Связи с общественностью в управлении кризисными ситуациями.
Разработка программы коммуникаций в кризисной ситуации может строиться по схеме, показанной на рис. 15.4. На первом этапе необходимо идентифицировать проблему — что, где, как, когда, почему произошло, кто в это вовлечен. Для специалиста ПР важно определить коммуникационные аспекты проблемы — откуда, когда, какая, кому, почему и как передается информация. Например, если хакеры проникли в информационную систему компьютерной компании, ПР-специалиста интересует процесс распространения информация об этом событии.
1. Идентификация проблемы и её коммуникационных аспектов (факторы, участники)
2.Сйтуацйонйый анализ (сегменты, ранги, цели)
3. Разработкаплана коммуникаций (сроки, группы, мероприятия)
4. Реализация плана коммуникаций и анализ
На втором этапе проводится ситуационный анализ — общественность делится на сегменты по критерию реакции на информацию. Сегмент общественности — группа, одинаково реагирующая на информацию. В нашем примере это могут быть партнеры, клиенты, конкуренты, СМИ. Если СМИ и конкуренты с энтузиазмом и любопытством воспринимают и распространяют информацию о взломе системы безопасности, то клиентов и партнеров такая информация угнетает. Сегменты ранжируются по значимости. Устанавливаются цели коммуникаций для каждого из сегментов. На третьем этапе разрабатывается план последовательных коммуникаций для каждого сегмента (группы). На четвертом этапе реализация плана коммуникаций сопровождается оценкой и анализом результатов. При сохранении проблемной ситуации цикл повторяется.
Основной принцип коммуникаций при разрешении кризиса — не замалчивать события. Наиболее эффективные коммуникации строятся по правилу — предоставляй достоверную и полную информацию. Нередко первым порывом управляющих является «Давайте подождем, пока получим все факты». Однако плохие новости не становятся со временем лучше. Не сообщая ничего, организация тем самым уже демонстрирует своё решение — замалчивать, скрывать факты. Это гневит СМИ, а также общественность и усложняет проблему. С другой стороны, неопытная нервная и излишне эмоциональная споук-персона может оказаться еще хуже.
«Скажи всё и скажи это быстро!» — должно стать основным правилом кризисных коммуникаций. Если информация обнародуется быстро, слухи прекращаются и нервозность резко падает.
Когда кризис разражается, организация должна оценить свои коммуникации. Особенно важно оценивать запросы конкретных СМИ, занимающих различные позиции в отношении организации Строя коммуникации, корпоративный коммуникатор должен ответить на следующие вопросы:
1. Что мы обретаем, участвуя в коммуникациях? Поддержку международной общественности, местной администрации и местных жителей, экологов, правозащитников, потребителей? Если вы ничего не обретаете, давая интервью, не давайте его.
2. Какие риски несет конкретная коммуникация или ее отсутствие? Ответ зависит от уровня вашей расположенности к данному СМИ, личности интервьюера, времени на подготовку, правового аспекта и возможных потерь организации в случае, если материал выйдет с интервью или без него.
3. Насколько вероятно, что наше сообщение будет донесено СМИ до публики неискаженным?
4. Стоит ли усилий данная аудитория? Очень часто конкретная телепрограмма или газета не обращена к аудитории, которую нужно достичь организации.
5. Как будет реагировать менеджмент? Необходимым фактором решения — обращаться ли к публике, является потенциальная реакция высшего менеджмента. Ваши рекомендации и действия всё равно придется объяснять топ-менеджменту перед тем, как что-то делать.
6. Перевешивает ли ваша правовая ответственность за кризис интересы общественности? Так бывает редко, хотя юристы компании часто утверждают это.
7. Есть ли лучший путь? Если неконтролируемое медиа-интервью можно избежать, избегите его. Тем не менее, достижение соответствующей аудитории через Интернет, телевидение и прессу — часто лучший путь коммуникатировать а кризисе.
В конечном счете, кризисные коммуникации определяются жестким анализом риска в сравнении с преимуществами обнародования сведений. Эффективность коммуникации зависит от позиции и. опыта специалиста ПР. Ни один запрос информации не гарантирует пользы для организации, вне зависимости от выбранного курса коммуникаций. Несомненно одно — способность помогать организации пробираться через кризис — критическая проверка профессионализма специалиста ПР.
Когда кризис уже разразился, команда управления кризисом в составе старших руководителей должна предпринять следующие шаги:
1. Выпуск заявления, представляющего факты так, как они известны, и представление его в СМИ и внутри организации.
2. Предоставление свежей информации по мере развития ситуации и появления новых сведений.
3. Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов. Крупные кризисы привлекают широкомасштабное и немедленное внимание СМИ. Вовлеченность СМИ сама по себе способна захлестнуть деятельность собственной службы ПР компании. Этот эффект может усилиться, если СМИ займутся персоналом других служб, не подготовленным должным образом к работе с СМИ.
4. Использование самых быстрых средств коммуникации из доступных — Web-сайтов, Интернет-форумов, электронной почты, факса, брифинга — для распространения информации как во внешнюю среду, так и внутри организации. Распространяя информацию в СМИ, в серьезных ситуациях приоритет следует отдать крупнейшим, которые сделают большую часть работы службы ПР бесплатно, если ситуация достаточно серьезна. Для срочного обращения к общественности компании могут использовать рекламное пространство; такие заявления иногда появляются в газете Коммерсанта Наиболее оперативно работают информационные агентства в Интернет, конкурирующие за посетителей своих сайтов.
4. Предоставление достаточного числа каналов для запросов информации извне; с использованием дополнительных линий связи.
Коммуникации в ситуации кризиса все более актуально вести через Интернет. На сайте www.piersystem.com представлена система кризисных коммуникаций — Public Information Emergency Response, реализующая эти возможности.