ГО и гос-во. Государственный PR
Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества.
Понятие «ГО» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Ш.Л. Монтескъе, Н. Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву.
Согласно Аристотелю, ГО есть совокупность политических граждан, а государство как политическое общение граждан.
По Н. Макиавелли, государство должно защищать имущественные и личные права граждан.
Т. Гоббс был первым, который употребил термин «ГО» с том смысле, в котором это принято в современной науке. Но он отождествлял ГО и государство. Государство приводит ГО к цивилизованной упорядоченности на основе права.
Дж. Локк провозглашал примат гражданского общества перед государством.Он указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность.
Ш.Л. Монтескье (первый теоретик правового государства) говорит о двух гарантиях от диктатуры и произвола властей: ГО и разделение властей. Он обосновывает верховенство права.
И. Кант видит естественный путь сочетания свободы каждого со свободой других - путь достижения всеобщего правового и гражданского общества, гражданского согласия.
У Гегеля ГО имеет место наряду, а не внутри государства. ГО и государство уже как самостоятельные институты образуют тождество.
Варианты взаимоотношений ГО – гос-во:
ГО подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.
Государство выполняет волю гражданского общества, действует как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.
Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государствоми тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.
ГОможно представить как социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, полноправный индивид. Чем больше развито ГО, тем больше основания для демократических режимов.
Три основные сферы ГО:экономическая, политическая и духовная.
Условия функционирования ГО:
1. собственность – делает каждого гражданином независимым.
2. достаточная развитость социально-политической общественной структуры, (многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления).
3. развитие личности, активное участие в общественном самоуправлении.
Гос-во должно добиваться поддержки и одобрения граждан.
Это требует создания в гос. органах подразделений, отвечающих за постоянный диалог с населением и гражданскими объединениями – PR служб.
Их названия и круг полномочий могут быть различны. ПР-подразделения должны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов гос. власти, их планах и решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.
Принципы гос. PR:
1. принцип демократии. в авторитарных и тоталитарных системах PR сводится по сути к пропаганде или духовному принуждению.
2.обеспечение альтернативности. В случае существования жестких рамок необходимости в создании ПР-служб не возникает.
3.технологичность.
В России сегодня практически каждый гос орган имеет собственную PR-службу в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и других форм, выполняющих функции ПР-подразделения.
Cовременная российская PR-практика весьма противоречива. В PR-подразделениях органов власти и управления под "связями с общественностью" подчас понимается пропаганда успехов администрации.
Основные цели деятельности PR-служб:
-Обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
-Обеспечение связей с гражданами и их объединениями, сотрудничество с ними;
-изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
-обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
-формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Гос органы могут обращаться к спец ПР-фирмам за консультациями Особенно актуально развитие внешнего государственного ПР, т.е. формирование связей с зарубежной общественностью, продвижение определенного имиджа государства на международной арене.