Привлечение независимых исследовательских компаний и фирм для проведения маркетинговых исследований и критерии выбора.
Способ организации МИ - Привлечение независимых исследовательских компаний и фирм, оказывающих услуги по проведению маркетинговых исследований (внешних субъектов)
Организационные формы проведения МИ:
1) Исследовательские компании и фирмы универсального профиля
Характер, предоставляемых услуг.
а) синдикативные
б) стандартизированные
в) заказные
г) Интернет-услуги
2) Исследовательские компании и фирмы с ограниченным набором услуг
Характер, предоставляемых услуг.
а) проведение полевых исследований
б) услуги по кодированию и вводу данных
в) аналитические услуги
г) услуги по анализу данных
д) проведение МИ с применением фирменных разработок
Рассмотрим более подробно услуги, предоставляемые исследовательскими компаниями и фирмами.
Внешние субъекты маркетинговых исследований составляют индустрию маркетинговых исследований, в которой функционируют малые, средние, и крупные маркетинговые агентства, специализированные институты, научные центры и другие хозяйствующие субъекты.
1. Исследовательские компании и фирмы универсального профиля предлагают полный ассортимент услуг в сфере маркетинговых исследований, начиная с определения проблемы, разработки метода, разработки анкеты, проведения выборочного наблюдения, сбора данных, их анализа и интерпретации, подготовку и представление отчета. Такие компании и фирмы предоставляют следующие услуги в процессе проведения маркетинговых исследований:
- синдикативные - предоставление подписчикам информации, собранной посредством опросов, ежедневных панелей, сканирования и аудита. К ним можно также отнести полевые исследования типа «омнибус», которые выполняются на регулярной основе (еженедельно, ежемесячно или ежеквартально) с определенными респондентами, представляющими мнения отдельных групп потребителей или населения в целом. Анкета этого исследования включает в себя по два или три вопроса, инициированных 10 или 15 клиентами, и формируется путем добавления вопросов заказчиков исследования к стандартной части, которая включает сведения о поле, возрасте, доходе, уровне образования, семейном положении, количестве детей в семье, сфере деятельности. В отчет входят файл с данными опроса, проводимого при личном контакте, описание выборки, таблицы двухмерного распределения (вопросы заказчика/основные демографические характеристики), краткие аналитические результаты. Каждый клиент получает анализ ответов только на свои вопросы и оплачивает результаты по каждому своему заданному вопросу.
Таким образом, исследование типа «омнибус» позволяет заказчикам принять долевое участие в оплате дорогостоящего исследования и сэкономить средства;
- стандартизированные — маркетинговые исследования проводятся исследовательскими компаниями и фирмами стандартными методами. Их результаты обычно оформляются в виде аналитических обзоров, а информацию можно сравнивать между собой. Например, стандартизированные услуги с применением стандартных методик измерений могут предоставляться по таким темам, как мониторинг эффективности рекламы, казахстанской сети Интернет, потребления товаров и услуг, медиа-предпочтений населения, стандартные исследования рынка (сотовой связи, телекоммуникационных услуг, мебели, парфюмерии, фармацевтики и т.д.) и др. Эти услуги также продаются по синдикативному принципу:
- заказные - индивидуальные маркетинговые исследования, которые проводятся в соответствии с возникшей перед заказчиком маркетинговой проблемой. Они разрабатываются под конкретного заказчика, например, по таким направлениям, как оценка объемов и структуры спроса и предложения на товар (или услугу), выявление стиля потребителя, тестирование рекламы и др.;
- Internet-услуги - онлайновые маркетинговые исследования проводятся исследовательскими компаниями и фирмами с использованием сети Internet. При применении этой формы исследовательские компании и фирмы используют большие базы данных, потому необходимо обеспечить безопасность собственному Web-сайту.
2. Исследовательские компании и фирмы с ограниченным набором услуг специализируются на предоставлении ограниченного ассортимента услуг, а именно на проведении одного или нескольких этапов маркетинговых исследований, таких как:
- проведение полевых исследований - специализация на сборе первичной информации различными количественными и качественными методами (посредством опроса, наблюдения, эксперимента, фокус-группы);
- кодирование и ввод данных - специализации на кодировании и вводе данных, включающая редактирование заполненных анкет, разработку схемы кодирования и записи данных на цифровые носители для ввода в компьютер;
- аналитические услуги - проектирование и проведение пилотного опроса (тестировании анкеты), определение наиболее эффективных методов сбора данных, расчет выборки, применение современных методик аналитических методов (комбинаторный анализ и многомерное шкалирование) и других специализированных экспериментальных маркетинговых исследований;
- услуги по анализу данных - компьютерный анализ количественных данных с использованием современных статистических методов. Например, анализ данных, полученных во время проведения широкомасштабных исследований в форме предоставления табличных сводок (подсчет частот значений переменной); таблиц сопряженности признаков (распределение частот, в которых одновременно описываются две или больше переменные) и др.;
- маркетинговые исследования с применением фирменных разработок - применение запатентованных методов сбора и анализа данных, разработанных дня решения конкретных задач маркетинговых исследований.
Организационная форма маркетинговых исследований в значительной степени определяется размером и организационной структурой компании. В небольших фирмах, где бюджет на маркетинг ограничен, маркетинговые исследования проводятся собственными силами в соответствии с информационными потребностями.
Для оценки выбора той или иной организационной формы можно использовать следующие критерии:
стоимость исследования;
опыт их проведения;
знание особенностей продукта:
объективность исследования;
обеспеченность техникой;
конфиденциальность.