользователей, Иногда высокие затраты по всем статьям бюджета
Коммуникативный процесс
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её.
Сообщение – инф-ия, закодированная в виде знаков.
Канал – средства передачи информации.
Получатель (реципиент) – тот, кому предназначена инф-ия.
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.
По типу объектов:
-организация – внешняя среда;
-межуровневая (восходящая);
-межуровневая (нисходящая);
-горизонтальная;
-управляющий – подчиненный;
-управляющий – рабочая группа.
По степени формализации:
-формальные коммуникации;
-неформальные коммуникации.
Управление обязано решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
• компанию коммуникативных сетей;
• повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;
• полноценное внедрение информации для решения задач управления.
Эти задачи соединены со специфичной группой психологических факторов - познавательно-коммуникативных. Чтоб повысить эффективность управления, нужно знать, учесть и совершенствовать эту группу психологических факторов.
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому.
Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения. Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу.
Коммуникативный процесс включает следующие этапы:
1. Формулирование идеи либо выбор информации для передачи.
2.Кодирование и выбор канала передачи информации. Чтоб передать идею либо информацию, отправитель кодирует её с помощью знаков и выбирает канал передачи, соответствующий типу знаков. Выбор средства сообщения не обязан быть ограничен единственным каналом – нужно употреблять сочетание различных каналов.
3. Передача информации.
4. Декодирование (расшифровка) – на этом этапе осуществляется перевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратной связи отправитель и получатель изменяются местами
Время от времени в процессе коммуникации может появиться «шум», источниками которого являются:
-язык (вербальный и невербальный);
-различия в восприятии информации;
-различия в статусе.
Коммуникации могут осуществляться в виде:
-монолога – информации, поступающей от отправителя к получателю;
-диалога – информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя к отправителю;
-обратной связи как реакции на полученную информацию.
Для обмена информацией употребляют знаки, к которым относятся слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных знаков.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего пропадает смысл сообщения.
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством остальных знаковых систем, которые в собственной совокупности составляют средства невербальной коммуникации.
Схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации:
1. оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика);
2. пара- и экстралингвистическая (Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его спектр, тональность; Экстралингвистика – включение в речь пауз, остальных вкраплений, к примеру, покашливания, плача, хохота)
3.организация пространства и времени коммуникативного процесса;
4. визуальный контакт
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Коммуникативные барьеры носят социальный либо психологический характер. Могут возникать из-за того, что отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное социальными (политическими, религиозными, профессиональными) различиями. Могут носить чисто выраженный психологический характер.
Выражением сопротивления принятию информации может быть отключение внимания слушающего, умышленное понижение в собственном представлении авторитета коммуникатора. «Барьеры непонимания» - умышленное либо неумышленное «непонимание» сообщения: фонетическое (нехорошая артикуляция говорящего, очень стремительный темп речи); семантическое (внедрение незнакомых определений); стилистическое (неудачное структурирование инф-ии); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию).