Подход на основе выделения различных школ.
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).. Дальнейшие исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия этих школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были верны лишь частично и в ограниченных ситуациях. Тем не менее, каждая из школ внесла ощутимый вклад в теорию менеджмента.
Школа научного управления связана с работами Тейлора, Френка. Эти авторы полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие рабочие операции, добиться их более эффективного выполнения. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.
В отличие от них создатели школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена. Так Анри Файоль, которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Целью классической школы было создание универсальных принциповуправления. Файоль впервые рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Он разработал также принципы построения структуры организации и управления работниками. Это такие принципы как разделение труда,полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.
Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Позднее в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации зародилось школа человеческих отношений и поведенческих наук. Исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами показали, что мотивами поступков людей выступают, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Позднее эта школа перенесла акцент с управления межличностными отношениями на оказание помощи каждому работнику в осознании своих собственных возможностей.
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания тоже внесли существенный вклад в теорию управления. Возникшая под их влиянием школа науки управления расширила понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, а также развитию количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Процессный подход
Процессный подход обозначил крупный поворот в управленческой мысли, он широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других людей — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти крайне важные для успеха организации действия называются управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Выделяют функции планирования, организации, мотивации и контроля.
По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса: «Где мы находимся в настоящее время?», «Куда мы хотим двигаться?» и «Как мы собираемся сделать это?» То есть планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее целей.
Организовать — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание.
Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с возложенными на них обязанностями и общим планом. Руководитель должен определить потребности работников и обеспечить способ их удовлетворения через хорошую работу.
Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.
Эти первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Коммуникация важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.
Системный подход
Применение системного подхода к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Это не набор каких-то руководств или принципов — это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям именно потому, что не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении..